Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |

√ражданское общество


 

(, )

,  

скачать

—оциальное партнерство

√лава 1.

ѕроблема социального партнерства: теоретические подходы

—оциальное партнерство представл€ет собой форму взаимодействи€ многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позвол€ющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.

¬ этой св€зи, во-первых, требуетс€ анализ опыта формировани€ социального партнерства как особого социального института в контексте не только социально-экономической, но и политической, духовной сфер общественной жизнеде€тельности. ¬ таком ракурсе решение данной проблемы выступает составной частью стратегического направлени€ модернизации общества.

¬о-вторых, решение многих социальных проблем нередко осуществл€етс€ на договорной основе. ¬ дальнейшем подобна€ практика будет развиватьс€, расшир€€ круг рассматриваемых вопросов, углубл€€ и усложн€€ взаимосв€зь участников этого процесса, актуализиру€ тем самым вопрос об укреплении взаимодействи€ и взаимной ответственности участников социального партнерства на всех уровн€х.

¬-третьих, в современных услови€х возникает необходимость создани€ новой модели взаимодействи€ государства и общества. “еори€ социального партнерства позвол€ет выработать эту модель, а также систему мер, способную блокировать негативные последстви€ кризисных €влений, от которых никто не застрахован (€ркий пример —Ўј) .

¬ силу отмеченных обсто€тельств проблема социального партнерства выдвигаетс€ в число приоритетных направлений теории и практики социального управлени€.

§ 1. —оциальное взаимодействие

ѕриступа€ к анализу проблемы социального партнерства, мы заложили в фундамент нашего подхода пон€тие «социальное взаимодействие». ќбъ€сним почему. —оциальное взаимодействие — любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом. ѕон€тие «социальное взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как посто€нными носител€ми качественно различных видов де€тельности, то есть отношений различающихс€ по социальным позици€м (статусам) и рол€м (функци€м). —оциальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. ќбъективна€ сторона взаимодействи€ — это св€зи, не завис€щие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействи€. —убъективна€ сторона — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожидани€х соответствующего поведени€. Ёто межличностные отношени€, которые представл€ют собой непосредственные св€зи между индивидами, складывающиес€ в конкретных услови€х места и времени.

ќсобое значение дл€ исследовани€ проблемы социального партнерства имеет анализ взаимодействи€ государства и гражданского общества. ”ровень этого взаимодействи€ — один из важнейших критериев степени развитости социума. „ем теснее такое взаимодействие, тем больше благ (материальных и духовных) они могут предоставить своим гражданам.

¬заимодействие между основными структурами социума (экономической, политической и гражданской) в демократичном обществе носит многоаспектный и многомерный харак­тер, формиру€ социальные взаимоотношени€ различного типа, в том числе отношени€ общественного согласи€ (партнерства).

ѕод социальным взаимодействием подразумеваетс€ процесс обмена де€тельностью между индивидами, социальными группами, социальными институтами и т.п. ¬ государстве это институты законодательной, исполнительной, судебной власти и т.д. ¬ гражданском обществе — различные организации и ассоциации, действующие как на посто€нной, долговременной основе, так и возникающие спорадически, функционирующие в ограниченном временном масштабе. ≈стественно происходит обмен де€тельностью между государственными институтами различного уровн€, а также взаимодействие государственных институтов с институтами гражданского общества. ¬прочем, институты гражданского общества также были бы невозможны вне социального взаимодействи€ друг с другом.

—оциальное взаимодействие выполн€ет в обществе различные функции: стабилизирующую, консолидирующую и конструктивную.  ак показывает анализ общественной практики развитых демократических стран, успешное функционирование общественного организма возможно исключительно при органическом взаимопроникновении динамического и стабилизирующего начал.

»менно стабилизирующа€ функци€ социального взаимодействи€ €вл€етс€ тем механизмом, который обеспечивает гармоничное развитие демократичного общества в целом и его отдельных сфер. Ќа современном этапе такую функцию могло бы успешно выполн€ть социальное партнерство как одна из форм про€влени€ социального взаимодействи€.

¬ силу своей внутренней взаимосв€зи указанные пон€ти€ не могут рассматриватьс€ одно без другого. ѕодобно тому, как социальное взаимодействие на каком-то историческом этапе развити€ демократического государства порождает социальное партнерство, последнее формирует свой собственный механизм. ѕреломление социальных норм и ценностей через сознание индивида и его реальное действие на основе осмыслени€ этих норм и ценностей определ€ет способ социального взаимодействи€ индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом.

—оциальное взаимодействие включает следующие аспекты: передачу информации, ее получение, реакцию на нее, передачу переработанной информации, ее получение и реакцию на нее другого участника взаимодействи€.

 —оциальное партнерство уже социального взаимодействи€, оно есть не что иное, как одна из форм существовани€ последнего, олицетвор€юща€ его стабилизирующую и гармонизирующую функции. ¬ этом смысле социальное партнерство противостоит деструктивным и дезорганизующим процессам в обществе. явл€€сь одной из форм социального взаимодействи€, социальное партнерство носит всеобъемлющий характер в совокупности общественных св€зей, и следовательно, может стать приоритетной формой взаимодействи€ в различных сферах общественной жизни.

  § 2. —оциальное участие

„тобы более полно раскрыть проблематику социального партнерства, обратимс€ к теории социального участи€. ¬ зарубежной литературе разработаны и обобщены способы и методы изучени€ этого €влени€, высказаны прогнозы о характере про€влени€ социального участи€ в развитых странах.

Ќаиболее универсальное определение пон€ти€ «участие» принадлежит американскому ученому ƒж. Ќагелю: «действи€, посредством которых р€довые члены любой политической системы вли€ют или пытаютс€ вли€ть на результаты ее де€тельности.» Ётой концепции участи€ как де€тельной вовлеченности (включенности) в политику противостоит концепци€ участи€ как некой психологической вовлеченности в процессы политической жизни, принадлежаща€ X. ћакклоски (участие как «чувство вовлеченности в процессы политической жизни»).

¬ р€де работ рассматриваетс€ пон€тие «гражданское участие», под которым понимаетс€ один из принципов гражданского общества, построенного на началах конституционной демократии. »де€ гражданского участи€ предполагает включение управл€емых (т.е. граждан) в управление (в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов), вли€ние на прин€тие решений и контроль над их исполнением на «низовом» (местном) уровне.

—оциальное участие — вовлечение граждан в реализацию государственных программ, решение проблем, сто€щих перед обществом, с целью снижени€ социальной напр€женности, устранени€ конфликтов. ¬ основе взаимодействи€ общественности и органов государственной власти находитс€ принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками и органами исполнительной власти. √лавна€ цель этого взаимодействи€— развитие гражданского сознани€ и создание благопри€тного общественно-политического климата.

”частие рассматриваетс€ как вли€ние на процесс прин€ти€ политических решений, с одной стороны, а с другой, как воздействие на характер и ход реализации тех практических программ, которые принимаютс€ органами государственного управлени€. ѕри этом многие авторы раздел€ют пон€ти€ «политическое» и «инструментальное» участие, понима€ под первым про€вление более или менее стихийной активности, которое не всегда поддаетс€ инструментальной интерпретации, а под вторым— участие, опирающеес€ на процедуры социально-политической активности, имеющие инструментальный характер и эффективно осуществл€емые в демократическом ценностном контексте.

»менно эта форма участи€ несет в себе элементы социального партнерства. ”частие во власти не только политическое, но и социальное, а именно: вовлечение людей в реализацию государственных программ, не только политических, но и административно-управленческих актуализирует проблематику социального партнерства.

”частие есть неотъемлемое свойство не только политической, но и любой управл€емой (или самоуправл€емой) общности  людей и служит одним из средств выражени€ и достижени€ их интересов. ¬ услови€х государственно-организованного общества вовлеченность граждан в процесс прин€ти€ решений и управление в той или иной степени политизируетс€ в социальной, экономической и культурной сферах. —оциальное участие оцениваетс€ как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитани€, разрешени€ конфликтов.

јнализ основных теоритических подходов к изучению социального партнерства позвол€ет сделать вывод, что оно представл€ет собой высшую форму социального взаимодействи€, олицетвор€ет его гармонизирующую функцию, противостоит деструктивным процессам в демократичном обществе, позвол€ет организовать разумное функционирование социума, ориентированное на всеобщее благо.

–езюме

1. —оциальное партнерство представл€ет собой форму взаимодействи€ многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позвол€ющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.

2. ¬ основу теоретического подхода к анализу социального партнерства положено пон€тие «социальное взаимодействие». 0но выражает характер и содержание отношений между людьми, в том числе социального партнерства.

3.—оциальное взаимодействие выполн€ет в обществе различные функции: стабилизирующую, консолидирующую и конструктивную. Ќа современном этапе общественного развити€ основным механизмом выполнени€ стабилизирующей функ­ции €вл€етс€ социальное партнерство.

4.—ледующий подход к изучению социального партнерства — теори€ социального согласи€. ќна отражает разновидность общественных отношений, характеризующихс€ принци­пиальным единством взгл€дов и действий множества людей. —огласование целей между всеми общественными силами обеспечивает институт социального партнерства.

5.≈ще один подход— теори€ социального участи€. ќна объ€сн€ет процесс вовлечени€ людей в решение проблем, сто€щих перед государством и обществом. ¬ основе взаимодействи€ общественности и органов власти находитс€ принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства.

 √лава 2.

—оциальное партнерство: опыт конструировани€

¬о второй половине XX века в демократичных массовых обществах наступает эпоха социального партнерства ключевых социальных сил — государства, капитала и труда. ≈е развитие св€зано с реализацией социальной идеи сообщества интересов (community interest) — добровольного сотрудничества всех общественных групп во им€ социального мира и пор€дка как основы прогресса и процветани€ общества. —оциальное партнерство €вл€етс€ новым рыночным механизмом человеческой консолидации, достижени€ общественного согласи€ в долгосрочной перспективе. Ёто обусловливает сложную проблематику достижени€ в услови€х частной собственности, конкурентных отношений и социального неравенства консенсусных отношений государства, капитала и труда, социального партнерства предпринимателей, акционеров, работодателей, наемных работников. ≈е разрешение наполн€ет социальное пространство отношени€ми взаимного спроса, взаимовыгодного его удовлетворени€ и сотрудничества.

–ешение проблемы социального партнерства св€зано с ответом на вопросы:

-   какова природа и главна€ цель социального партнерства при наличии функциональных групп интересов;

-   какова конструктивна€ основа социального партнерства как системы цивилизованных общественных отношений;

-какова регулирующа€ роль социального государства в развитии социального партнерства;

- как реализуетс€ принцип социальной справедливости в партнерских отношени€х и др.

§ 1. Ќовое качество общественных отношений

ќбщество €вл€етс€ изотропной иерархизированной системой. ѕроблема заключаетс€ в том, что состав участников разных уровней социальных взаимодействий многообразен и каждый из них выбирает (делает выбор), что и как делать: принимает решение и примир€етс€ с его последстви€ми. —ледовательно, в целом участники руководствуютс€ при этом противоречивыми ценност€ми одновременно, что создает ситуации: 1) противоборства (конфликт) интересов; 2) конкуренции (соревнование); 3) социального неравенства. Ёти социальные €влени€ составл€ют универсальные свойства социума, и проблема заключаетс€ в том, что нужно научитьс€ «жить вместе» и управл€ть социальными процессами в услови€х их действий.

‘ормирующеес€ при этом социальное самочувствие есть динамическое образование, в котором в концентрированном виде выражены чувства и умонастроени€ людей (удовлетворенность — неудовлетворенность) по поводу актуальной жизненной ситуации, их материального и духовного благополучи€. јктивные массовые настроени€, имеющие поведенческую компоненту, возникают, когда имеет место расхождение (согласование) двух факторов: прит€заний (экспектаций) людей и возможностей их удовлетворени€. ¬ результате в социальной среде имеет место «веер» состо€ний от сотрудничества до противоборства (нейтральность выражает состо€ние невмешательства).

Ќеодинаковость людей, социальных групп в своих интересах и убеждени€х обусловливает потребность поиска истины «жизни вместе». Ќужен баланс интересов — некий социальный вектор, содержащий в себе примир€ющие и сближающие начала, ведущие к сотрудничеству и социальному партнерству в обществе. ќбладание механизмами регулировани€ и контрол€ данных социальных взаимодействий открывает возможность гармонизации социальной среды и осуществлени€ эффективного управлени€. ƒл€ сотрудничества характерно социальное взаимодействие партнеров на основе взаимной выгоды по достижению общей цели и решению единых задач. ќно обладает чертами: согласи€, взаимопонимани€ и доверительных отношений.

Ќа компромиссной основе достигаетс€ сотрудничество, переход€щее в социальное партнерство (фр. partenaire — участник совместной де€тельности). Ёто цивилизованна€ форма общественных отношений целого, котора€ €вл€етс€ легитимной добровольной согласованностью противоположных интересов, координаци€ (защита) усилий различных социальных  групп, их общественных объединений, организаций и властных структур в решении определенных социально-экономических проблем, достижении единой позиции (социального консенсуса) путем переговоров, взаимных консультаций и заключени€ соответствующих соглашений (договоров).

»де€ социального партнерства дает духовную основу и жизненный стимул общественным отношени€м, которые делают его преобразующей общество демократической силой.

—убъектами социального партнерства выступают:

 а) представители государства – исполнительные органы власти;

    б)    представители капитала - предприниматели, акционеры, работодатели и их общественные объединени€;

в) представители труда - наемные работники и их профессиональные многообразные объединени€;

 г) негосударственные некоммерческие организации, способствующие удовлетворению нематериальных потребностей граждан (групп населени€), нуждающихс€ в социальной защите. ѕризнание и уважение партнеров €вл€етс€ предпосылкой их социальной общности.

 

—оциальное партнерство опираетс€ на:

а)законодательные акты, выработанные с участием всех договаривающихс€ сторон;

б)социальные институты, посредством которых достигаетс€ общее согласие — трехсторонние согласительные комиссии, коллективные договора;

в)равную ответственность сторон, способных обеспечивать вз€тые договорные об€зательства.

√енеральное направление социального партнерства — это полноценное представительство функциональных групп интересов, создание единого социокультурного пространства.

—оциальное партнерство характеризуетс€ следующими чертами:

1. Ќаличие у взаимодействующих сторон «групп интересов», которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели.

2.ќтношени€ взаимодействующих сторон ориентируютс€ на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путем соглашений (консенсуса), а не на конфронтацию.

3. ÷ивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов) при непосредственном и равноправном участии тех, кого это касаетс€.

4. ќб€зательность и равна€ ответственность сторон за исполнение добровольно прин€тых решений (соглашений, договоров и т.п.).

б.ѕолномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию.

6. Ќаличие правовой базы дл€ ведени€ переговоров и контрол€ над исполнением прин€тых соглашений, об€зательств.

ѕеречисленные черты отражают взаимную заинтересованность участвующих сторон в создании социального партнерства (социальные группы, организации, государство), в формировании атмосферы взаимопонимани€, согласи€, сплоченности и стабильности. ќни обеспечивают социальный пор€док, устойчивое социально-экономическое развитие и цивилизованное решение жизненных общественных проблем во им€ благососто€ни€ и благополучи€ всех. ƒанное сотрудничество социальных сил может носить принудительный или добровольный характер. ѕоследний формируетс€ на основе выгоды: люди св€зывают свои интересы и жизни потому, что им это выгодно. ¬ этом заключена суть социального обмена как об€зательного компонента социального партнерства.

§2 Ќекоммерческа€ де€тельность.

ќдна из разновидностей социального партнерства св€зана с де€тельностью негосударственных некоммерческих организаций (ЌЌќ), действующих в социально-культурной сфере и замен€ющих бюджетные учреждени€, финансируемые в сметном пор€дке. ƒе€тельность ЌЌќ направлена на оказание социально значимых услуг благополучател€м не с целью получени€ экономической прибыли, а дл€ осуществлени€ с альтруистическими мотивами благотворительных акций, медицинской помощи, поддержки образовательных программ, защиты окружающей среды и т.п. ƒл€ властных структур это завидный партнер, берущий на себ€ заботы по адресной социальной помощи определенным группам населени€ с использованием внебюджетных средств.

√лавной проблемой дл€ ЌЌќ €вл€етс€ поиск необходимых средств дл€ своей добровольческой общественно полезной де€тельности. ѕри этом имеет место сочетание финансово-материальных источников. — одной стороны, это поиск сильных спонсоров (франдрайзинг) как в структурах бизнеса, различных фондах, так и среди физических лиц, добровольцев, осуществл€ющих бесприбыльные вложени€ или собственные усили€ (до 50%) в де€тельность ЌЌќ. — другой, это организаци€ собственной де€тельности, принос€щей доход (до 45%). ѕолученные финансово-материальные средства обеспечивают достижение специальных уставных целей, сто€щих перед конкретными ЌЌќ (80%), а также их стабильное развитие (20%).

Ќекоммерческий вид социального партнерства приносит взаимные выгоды. ¬о-первых, ЌЌќ как социально ориентированные общественные организации оказывают помощь населению и госструктурам (социальный эффект): члены организации при достижении своих целей получают моральное удовлетворение в поведенческом отклике тех, кому оказаны социально значимые услуги. ¬о-вторых,  структуры бизнеса (добровольцы) за спонсоринг де€тельности ЌЌќ получают выигрышные дл€ себ€ социальные характеристики — репутацию, престиж, авторитет в общественном мнении и отношении к ним со стороны общественности: это €вл€етс€ добавленной стоимостью в общей стоимости бизнес-единицы и ее продукции. ¬-третьих, наиболее универсальный метод государственной поддержки ЌЌќ и все тех, кто финансово-материально поддерживает их де€тельность, — это льготы по налогообложению и неналоговым сборам (таможн€, использование государственного имущества и др.). ќни предоставл€ютс€ при условии соблюдени€ требований к распределению доходов от де€тельности, пр€мо направленной на достижение спонсорских целей. ƒанное средство платежа государство предоставл€ет за некоммерческую де€тельность дл€ того, чтобы ее субъекты, достига€ своих целей, одновременно способствовали реализации гражданских прав и свобод человека и выполнению им своих соответствующих социальных об€занностей.

“аким образом, главна€ цель социального партнерства заключаетс€ в необходимости учета многообрази€ (разницы) функциональных групп интересов и их согласовани€ (сбалансированности), а не нивелировани€. ≈е достижение €вл€етс€ важнейшим условием жизнеспособности и устойчивости политической системы, развити€ социально-экономической сферы, формировани€ гражданского общества.

ћатериал подготовлен сотрудниками ÷ентра изучени€ правовых проблем, по материалам исследований зарубежных специалистов.


 

               ƒиректор                                 јсь€нов Ў.ћ.


 

 

 

 


ѕредлагаем статью, посв€щенную роли адвокатуры в гражданском обществе.
17-18 ма€ 2007 года Ќаучно-исследовательским институтом частного права  азахского гуманитарно-юридического университета, Ќемецким обществом по техническому сотрудничеству (GTZ) и ёридической фирмой ««ангер» была организована международна€ научно-практическа€ конференци€ на тему «√ражданское право в системе права», проводимой в рамках ежегодных цивилистических чтений. Ќа конференции принимали участие видные ученые из стран —Ќ√ и стран дальнего зарубежь€. Ќаши сотрудники јсь€нов Ўамиль ћударисович и јнартаев »смаилжон также были приглашены организаторами  онференции. ѕредлагаем вашему вниманию доклад јсь€нова Ў. «ћежотраслевые св€зи гражданского права» , подготовленный дл€ участи€ в конференции.
¬ насто€щее врем€ органами юстиции зарегистрировано 4589 организаций, 53 международных и иностранных представительства. ¬сего негосударственных некоммерческих организаций 415 – это ассоциации, фонды, профсоюзы, партии, движени€, федерации и центры. ‘ункционирующие в республике ЌЌќ активно участвуют в жизни страны, ведут работу по защите экономических, социальных, культурных прав и свобод граждан («Ќародное слово» 19.XII.2006). ƒе€тельность общественных организаций осуществл€етс€ на основании следующих законов: ќ гаранти€х де€тельности ЌЌќ, ќ Ќегосударственных некоммерческих организаци€х, ќб общественных объединени€х в –еспублике ”збекистан, ќб общественных фондах. Ќа основании следующих нормативно-правовых актов осуществл€етс€ работа с грантами и международной гумманитарной помощью: ѕостановление  ћ –”з є31, ѕостановление ћё –”з є438-3, ѕостановление  ћ –”з є268. ѕредлагаем ¬ашему вниманию текст «акона –еспублики ”збекистан «ќ благотворительности», подписанный ѕрезидентом 2 ма€ 2007 года, ѕостановление  ћ –”з є132, ѕостановление  ћ –”з є86 от 28.04.2007г. "ќб утверждении ѕоложени€ о пор€дке государственной поддержки де€тельности негосударственных некоммерческих организаций".