Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
16.05.2012

ќ“ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ√ќ -   ќЅў≈—“¬≈ЌЌќћ”

Ќорма, N 20 от 15 ма€ 2012 года

ќбщественный или гражданский контроль - это де€тельность, осуществл€ема€ неправительственными, в нашей стране - негосударственными, организаци€ми, общественными объединени€ми и отдельными гражданами, направленна€ на вы€вление и пресечение нарушений различных прав и свобод человека органами власти и управлени€, их должностными лицами, нацеленна€ на защиту людей, пострадавших от таких нарушений, а также на совершенствование права, общественного и государственного управлени€ и обеспечение справедливости.

Ќа себе мы ощущаем это тогда, когда сталкиваемс€ с необходимостью защищать свои законные интересы. ¬ современном ”збекистане первые попытки защиты конституционных прав с помощью общественности обозначены вступлением граждан и предпринимателей, в зависимости от рода своей профессиональной де€тельности, в члены “оргово-промышленной палаты, политических партий, профсоюзов и других ЌЌќ.
— течением времени жизнь предъ€вл€ет все новые требовани€ к стандартам общественного существовани€, указыва€ на необходимость правового регулировани€ отношений "личность - общество - государство". ¬  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране ѕрезидент »слам  аримов одним из важных направлений определил реализацию задач по обеспечению открытости де€тельности государственных органов власти и управлени€, широкого доступа населени€, общественных объединений к информации о принимаемых ими решени€х и прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.
—убъектами законодательной инициативы было подготовлено несколько версий проекта закона, а рабоча€ группа по реализации положений  онцепции, обобщив их, предложила дл€ обсуждени€ вариант законопроекта "ќб общественном контроле в –еспублике ”збекистан".
—овременна€ мирова€ практика обеспечени€ прозрачности де€тельности государственных органов определ€ет содержание общественного контрол€, который включает:
наблюдение за де€тельностью подконтрольных субъектов;
получение всесторонней информации о выполнении ими предписаний;
анализ таких данных;
предупреждение и вы€вление правонарушений.
»нтересна практика молодых государств. “ак, опыт —ингапура по противодействию коррупции в госструктурах действительно уникален. ќно осуществл€лось не столько специальными службами, но в большей степени общественными комисси€ми, де€тельность которых за последние 20 лет позволила истребить эту разъедающую государство и экономику "ползучую" угрозу, сформировать стойкое общественное мнение на непри€тие коррупции во всех ее про€влени€х и уровн€х.
÷елью модельного проекта «акона ”краины Ђќ гражданском (общественном) контроле за государственной де€тельностьюї €вл€етс€ обеспечение неотъемлемых конституционных и иных предусмотренных международными договорами, согласие на об€зательность которых дано ¬ерховной –адой ”краины, прав и свобод человека, подчинение политики ”краинского государства, де€тельности его органов и должностных лиц интересам гражданского общества, установление эффективного общественного контрол€ осуществлени€ государством своих конституционных функций.
ќсновные задачи общественного контрол€ де€тельности государственных органов в данной дружественной стране вид€тс€ в контроле:
1) соблюдени€ государственными органами нормативных предписаний;
2) соответстви€ правовых актов, издаваемых государственными органами, законам;
3) целесообразности управленческих решений государственных органов по организации и осуществлению их де€тельности;
4) соблюдени€ установленных дл€ государственных органов запретов и ограничений, служебной дисциплины, своевременного и качественного выполнени€ возложенных на них об€занностей;
5) подбора, расстановки, повышени€ квалификации кадрового состава государственных органов;
6) соблюдени€ прав и свобод, охран€емых законом интересов граждан;
7) рационального распределени€ и использовани€ материальных, финансовых и иных ресурсов, соблюдени€ режима экономии.
¬ европейских и североамериканских странах субъектами общественно-правового контрол€ де€тельности государственных органов €вл€ютс€: общественные организации, зарегистрированные на территории государства в установленном законом пор€дке (политические партии, общественные объединени€, профсоюзы, правозащитные движени€); общественные советы (палаты); —ћ»; граждане и другие категории населени€.
√овор€ об успешной организации общественного контрол€ на самом высоком уровне можно привести в пример де€тельность ќбщественной палаты –оссии.
ќбщественна€ палата –оссийской ‘едерации избираетс€ каждые 2 года (с 2012 года Ц каждые 3 года) и осуществл€ет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправлени€ в цел€х учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в цел€х осуществлени€ общественного контрол€ де€тельности органов власти.
ќбщественна€ палата проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов –‘, проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти –‘ и органов местного самоуправлени€.
“ретий состав (2010Ц2012 гг.) ќбщественной палаты –‘ представл€ют 12 комиссий, кажда€ из которых занимаетс€ определенной сферой общественной жизни. Ёто комиссии по общественному контролю за де€тельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы; по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей; по межнациональным отношени€м и свободе совести; по коммуникаци€м, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации; по образованию и науке; по культуре; по здравоохранению; по формированию здорового образа жизни, спорту и туризму; по экологической политике и охране окружающей среды; по экономическому развитию и поддержке предпринимательства; по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о Ќ ќ; по местному самоуправлению и жилищной политике; по трудовым отношени€м и пенсионному обеспечению; по вопросам развити€ гражданского общества; по социальной и демографической политике; по сохранению культурного и духовного наследи€.
¬о второй половине ’’ века в мире стали создаватьс€ и набирать силу экологические организации, движени€ и партии, поставившие себе целью защиту окружающей среды, животного и растительного разнообрази€, пропаганду здорового образа жизни в гармонии с природой, внедрение "зеленых" технологий, а также развившие новую форму общественного контрол€ - экологического. ¬ ”збекистане Ёкологическое движение активно работает и уже получило возможность осуществл€ть не только "зеленый", но и парламентский контроль.
¬ переходный период по€вл€ютс€ дополнительные формы - "смешанные" - общественно-государственного или "делегированного" контрол€, то есть ввод€тс€ институты разного вида и типа омбудсманов, которые предельно открыты обществу, контролируют правоприменение и де€тельность госорганов и должностных лиц, а порой и обладают правом законодательной инициативы, содейству€ лучшему управлению, защища€ различные права и свободы человека. ¬ разных странах действуют как общие, так и специализированные службы: омбудсманы банков, университетов и школ, больниц и психиатрических лечебных заведений, по защите личных данных, обеспечению равенства полов, правам потребителей, детей, пациентов медицинских учреждений, военнослужащих, охране окружающей среды.
  примеру, в эпоху развити€ информационных технологий требует нового подхода защита индивидуальной информации. Ќова€ реальность породила необходимость такой защиты - в мире существует "черный рынок" индивидуальных данных. Ћичные данные (им€, фамили€) сами по себе не €вл€ютс€ тайной. ќднако у интернет-провайдеров, в медицинских учреждени€х и у операторов мобильной св€зи собрано достаточно личной информации о человеке. ≈жегодно 28 €нвар€ в мире отмечаетс€ как ƒень защиты индивидуальной информации, главной целью которого €вл€етс€ напоминание населению о необходимости защиты индивидуальной информации как непременного элемента самоидентичности.
”полномоченные по вопросам информации также призваны обеспечивать соблюдение законодательства о средствах массовой информации, осуществл€ть контроль за тем, чтобы де€тельность —ћ» по поиску, получению, производству и распространению массовой информации соответствовала требовани€м законодательства и не приводила к нарушению прав человека на доступ к информации, незаконному вторжению в частную жизнь.
¬ 17 федеральных земл€х √ермании действуют омбудсмены по защите личных данных. ¬  анаде ”полномоченный по вопросам информации наделен широкими полномочи€ми по расследованию жалоб лиц, которым отказано в доступе к информации, а также по выработке рекомендаций в отношении такого доступа. ј в Ўвейцарии существует пост федерального комиссара по защите информации.
¬ ¬енгрии ѕарламентский ”полномоченный по защите данных и права на информацию осуществл€ет свою де€тельность с целью охраны гарантированных  онституцией прав на защиту личных данных и на оглашение информации, значимой с точки зрени€ общественного интереса. —ледует отметить, что нар€ду с общеприн€тыми требовани€ми, предъ€вл€емыми к кандидату на должность ”полномоченного, такие как наличие гражданства страны, высшее образование, стаж работы не менее 10 лет, об€зательно необходим опыт в области ведени€ и надзора за судебным производством по делам о защите данных или в смежных отрасл€х.   ѕарламентскому ”полномоченному вправе обратитьс€ любое лицо при нарушении его прав, либо непосредственной угрозы такого нарушени€ в св€зи с обработкой его личных данных или полагающимс€ ему доступом к информации, за исключение случаев, когда по данному делу ведетс€ судебное разбирательство. ѕри осуществлении своих об€занностей ”полномоченный имеет право доступа на территорию любого учреждени€ в стране, в котором ведетс€ обработка данных.
¬ ¬еликобритании защиту личных данных осуществл€ет комиссар по информации. ѕри этом не исключаетс€ существование поста телекоммуникационного омбудсмана и информационного трибунала, которые также исследуют вопросы, св€занные с защитой личных данных и свободы информации. ¬ ”збекистане, динамично вливающемс€ во всемирное информационное пространство, тоже ощущаетс€ необходимость создани€ подобного института.
“акже в р€де стран, помимо Ђнародныхї защитников экологических прав, есть ”полномоченные по вопросам окружающей среды, которые также способствуют реализации права граждан на благопри€тную окружающую среду. “ака€ должность по проблемам окружающей среды была учреждена в Ќовой «еландии. ¬ своей де€тельности ”полномоченный парламентом по проблемам окружающей независим от органов исполнительной власти, отчасти это обеспечиваетс€ пор€дком его назначени€ на должность и отстранени€ от должности. Ќазначаетс€ он на 5-летний срок и осуществл€ет контроль за действи€ми правительства по использованию и сохранению природных ресурсов; расследует случаи по фактам нанесени€ ущерба окружающей среде; оценивает эффективность предпринимаемых государственными власт€ми мер планировани€ управлени€ в области охраны окружающей среды; дает ответы на запросы ѕалаты представителей по вопросам своей компетенции. јналогична€ должность существует и в  анаде. ¬ этой стране роль ”полномоченного по вопросам окружающей среды и стабильного развити€ √енерал-губернаторства состоит в помощи парламентари€м в осуществл€емом ими надзоре за усили€ми федерального правительства по защите окружающей среды и обеспечению стабильного развити€ путем проведени€ мониторинга, предоставлени€ общественности объективного, независимого анализа и рекомендаций.
¬ мировой практике обеспечить контроль подлинного равноправи€ между полами, прежде всего в трудовых отношени€х, призваны омбудсманы по равным возможност€м, первые из которых начали действовать в скандинавских странах в конце 70-х годов прошлого века. –еагиру€ на жалобы в св€зи с имевшими место нарушени€ми в этой сфере, а также по собственной инициативе омбудсман изучает случаи нарушений по гендерному признаку, делает их досто€нием общественности. –ассмотрение вопросов может быть инициировано частными лицами, группами людей или организацией, —ћ».
–екомендации омбудсмена по вопросам равноправи€ полов обычно выполн€ютс€, в противном случае дело может быть направлено в јпелл€ционный совет, суды, —ћ». ¬тора€ функци€ омбудсмена заключаетс€ в предоставлении органам власти и населению информации о положени€х «акона о равноправии и де€тельности бюро омбудсмена по вопросам равноправи€ полов. ¬ Ќорвегии, например, каждый гражданин, включа€ представителей средств массовой информации, имеет доступ к документам (письмам), получаемым или направл€емым в государственные органы, включа€ и омбудсмена. ќмбудсмен по вопросам равноправи€ полов Ќорвегии вправе подн€ть вопрос о структурной дискриминации в обществе, выразить свое мнение и сделать оценку предложений по новым законам.
¬ нашей стране многие функции такого института исполн€ет  омитет женщин, тесно сотрудничающий с профсоюзами и ћинистерством труда и социальной защиты населени€, и его территориальные структуры.
ƒл€ гражданского контрол€ в вооруженных силах по всему миру широко внедр€етс€ германский опыт. ”полномоченный Ѕундестага (нижней палаты парламента ‘–√) по делам военнослужащих, €вл€€сь гражданским лицом, как, впрочем, и весь многочисленный штат его сотрудников, предотвращает про€вление неуставных отношений в армии, осуществл€ет мониторинг расходовани€ средств на оборону, создани€ благопри€тной обстановки дл€ военнослужащих, в какой бы части земного шара они ни находились, достойных условий жизнеде€тельности их семей.
Ќеобходимо сказать и об общественных омбудсманах, которые учреждены неправительственными организаци€ми и работают под их эгидой. ќни осуществл€ют надзор главным образом за де€тельностью негосударственных организаций и предпри€тий и представл€ют общественность. ¬ частности, омбудсманы учебных заведений - к примеру, в —Ўј их более 100. ¬первые университетский омбудсман в —оединенных Ўтатах был назначен в государственном ¬ашингтонском университете в 1969 году. ќн был призван не измен€ть существующие в университете административные, апелл€ционные механизмы рассмотрени€ жалоб, а неформально усовершенствовать де€тельность администрации, стать каналом компромиссного взаимодействи€ между управленческими службами, студентами, профессорами, сотрудниками, защищать права и интересы личности внутри университетского сообщества.  стати, така€ должность учреждена и в р€де образовательных учреждений субъектов –оссийской ‘едерации.
 роме того, в —Ўј действуют около 500 корпоративных омбудсманов, которые создаютс€ в различных компани€х и корпораци€х, учреждени€х и структурах, таких как IBM, General Electric, FedEx, ATT, Bank of America, Washington Post, Henry Ford Hospital и т.д. ќни представл€ют собой внутреннее структурное подразделение, создаваемое дл€ урегулировани€ возникающих в рамках данной организации конфликтов, в частности, между работодателем и работниками, между управленческим персоналом и подчиненными, между самими cотрудниками.  орпоративные омбудсманы могут действовать как в частных организаци€х, так и в транснациональных и государственных учреждени€х, а их де€тельность не требует законодательного регулировани€: они ввод€тс€ на основании внутреннего административного акта.
”збекистан имеет собственную концепцию государственного и общественного строительства. “ем не менее при обсуждении законопроекта "ќб общественном контроле в –еспублике ”збекистан" законодатели примут во внимание положительный и интересный опыт эффективного общественного контрол€ других стран.

ћаъруф ”сманов,
главный консультант
ќќќ "Norma-Hamkor".