Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
15.09.2012

 ќЌ‘≈–≈Ќ÷»я √–ј∆ƒјЌ— ќ≈ ќЅў≈—“¬ќ » Ё‘‘≈ “»¬Ќџ≈ ћ≈’јЌ»«ћџ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

ЂЁффективные механизмы участи€ институтов гражданского общества в осуществлении общественного контрол€ в услови€х демократизации государства и формировани€ гражданского общества: опыт ”збекистана и зарубежных странї. “акова была тема международной научно-практической конференции, прошедшей в “ашкенте.
√лавна€ цель форума Ч ознакомление международного экспертного сообщества со стратегией и политико-правовым опытом ”збекистана в сфере формировани€ и развити€ институтов гражданского общества, рассмотрение практического участи€ институтов гражданского общества в осуществлении общественного контрол€, обсуждение и выработка рекомендаций по совершенствованию проекта закона Ђќб общественном контролеї.
ќсновной акцент в ходе международной научно-практической конференции был сделан на рассмотрение практической реализации основных положений  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, выдвинутой ѕрезидентом »сламом  аримовым в но€бре 2010 года.
ќрганизаторами меропри€ти€ выступили Ќациональный центр –еспублики ”збекистан по правам человека, Ќезависимый институт по мониторингу формировани€ гражданского общества, Ќациональна€ ассоциаци€ негосударственных некоммерческих организаций ”збекистана, ÷ентр изучени€ правовых проблем (“ашкент) при поддержке ћеждународного центра некоммерческого права (—Ўј), ‘онда имени ‘. Ёберта (√ермани€) и ѕрограммы развити€ ќќЌ.
¬ его работе прин€ли участие зарубежные эксперты из —Ўј, √ермании, ёжной  ореи, японии, »зраил€, сотрудники дипломатических представительств и международных организаций, аккредитованных в ”збекистане, а также члены —ената и депутаты «аконодательной палаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, представители органов государственной власти и управлени€, активисты республиканских и региональных ЌЌќ, специалисты р€да отечественных научно-исследовательских, образовательных учреждений и ведущие —ћ» страны.
ќтмечалось, что важнейшей задачей достижени€ поставленной цели по демократизации страны, реализации принципа Ђќт сильного государства Ч к сильному гражданскому обществуї €вл€етс€ создание и развитие, всемерное усиление роли и значени€ институтов гражданского общества Ч негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправлени€ граждан, профессиональных союзов, общественных объединений, фондов и —ћ», которые образуют основу гражданского общества, определ€ют его содержание. —егодн€ они станов€тс€ важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, создают услови€ дл€ реализации гражданами своего потенциала, повышени€ их общественной, социально-экономической активности и правовой культуры.
–азвита€ структура гражданских институтов призвана содействовать обеспечению межнационального, межконфессионального согласи€, стабильности в стране и поддерживать баланс интересов в обществе, эффективную работу системы общественного контрол€ за де€тельностью государственных и властных структур. »нституты гражданского общества в сотрудничестве с независимыми средствами массовой информации должны не только выражать, но и формировать общественное мнение и общественное сознание.
ќсобо подчеркивалось, что в ”збекистане реализован комплекс организационно-правовых мер по усилению участи€ негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправлени€ граждан, средств массовой информации в реализации общественного контрол€, обеспечении прозрачности в де€тельности органов государственной власти и управлени€.
¬ частности, в законах –еспублики ”збекистан Ђќ средствах массовой информацииї, Ђќ принципах и гаранти€х свободы информацииї, Ђќ гаранти€х и свободе доступа к информацииї, Ђќ гаранти€х де€тельности негосударственных некоммерческих организацийї и р€де других нормативно-правовых документов обеспечены конституционные гарантии прав граждан, —ћ» и ЌЌќ свободно и беспреп€тственно искать, получать, исследовать, передавать и распростран€ть информацию, а также принципы общедоступности, открытости и достоверности информации.
Ћогическим продолжением мер по развитию институтов гражданского общества в ”збекистане €вилась  онцепци€ дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, предложенна€ главой нашего государства. ƒанный программный документ предусматривает разработку и прин€тие законов Ђќб общественном контролеї, Ђќ социальном партнерствеї, Ђќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€ї, Ђќб экологическом контролеї, призванных обеспечить установление баланса частных, общественных и государственных интересов, повысить прозрачность и эффективность де€тельности государственных органов путем вовлечени€ институтов гражданского общества в процесс управлени€ делами государства и общества.
ќсобое значение в данном контексте имеет дальнейшее совершенствование института общественного и гражданского контрол€ над де€тельностью государственных и властных структур, которые €вл€ютс€ одними из важнейших элементов обеспечени€ эффективной обратной св€зи общества с государством, вы€влени€ умонастроени€ людей, их отношени€ к проводимым в стране преобразовани€м.
ћеждународный форум предоставил возможность широкой аудитории еще раз изучить опыт развитых демократических государств и сопоставить его с национальным, поскольку такой механизм взаимодействи€ позвол€ет обмен€тьс€ мнени€ми с международными экспертами, изучить и, возможно, перен€ть с учетом местных особенностей лучшие достижени€ зарубежных стран.
¬ выступлени€х отечественных экспертов было отмечено, что на данный момент в  онституции –еспублики ”збекистан и более чем в 40 нормативно-правовых актах предусматриваетс€ право институтов гражданского общества на осуществление общественного контрол€ в таких сферах, как охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, социальна€ защита населени€, защита прав потребителей, охрана социально-экономических прав граждан, и других. «начительный практический опыт наработан органами самоуправлени€ граждан, профессиональными союзами, Ёкологическим движением ”збекистана, ќмбудсманом, Ќациональным центром –еспублики ”збекистан по правам человека и другими.
ƒейственным механизмом общественного контрол€ €вл€ютс€ средства массовой информации. »менно они призваны участвовать в контроле за де€тельностью органов власти путем вы€влени€, сбора, обработки и распространени€ сведений об их недостатках, про€влени€х бюрократизма, административного произвола и других проблем. ѕрактически —ћ» оказывают сильное вли€ние на умы, настроени€, мировоззрение всех членов общества, сопоставимое с воздействием официальных властей.
¬ ”збекистане решение вопросов, св€занных с повышением эффективности де€тельности средств массовой информации на пути к нашей самой заветной цели Ч зан€ть прочное место в р€ду развитых современных демократических государств, с достижением независимости прессы на деле, в первую очередь за счет обеспечени€ экономической самосто€тельности, необходимой дл€ ее устойчивого развити€, имеет решающее значение. ѕоэтому сегодн€ представители отечественных средств массовой информации принимают активное участие в подготовке и прин€тии на основе  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране законов Ђќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€ї, Ђќ телерадиовещанииї, Ђќб экономических основах де€тельности —ћ»ї, Ђќ гаранти€х государственной поддержки —ћ»ї и р€да других новых законов.
¬ ходе научно-практической конференции была рассмотрена де€тельность Ќациональной ассоциации ЌЌќ ”збекистана по привлечению ЌЌќ к осуществлению общественного контрол€ путем проведени€ с их участием общественных экспертиз законопроектов Ђќб общественном контролеї, Ђќ социальном партнерствеї, Ђќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€ї, Ђќб экологическом контролеї и проведени€ общественных слушаний о реализации законов Ђќ гаранти€х де€тельности ЌЌќї, Ђќб органах самоуправлени€ гражданї, Ђќ зан€тости населени€ї, Ђќб охране здоровь€ гражданї, Ђќб охран€емых природных территори€хї, Ђќ санитарном надзореї и других.
”частниками меропри€ти€ особое внимание было уделено возрастающей роли Ёкологического движени€ ”збекистана по активизации участи€ ЌЌќ и граждан в процессе совершенствовани€ экологического законодательства, осуществлени€ контрол€ за рациональным использованием природных ресурсов и охране окружающей среды, а также разработке проекта закона –еспублики ”збекистан Ђќб экологическом контролеї.
—обравшимс€ на конференции рассказали об участии профессиональных союзов в проведении общественного контрол€. »х уникальность как общественного объединени€ заключаетс€ в том, что они участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого процесса: в правотворчестве, правоприменении, профилактике нарушений законодательства, а также восстановлении нарушенных прав работников.
—ловом, институты гражданского общества сегодн€ станов€тс€ важным фактором защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей, дают возможность гражданам реализовать свой потенциал, способствуют поддержанию баланса интересов в обществе.
—оздание же системного эффективного правового механизма осуществлени€ контрол€ за исполнением актов законодательства органами государственной власти и управлени€ со стороны общества, гражданских институтов предполагаетс€ решить в рамках «акона Ђќб общественном контролеї, который будет способствовать усилению роли и значени€ институтов гражданского общества в процессе модернизации и демократизации страны.
¬ажно сказать о том, что в рамках разработки законопроекта Ђќб общественном контролеї обеспечено широкое и активное вовлечение различных институтов гражданского общества в процесс подготовки законопроекта, проведены критический анализ и пересмотр действующих актов законодательства, глубоко изучен национальный и международный опыт, а также широкое обсуждение законопроекта среди общественности, в том числе путем проведени€ конференций и Ђкруглых столовї с участием ќ—√, ЌЌќ, —ћ». ¬ ходе состо€вшихс€ дебатов участники высказали р€д предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию де€тельности Ђтретьего сектораї, которые впоследствии были тщательно изучены, а некоторые из них включены в основу законопроекта.
Ќа научно-практической конференции зарубежные эксперты рассказали о международных стандартах в сфере обеспечени€ участи€ ЌЌќ и других институтов гражданского общества в осуществлении общественного контрол€ за де€тельностью государственных органов, представили опыт реализации различных форм общественного контрол€ в развитых демократических государствах.
Ёксперты были едины во мнении, что закон –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контролеї будет служить модельным законом дл€ других стран, так как в международной практике в насто€щее врем€ нет отдельного рамочного кодифицированного законодательного акта об общественном контроле, так же как и общеприн€того юридического определени€ Ђобщественного контрол€ї.
“е или иные аспекты общественного контрол€ регламентируютс€, как правило, в законодательных актах, предусматривающих право граждан на получение информации, затрагивающей их права и законные интересы; об€занность государства обеспечивать открытость своей де€тельности путем информировани€ населени€ и создани€ эффективного механизма обратной св€зи, а также проведени€ консультаций с общественностью посредством организации общественных слушаний, общественных экспертиз, общественных советов и других консультативных органов с участием представителей гражданского общества.
Ч я в первый раз прибыла в ”збекистан, но уже впечатлена теми процессами, которые здесь происход€т, Ч отметила научный сотрудник ÷ентра корпоративного гражданства јлександра ’ертель (√ермани€). Ч –азрабатываемый в ”збекистане законопроект вызывает интерес у многих представителей гражданского общества. ¬ажно, что совершенствование законодательства происходит с привлечением различных субъектов гражданского общества, в числе которых неправительственные организации. Ёто еще раз подтверждает, что общественный контроль уже осуществл€етс€ в ”збекистане. Ѕолее того, он будет развиватьс€ и в будущем, поскольку законопроект предполагает интеграцию в общественный контроль информационных технологий.
ƒиректор представительства ЂSave the childrenї в ”збекистане —он „он Ѕей высказал мнение, что данный опыт ”збекистана очень интересен, потому как при разработке законопроекта учитывались не только особенности ”збекистана, но и опыт зарубежных стран. –азработка и прин€тие этого нормативно-правового акта будет способствовать дальнейшему развитию гражданского общества и реализации социальных реформ, более комплексной защите интересов граждан в конкретных сферах.
—огласно проекту закона –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контролеї термин Ђобщественный контрольї представл€ет собой де€тельность субъектов общественного контрол€ по сбору, анализу и обобщению информации о неукоснительном исполнении государственными органами и должностными лицами положений  онституции, законов и других нормативно-правовых актов, а также международных норм и принципов, регулирующих политические, социально-экономические и культурные права граждан –еспублики ”збекистан.
ѕри этом проведение общественного контрол€ предполагаетс€ обеспечивать посредством реализации таких принципов, как приоритет защиты прав и свобод человека, добровольность, законность, результативность, гласность общественного контрол€, соблюдение этических правил и норм при взаимодействии с органами государства и должностными лицами.
ѕроект закона предусматривает внедрить в практику проведение регул€рных общественных мониторингов ситуации в сфере выполнени€ законодательных норм о правах человека, общественных социологических исследований и общественных слушаний отчетов о де€тельности местных государственных органов по определенным вопросам, а также создать необходимые услови€ дл€ участи€ институтов гражданского общества в общественной экспертизе законов и других нормативно-правовых актов, в прин€тии решений, касающихс€ прав и интересов личности.
Ч ¬ процессе создани€ законопроекта разработчиками проделана огромна€ работа, Ч сказала вице-президент ћеждународного центра некоммерческого права (—Ўј), доктор юридических наук Ќатали Ѕоржелли. Ч я горжусь тем, что наша организаци€ была приглашена узбекскими партнерами дл€ участи€ в разработке как самого закона Ђќб общественном контролеї, так и законов Ђќ социальном партнерствеї, Ђќб открытости де€тельности государственных органовї.
—ледует также отметить, что сам факт обсуждени€ проекта закона Ђќб общественном контролеї с участием представителей международной общественности республиканских и региональных ЌЌќ, экспертов научно-исследовательских и образовательных учреждений и —ћ» страны уже €вл€етс€ практическим воплощением общественного контрол€.



ћехрибон ћјћ≈“ќ¬ј,
корр. ”зј.