Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
17.09.2012

–екомендации участников международной научно-практической конференции на тему: ЂЁффективные механизмы участи€ институтов гражданского общества в осуществлении общественного контрол€ в услови€х демократизации государства и формировани€ гражданского обществ

14-15 сент€бр€ 2012 г. в г. “ашкенте состо€лась международна€ научно-практическа€ конференци€ на тему: ЂЁффективные механизмы участи€ институтов гражданского общества в осуществлении общественного контрол€ в услови€х демократизации государства и формировани€ гражданского общества: опыт ”збекистана и зарубежных странї.
Ќа конференции прин€ли участие депутаты «аконодательной палаты ќлий ћажлиса, члены —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, ”полномоченный ќлий ћажлиса по правам человека, представители ведущих министерств и ведомств страны, а также негосударственных некоммерческих организаций, международных организаций и зарубежных дипломатических представительств, функционирующих в ”збекистане.
Ќа конференции выступили ¬ице-президент ћеждународного центра некоммерческого права Ќ.Ѕоржелли; ƒиректор филиала ћеждународного центра некоммерческого права в –‘ ƒ.ћилославска€, эксперт Ќемецкого центра корпоративного гражданства ј.’эртель, √лава филиала ≈врейского агентства Ђ—охнутї ».ѕейсахович, ƒиректор филиала ЂSave the childrenї ( оре€) —он ƒжеонг Ѕай, профессор „о —унг ћин ( оре€), »сполнительный директор »нститута исследований ÷ентральной јзии и  авказа “енуджи “анака (япони€).
 онференци€ была организована Ќациональным ÷ентром –еспублики ”збекистан по правам человека, Ќезависимым институтом мониторинга формировани€ гражданского общества, ЌјЌЌќ”з, ‘едерацией обществ защиты прав потребителей ”збекистана, Ёкологическим движением ”збекистана, »нститутом стратегических и межрегиональных исследований при ѕрезиденте –еспублики ”збекистан, ÷ентром изучени€ правовых проблем (г.“ашкент) при поддержке ћеждународного центра некоммерческого права (ICNL), ‘онда им. ‘.Ёберта, ѕ–ќќЌ и USAID.
”частники конференции отметили, что в ”збекистане предпринимаютс€ системные и последовательные усили€ в сфере демократизации государства и формировани€ гражданского общества, осуществлены с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, зарубежного демократического опыта законодательное и институциональное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, созданы необходимые услови€ дл€ утверждени€ идеологического плюрализма дл€ де€тельности независимых средств массовой информации, получили развитие разнообразные общественные объединени€ граждан, что содействует повышению политической культуры населени€, формированию необходимых предпосылок и условий дл€ повышени€ общественной активности населени€, которое все больше ощущает себ€ полноценным субъектом общественно-политических процессов, в стране накоплен значительный практический опыт в сфере проведени€ общественного контрол€ за де€тельностью государственных органов и должностных лиц.
Ќа конференции подчеркивалось, что цели и задачи общественного контрол€ неоднократно формулировались ѕрезидентом –еспублики ”збекистан ».ј. аримовым, который отметил, что Ђважное значение приобретает усиление роли общественного контрол€ за реализацией законов и тех норм, которые принимаютс€ и действуют в стране, и разумеетс€, за де€тельностью органов государственной власти в странеї.  аса€сь вопроса о субъектах общественного контрол€, он подчеркнул, что Ђвне вс€кого сомнени€, наш депутатский корпус, политические партии и негосударственные, неправительственные общественные организации, по мере становлени€ и укреплени€ их авторитета в обществе, €вл€ютс€ основным инструментом общественного контрол€ за де€тельностью государственных и властных структурї.
¬  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране ».ј. аримов подчеркнул, что Ђсегодн€ институт общественного, гражданского контрол€ становитс€ одним из важнейших элементов обеспечени€ эффективной обратной св€зи общества с государством, вы€влени€ умонастроени€ людей, их отношени€ к проводимым в стране преобразовани€мї.
¬ цел€х создани€ системного эффективного механизма осуществлени€ общественного контрол€ по инициативе ѕрезидента –еспублики ”збекистан ».ј. аримова разработан проект закона –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї, в обсуждении которого активное участие принимали участники конференции.
”частниками конференции было подчеркнуто, что подготовка и прин€тие «акона Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї позволит:
-создать необходимые организационно-правовые услови€ дл€ активного участи€ граждан, ЌЌќ и органов самоуправлени€ граждан в управлении делами государства и общества;
-определить основы взаимодействи€ и сотрудничества между субъектами государственного и общественного контрол€ за уровнем законности в де€тельности государственных органов;
-создать механизмы вы€влени€ нарушений прав и свобод человека со стороны общественных структур и участи€ их в выработке мер по улучшению ситуации в данной сфере;
- закрепить правовое положение органов общественного контрол€, их права и формы де€тельности в сфере общественного контрол€;
-определить формы взаимодействи€ институтов гражданского общества по совершенствованию де€тельности государственных органов в сфере организации исполнени€  онституции и законов –еспублики ”збекистан, а также общепризнанных норм и принципов международного права в сфере прав и свобод человека;
- возложить на государственные органы и должностных лиц об€занности по своевременному рассмотрению итогов общественного контрол€, устранению вы€вленных нарушений и прин€тию эффективных мер по восстановлению прав и свобод граждан;
- ввести в практику проведение регул€рных общественных мониторингов ситуации в сфере выполнени€ законодательных норм о правах человека, общественных социологических исследований и общественных слушаний отчЄтов о де€тельности местных государственных органов по определЄнным вопросам;
- создать необходимые услови€ дл€ участи€ институтов гражданского общества в общественной экспертизе законов и других нормативно-правовых актов, в прин€тии решений, касающихс€ прав и интересов личности;
- закрепить необходимость учета общественного мнени€ по вопросам защиты прав и свобод человека при прин€тии государственными органами мер по совершенствованию де€тельности отдельных должностных лиц и наложении на них предусмотренных законом взысканий.
«акон Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї существенно поднимет политическую и гражданскую активность граждан, будет способствовать формированию в ”збекистане общества, где не на словах, а на деле Ц высшей ценностью €вл€етс€ человек, его интересы, права и свободы.
— учетом положений докладов зарубежных и национальных экспертов, изучени€ норм международного права и опыта развитых стран в сфере общественного контрол€ участники конференции,

–≈ ќћ≈Ќƒќ¬јЋ»

1. ѕри подготовке проекта «акона –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї необходимо обратить приоритетное внимание тому, что право граждан, негосударственных некоммерческих организаций и —ћ» на проведение общественного контрол€ €вл€етс€ неотъемлемым элементом реализации конституционного права граждан –еспублики ”збекистан на непосредственное участие в управлении делами государства и общества. ќбщественный контроль призван способствовать повышению эффективности институтов государственного контрол€, уровн€ непосредственного участи€ граждан в государственном управлении. «акон –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї направлен на создание реальных механизмов и четких процедур организации общественного контрол€ за соблюдением органами государственной власти и управлени€  онституции, законов и других нормативно-правовых актов –еспублики ”збекистан.
2. ѕредставл€етс€ важным определить в законе Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї четкое разъ€снение пон€ти€ общественного контрол€ в следующей редакции: Ђќбщественный контроль Ц это де€тельность субъектов общественного контрол€ по сбору, анализу и обобщению информации о неукоснительном исполнении государственными органами и должностными лицами положений  онституции, законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих политические, социально-экономические и культурные права человека и гражданина. Ёта де€тельность направлена на сотрудничество представителей институтов гражданского общества с компетентными государственными органами по обеспечению законности в де€тельности государственных органов, восстановлению нарушенных основных прав и свобод граждан, подготовке предложений по совершенствованию системы защиты прав, свобод и законных интересов человека, а также прин€тию организационно- правовых и иных мер по улучшению ситуации в данной сфере.
3. ¬ проекте «акона Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї к основным задачам общественного контрол€ следует отнести:
1) контроль за соблюдением государственными органами  онституции, законов и других нормативно-правовых актов –еспублики ”збекистан;
2) контроль за соблюдением прав, основных свобод и законных интересов граждан;
3) контроль за законностью, целесообразностью и эффективностью де€тельности государственных органов;
4) разработку рекомендаций по практическому устранению нарушений, вы€вленных в де€тельности и решени€х государственных органов и должностных лиц.
4. ѕредставл€етс€ важным определить в законопроекте следующие основные принципы общественного контрол€: приоритет защиты прав и свобод человека, об€зательность, добровольность, регул€рность, законность, результативность, гласность общественного контрол€, соблюдение этических правил и норм при взаимодействии с органами государства и должностными лицами.
5. ѕод предметом общественного контрол€ следует понимать процесс и пор€док реализации возложенных на государственный орган полномочий посредством совершени€ конкретных действий, предусмотренных законодательством.
6. «начительное внимание в законопроекте следует уделить содержанию контрольной де€тельности институтов гражданского общества и граждан которого включает в себ€:
- наблюдение (мониторинг) за де€тельностью подконтрольных органов;
- получение всесторонней информации о выполнении ими положений законодательства;
- анализ таких данных;
- вы€вление правонарушений;
- определение причин и условий, способствующих их совершению;
- выработка конкретных рекомендаций по устранению правонарушений;
- доведение рекомендаций до сведени€ соответствующих компетентных органов;
- контроль и мониторинг за их реализацией.
7.   субъектам общественного контрол€ в законопроекте следует отнести:
- негосударственные некоммерческие организации, в т.ч. политические партии,
- органы самоуправлени€ граждан,
-—ћ»,
- непосредственно граждан.
¬ажно выделить различи€, существующие между субъектами общественного контрол€, определить специфичность реализации ими контрольных прав и полномочий, исход€ из сферы их де€тельности.
8. ѕри осуществлении общественного контрол€ органы и организации общественности могут действовать либо совместно, в т.ч. с государственными контролирующими органами, либо самосто€тельно, по собственной инициативе. ќчень важно обеспечить взаимодействие между всеми субъектами общественного контрол€ на основе взаимодополн€емости и взаимопомощи, социально-политического партнерства.
9. ¬ проекте закона необходимо закрепить, что основани€ми дл€ проведени€ общественного контрол€ могут быть:
- обращени€ граждан о нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
- информаци€ —ћ» о грубом и систематическом нарушении норм  онституции и законов –еспублики ”збекистан государственными органами, предпри€ти€ми, учреждени€ми, организаци€ми (независимо от форм собственности), общественными объединени€ми и органами самоуправлени€ граждан;
- собственна€ инициатива субъекта общественного контрол€ и др.
10. — учетом зарубежного опыта общественного контрол€ представл€етс€ целесообразным включить в законопроект следующие формы общественного контрол€ в –еспублике ”збекистан:
- общественна€ экспертиза законов и других нормативно-правовых актов;
- участие в законотворческой де€тельности;
- общественный мониторинг ситуации в сфере реализации прав и свобод человека;
- общественное расследование (журналистское расследование и др.);
- общественные слушани€ отчетов о де€тельности государственных органов и должностных лиц;
- изучение общественного мнени€;
- обращени€ граждан с за€влени€ми, жалобами и предложени€ми в государственные органы;
- участие граждан в формировании общественного мнени€ о де€тельности государственных органов путем использовани€ »нтернета и новых средств коммуникаций.
11. ¬ цел€х обеспечени€ принципа равенства субъектов общественного контрол€ в законопроекте следует закрепить за ними равные права, осуществл€емые при контроле де€тельности государственных органов и должностных лиц, к числу которых относ€тс€:
- право представителей общественного контрол€ на беспреп€тственное посещение государственных органов и должностных лиц, предпри€тий, учреждений и организаций;
- запрашивание и получение необходимых сведений и материалов у должностных лиц;
- получение письменных ответов на свои запросы;
- изложение своих доводов и получение разъ€снений по интересующим вопросам;
- посещение открытых судебных заседаний и заседаний других государственных органов;
- передачу итогового документа о результатах проведенного общественного контрол€ в соответствующие компетентные государственные органы;
- получение от них информации о прин€тых мерах и т.д.
12. ¬ цел€х повышени€ результативности общественного контрол€ следует установить в законопроекте об€занности государственных органов и должностных лиц, получивших итоговый документ о проведении общественного контрол€, по своевременному его рассмотрению, прин€тию мер по устранению допущенных нарушений и направлении письменного ответа субъекту общественного контрол€.
13. ѕредставл€етс€ целесообразным в административном законодательстве закрепить санкции в отношении должностных лиц государственных органов за нарушение процедур общественного контрол€, замалчивание его результатов, неприн€тие мер по реализации обоснованных рекомендаций, выработанных по итогам общественного контрол€.
14. ¬ цел€х повышени€ эффективности общественного контрол€ в законопроекте необходимо закрепить систему институтализации процесса воздействи€ институтов гражданского общества на государственные органы путем введени€ институтов общественных омбудсманов, специализирующихс€ на отдельных направлени€х общественного контрол€, (по правам предпринимателей, пациентов и т.д.), а также введени€ института общественных инспекций, осуществл€ющих контроль за де€тельностью государственных органов по поручению субъектов общественного контрол€.
15. ¬ цел€х формировани€ инфраструктуры взаимодействи€ субъектов общественного контрол€ с органами государственной власти и управлени€, решени€ вопросов организации общественного контрол€ целесообразно предусмотреть в законопроекте формирование при органах государственной власти и управлени€, коллегиальных органов, общественных советов, осуществл€ющих функции субъекта общественного контрол€:
- определение тематики общественного контрол€ и регул€рный обмен информацией по проведенным контрольным меропри€ти€м;
- выработку стратегии, направленной на улучшение де€тельности должностных лиц государственных органов;
- анализ и оценку эффективности общественного контрол€ и распространение накопленного позитивного опыта по его проведению и др.
16. ƒл€ последующей эффективной реализации закона Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї представл€етс€ важным ввести в практику образовательные программы дл€ обучени€ представителей государственных органов и институтов гражданского общества процедурам проведени€ общественного контрол€ и правилам демократического взаимодействи€ и сотрудничества в данной сфере.
17. ƒл€ повышени€ потенциала негосударственных некоммерческих организаций и их информационно-методической поддержки в сфере организации общественного контрол€, овладени€ навыками развити€ социального партнерства с государственными органами целесообразно рассмотреть возможность создани€ при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан –есурсного информационного центра по повышению потенциала и поддержки де€тельности ЌЌќ.
18. ¬ цел€х широкого информировани€ граждан, институтов гражданского общества и государственных служащих необходимо подготовить с участием зарубежных экспертов и издать серию публикаций по вопросам организации общественного контрол€ включа€:  омментарии к закону Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї, учебно-методическое пособие на тему: Ђќрганизаци€ общественного контрол€ в ”збекистанеї, —борник нормативно-правовых актов по общественному контролю, серию брошюр и журнальных статей на данную тему.
19. ƒл€ глубокого изучени€ и последующего применени€ на практике международно-правовых основ и зарубежного опыта организации общественного контрол€ представл€етс€ важным заключить меморандумы о международном сотрудничестве по вопросам правового и организационного обеспечени€ общественного контрол€ в ”збекистане, формировани€ системы информационно-образовательной де€тельности, направленной на повышение политической и гражданской активности граждан в управлении делами государства и общества.
20. ¬ цел€х доведени€ до широкой общественности стратегии политико-правового опыта ”збекистана в развитии общественного контрол€, механизмов и форм участи€ граждан зарубежных стран в общественном контроле, а также рекомендаций зарубежных и национальных экспертов по совершенствованию проекта закона –еспублики ”збекистан Ђќб общественном контроле в –еспублике ”збекистанї представл€етс€ необходимой публикаци€ материалов международной научно-практической конференции в виде сборника на узбекском и русском €зыках.
21. ¬ цел€х информировани€ общественности о процедурах общественного контрол€ подготовить и издать при поддержке ё—ј»ƒ книгу на тему: Ђћеждународно-правовое основы развити€ общественного контрол€ї.
22. ƒл€ широкого обсуждени€ вопросов участи€ институтов гражданского общества в реализации социально полезных задач провести с участием зарубежных экспертов международную конференцию Ђ—оциальное партнерство и участие ЌЌќ в прин€тие государственных решений: международный опытї.