Logo Logo  

Меню

Главная | Часто задаваемые вопросы | О компании | Третейский суд | Комментарии к Гражданскому Кодексу | Ювенальная юстиция | Правовая консультация ННО | Гражданское общество | Контакты | Отзывы | Законодательство по защите прав инвалидов |

Наши партнеры:

| | |
02.04.2013

ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – В ЦЕЛЯХ АПРОБАЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТА

Реализуя положения разработанной главой нашего государства Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, парламент Узбекистана совершенствует методы и качество своей законотворческой деятельности. Так, Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан стала инициатором внедрения нового для национальной юридической практики метода — проведения правового эксперимента. Инициатива парламентариев была поддержана главой государства, принято распоряжение Президента Республики Узбекистан, определяющее порядок и условия проведения правового эксперимента по апробации разработанного проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось организационное совещание рабочей комиссии по проведению этого правового эксперимента.

В нем приняли участие члены рабочей комиссии — депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, ответственные работники органов государственной власти и управления, хокимиятов Бухарской и Самаркандской областей, представители СМИ и институтов гражданского общества нашей страны.
Вела совещание Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, руководитель рабочей комиссии Д. Ташмухамедова.
В соответствии с задачами, возложенными на рабочую комиссию, были обсуждены вопросы организационного обеспечения правового эксперимента по апробации проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», который будет проводиться в течение 2013 года в Бухарской и Самаркандской областях.
Отмечалось, что в ходе осуществляемого в стране в годы независимости строительства демократического правового государства и сильного гражданского общества создана отвечающая международным правовым стандартам законодательная база, которая гарантирует реализацию закрепленных в Конституции Республики Узбекистан принципов свободы слова и права граждан на информацию. 
В частности, статьей 30 Основного закона страны установлена обязанность всех государственных органов и должностных лиц обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы. Эти положения и принципы нашли отражение в целом ряде актов законодательства, в том числе в законах Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», других. В стране сформированы необходимые организационно-правовые и материально-технические условия для динамичного и свободного развития информационной сферы. Как подчеркивает Президент Ислам Каримов, без обеспечения информационной свободы нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны. Развитие информационной сферы на основе принципов демократии является краеугольным камнем построения демократического общества в Узбекистане.
В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране намечен комплекс мер по совершенствованию национального законодательства в целях дальнейшей либерализации и демократизации этой сферы, в частности, выдвинута инициатива о разработке и принятии Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Новый закон определяет процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, предусматривает обеспечение более широкого доступа населения, общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан. Его реализация должна способствовать повышению ответственности органов исполнительной власти за качество этих решений, расширению плюрализма мнений, свободы слова и выбора в нашем обществе.
При подготовке законопроекта был изучен опыт развитых демократических государств, учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права. Разработанный проект закона прошел широкое обсуждение, в том числе с участием зарубежных экспертов. Проведено более 40 конференций, семинаров и «круглых столов» во всех регионах страны, по итогам которых обобщено около 100 предложений по его совершенствованию. 
Принятие распоряжения Президента страны о проведении правового эксперимента по апробации проекта закона является уникальным опытом в новейшей правовой практике Узбекистана и вместе с тем логическим продолжением демократических преобразований, осуществляемых во всех сферах общественной жизни, открывает дополнительные возможности как для дальнейшего совершенствования норм проекта закона, так и для последующего широкого внедрения в законотворческую деятельность основанного на демократических принципах метода апробации новых правовых актов. Примечателен и тот факт, что данный метод применяется впервые в области обеспечения свободы слова и информации, открытости деятельности органов государственной власти и управления. Это, безусловно, послужит расширению реализации конституционных прав граждан в области информации. 
Внедрение в юридическую практику нового метода проведения правового эксперимента — очередной этап в процессе системного и поэтапного совершенствования теории и практики законотворчества в Узбекистане, показатель зрелости процессов демократизации общественной жизни в стране. Выполнение распоряжения главы нашего государства о проведении правового эксперимента будет способствовать установлению более широких связей государственных органов власти и управления на местах с населением, институтами гражданского общества и СМИ.
Это особо подчеркнули в своих выступлениях на совещании председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам информации и коммуникационных технологий А. Джурабаев, председатель Комитета Законодательной палаты парламента по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан А. Саидов, хоким Самаркандской области З. Мирзаев, и. о. хокима Бухарской области М. Эсанов, председатель правления Национальной ассоциации электронных средств массовой информации Ф. Абдухаликов и другие.
Отмечалось, что суть правового эксперимента заключается в том, что законопроект будет апробироваться в условиях реальной деятельности органов государственной власти и управления конкретных областей, районов и городов. Его участниками, помимо государственных структур Бухарской и Самаркандской областей, являются также СМИ, другие институты гражданского общества, физические и юридические лица, заинтересованные в получении информации об их деятельности. 
Правовой эксперимент позволит проверить на практике эффективность норм проекта закона, направленных на более полное обеспечение прозрачности, открытости деятельности органов государственной власти и управления, проводимой в стране политики реформ, усиление роли и значения гражданских институтов, в том числе СМИ, в информировании населения о процессах демократического обновления и модернизации страны. В ходе эксперимента будут также апробированы различные механизмы саморегулирования профессиональной деятельности журналистов с целью последовательного повышения ее качества и результативности. 
В соответствии с порядком проведения правового эксперимента, утвержденным распоряжением главы государства, строго регламентированы обязанности органов государственной власти и управления по обеспечению открытости своей деятельности. Так, установлено, что запрос физических и юридических лиц подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его регистрации, а запрос СМИ о деятельности субъектов эксперимента, организации интервью с их должностными лицами рассматривается в срок, не превышающий семь дней. При этом запросы на информацию могут быть осуществлены как в письменной, включая электронную, так и в устной форме, а также направляться опосредованно, через уполномоченных представителей лиц, заинтересованных в получении информации. Все это существенно расширит права граждан на получение информации.
Определены меры, направленные на комплексную реализацию задач по апробации законопроекта. Среди них — широкое информирование общественности, институтов гражданского общества о ходе эксперимента, новых возможностях получения информации для физических и юридических лиц. Будут организованы социологические исследования для выявления оценки населением эффективности проводимого эксперимента и деятельности его субъектов по обеспечению информационной открытости. Запланирована также организация конференций, семинаров и «круглых столов», в том числе с участием зарубежных экспертов, по обсуждению проекта закона. Будет создан специализированный интернет-сайт, на котором каждый сможет ознакомиться с ходом апробации законопроекта, участвовать в обсуждении его норм, а представители СМИ — получать автоматическую рассылку информационных материалов о деятельности субъектов правового эксперимента. 
Для обеспечения эффективности правового эксперимента, помимо рабочей комиссии по его проведению, создаются аналогичные рабочие группы в хокимиятах Бухарской и Самаркандской областей. На основе анализа результатов, полученных в ходе эксперимента, будут сформулированы конкретные предложения и рекомендации по доработке проекта закона.
По итогам обсуждения на совещании рабочей комиссии приняты решения, направленные на реализацию задач по апробации проекта Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».

 

Анна ИВАНОВА,
корр. УзА.