Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
24.04.2013

ќ“ –џ“ќ—“№ » ѕ–ќ«–ј„Ќќ—“№ Ч ѕ”“№   ќЅў≈—“¬≈ЌЌќћ”  ќЌ“–ќЋё

¬ “ашкенте состо€лс€ международный научно-практический семинар на тему «ќткрытость де€тельности органов государственной власти — важнейшее условие обеспечени€ общественного контрол€», организованный ќбщественным фондом поддержки и развити€ независимых печатных —ћ» и информационных агентств ”збекистана, Ќезависимым институтом по мониторингу формировани€ гражданского общества, √осударственным комитетом св€зи, информатизации и телекоммуникационных технологий, Ќациональной телерадиокомпанией совместно с координатором проектов ќЅ—≈ в ”збекистане, ёЌ≈— ќ, Ќациональным демократическим институтом (—Ўј) и Ќѕќ «–егиональный диалог» (—ловени€).

¬ нем участвовали депутаты «аконодательной палаты ќлий ћажлиса, представители министерств и ведомств, институтов гражданского общества, международных организаций, дипломатического корпуса, а также специалисты и эксперты из —Ўј, ‘ранции, —ловении, √ермании, ‘инл€ндии, Ћатвии.
 ак отмечалось, за годы независимости в ”збекистане осуществлены большие демократические преобразовани€ на пути построени€ правового государства, в котором человек, его права, законные интересы и свободы, в том числе свобода получени€ информации €вл€ютс€ высшими ценност€ми. –езультаты этих реформ получают признание авторитетных международных экспертов.
ѕоследовательна€ реализаци€ законодательных инициатив, выдвинутых ѕрезидентом в  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, поднимает процесс демократического обновлени€ на качественный уровень. 
ќсобую значимость при этом имеют приоритетные задачи, направленные на дальнейшее ускорение мер по реформированию информационной сферы, обеспечению свободы слова и информации, прав граждан на информацию.
«а прошедший период в нашей стране реализованы масштабные организационно-правовые меры по совершенствованию законодательных основ, обеспечивающих последовательную реализацию принципов свободы информации, гарантии ее получени€, расширение участи€ —ћ» в процессах демократизации.
–азработка предусмотренной  онцепцией проекта «акона «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€» стала логическим продолжением де€тельности в данном направлении. Ќар€ду с обеспечением конституционного права граждан на информацию он призван повысить ответственность органов государственной власти и управлени€ за качество принимаемых решений. ¬ нем четко определ€етс€ процедура информировани€ населени€ о де€тельности органов государственной власти, обеспечиваетс€ широкий доступ к информации о принимаемых ими решени€х, и прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан. ѕрин€тие такого закона должно обеспечить открытость и прозрачность де€тельности органов исполнительной власти, а также создать атмосферу плюрализма мнений.
 ак отмечалось на семинаре, на сегодн€шний день проект закона проходит тщательную апробацию в рамках правового эксперимента, который ведетс€ на базе органов государственной власти и управлени€ —амаркандской и Ѕухарской областей. ѕравовой эксперимент проводитс€ с целью практической отработки положений законопроекта, усилени€ роли и значени€ средств массовой информации, институтов гражданского общества в информировании населени€ о де€тельности государственных органов по решению важнейших социально-экономических, общественно-политических проблем. ѕредусматриваетс€, что рекомендации, предложени€ выработанные в ходе эксперимента будут проанализированы, обобщены и использованы в процессе совершенствовани€ и доработки законопроекта.
ѕо мнению участников семинара, в число важнейших задач формировани€ гражданского общества, активизации участи€ населени€ в управлении государством и обществом, укреплени€ гарантий дл€ более полного осуществлени€ их конституционного права на информацию входит обеспечение открытости и гласности в де€тельности органов государственной власти и управлени€. ≈сть многие факторы, которые могут способствовать реализации норм закона. Ќапример, высокий уровень правовой культуры населени€, профессионализм журналистских кадров, активное использование современных информационных технологий как представител€ми государственных структур, так и гражданами. ƒл€ развити€ этих направлений в стране проводитс€ соответствующа€ комплексна€ работа. 
Ќа семинаре были обсуждены вопросы, св€занные с организацией и проведением правового эксперимента по апробации данного проекта закона.
— ¬ вашей стране провод€тс€ широкомасштабные реформы по дальнейшему углублению демократизации общества, — говорит координатор проектов ќЅ—≈ в ”збекистане ƒьердь —јЅќ. — «аслуживает внимани€, что меры, направленные на обеспечение открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€, осуществл€ютс€ с учетом национальной и мировой практики. ѕроведение правового эксперимента откроет широкие возможности дл€ тех, кто заинтересован в получении информации о де€тельности государственной власти — в первую очередь дл€ средств массовой информации и институтов гражданского общества.   тому же он будет способствовать развитию правовых механизмов по повышению ответственности должностных лиц за принимаемые решени€.
— Ќе ошибусь, если скажу, что отражение вопросов открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€ в едином целостном законе заслуживает пристального внимани€ экспертных кругов ≈вропы, — говорит профессор университета ѕриморска-Ћюл€на —андра Ѕасик ’–¬ј“»Ќ (—ловени€). — Ќе случайно именно ”збекистан вз€л на себ€ такую большую ответственность. «десь претвор€ютс€ в жизнь демократические преобразовани€, €вл€ющиес€ примером дл€ многих. ќзнакомившись с законопроектом, еще раз убедились в этом. ѕредпринимаемые шаги будут способствовать налаживанию общественного контрол€ на основе обеспечени€ использовани€ масс-медиа и институтами гражданского общества информации о де€тельности органов власти, что €вл€етс€ одним из основных составл€ющих демократии.
— ¬ вашей стране имеетс€ достаточна€ правова€ база по реализации прав граждан на информацию, — сказал исполн€ющий об€занности главы представительства ёЌ≈— ќ в ”збекистане  риста ѕ»  ј“. — –азработанный новый законопроект и его апробаци€ также сыграют значимую роль в развитии информационной сферы, повышении качества доведени€ до населени€ принимаемых решений — прежде всего тех, что касаютс€ общественности. —ледует особо подчеркнуть, что в законопроекте непосредственно указана ответственность руководителей органов государственной власти и управлени€ за активное участие и в представлении социально значимой информации. Ёто очень нужный аспект в установлении тесной св€зи со —ћ», наполнении национального информационного пространства актуальным, объективным контентом. 
–уководитель научного отдела Ѕундестага –оджер  Ћќ—— (√ермани€) отметил, что реализаци€ конституционных прав граждан на свободное получение информации о де€тельности государственных органов €вл€етс€ сложным, многогранным процессом. ¬ √ермании эти процессы регулируютс€ правовыми нормами, касающимис€ свободы информации. «наком€сь с новшествами в ”збекистане, € убедилс€, что здесь удел€етс€ большое внимание либерализации свободы слова и информации в соответствии с современными требовани€ми и совершенствованию правовых основ сферы, а также усилению роли парламента в контроле за исполнением законодательства.
— –асширение прав граждан на получение информации о де€тельности органов государственной власти и управлени€ €вл€етс€ требованием демократии, — по€снил ќскарс  ј—“≈Ќ—, член совета директоров ‘онда «Global Panel» (—Ўј). — » это требование учтено в законопроекте. Ќапример, проектом предлагаетс€ установить, что запрос физических и юридических лиц подлежит рассмотрению в срок не более п€тнадцати дней. ј запрос средств массовой информации об организации интервью с должностными лицами должен быть рассмотрен в срок, не превышающий семи дней. “акже закрепл€етс€ право пользователей информации направл€ть свой запрос в письменном, устном, электронном виде или через своих представителей.
 оординатор проектов ‘онда медиа, коммуникации и развити€ ‘инл€ндии ярмо ћарти  ќѕќЌ≈Ќ сказал:
— я стал свидетелем того, что в ”збекистане при совершенствовании законодательных актов и проведении их экспертизы широко используютс€ современные информационно-коммуникационные технологии, в том числе интернет. ƒл€ этого имеетс€ соответствующа€ технологическа€ инфраструктура. «аслуживает внимани€, что по инициативе ѕрезидента ”збекистана будет реализовыватьс€ комплексна€ программа формировани€ системы «Ёлектронное правительство». “о есть на специальном интернет-сайте каждый желающий имеет возможность ознакомитьс€ с ходом реализации эксперимента, участвовать в обсуждении норм проекта закона. ¬ свою очередь журналисты смогут получать информационные материалы о де€тельности субъектов правового эксперимента в виде пресс-релизов, бюллетеней и другого раздаточного материала. ¬се это, в конечном счете, будет способствовать созданию сильного гражданского общества с обширным информационным полем. 
¬ то же врем€ уполномоченный директор по европейским и международным делам ¬ысшего совета по аудиовизуальным средствам ∆иль ћќ–ќ (‘ранци€) отметил важность разработки механизмов, которые способствовали бы осознанию журналистами высокой ответственности перед обществом в услови€х современного информационного рынка.
¬ыступившие национальные и зарубежные эксперты отметили значимость начавшегос€ правового эксперимента и проведенного международного научно-практического семинара, особо подчеркнули, что проведение этих меропри€тий €вл€етс€ нагл€дной, практической реализацией идей и положений  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране. ѕрименение метода апробации нового законопроекта, разработанного в свете  онцепции, поможет получить результаты, которые л€гут в основу его доработки.
¬ рамках семинара был проведен мастер-класс дл€ руководителей центральных печатных и электронных —ћ», а также информационных служб. Ќа нем рассмотрены вопросы улучшени€ профессиональной де€тельности журналистов, повышени€ качества и эффективности национальной прессы в освещении внутренней и внешней политики государства.

 

ћашкура «ј’»ƒќ¬ј,
—аиджон ћј’—”ћќ¬.