Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
09.05.2013

ѕј–Ћјћ≈Ќ“— »… » ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ…  ќЌ“–ќЋ№  ј  Ќ≈ќ“Џ≈ћЋ≈ћјя „ј—“№ ƒ≈ћќ –ј“»», ѕ–ј¬ќ¬ќ√ќ √ќ—”ƒј–—“¬ј » √–ј∆ƒјЌ— ќ√ќ ќЅў≈—“¬ј

ѕоследовательное осуществление в ”збекистане парламентской реформы ставит новые задачи в области реализации контрольных полномочий двухпалатного ќлий ћажлиса. ¬ыступа€ на совместном заседании палат парламента –еспублики ”збекистан 27 €нвар€ 2010 года, ѕрезидент вновь обратил внимание на необходимость усилени€ роли парламентского контрол€ за де€тельностью органов исполнительной власти по соблюдению законов, совершенствовани€ его форм, повышени€ активности политических партий, регул€рного заслушивани€ руководителей государственных органов по данному вопросу.

 —ложивша€с€ практика четко определ€ет основные направлени€, формы и стадии парламентского контрол€, механизмы взаимодействи€ палат парламента в процессе реализации контрольных полномочий. ¬ то же врем€ с учетом требований жизни и времени она нуждаетс€ в дальнейшем совершенствовании.

Ёта тема стала предметом заинтересованного обсуждени€ участников двухдневного международного «круглого стола» «¬опросы дальнейшего развити€ институтов парламентского и общественного контрол€: национальный и европейский опыт». ј в их числе были парламентарии, представители министерств и ведомств, ведущих ЌЌќ республики, ученые, правоведы, представители международных организаций, зарубежные эксперты. »ми были рассмотрены пути усилени€ роли парламентского и общественного контрол€ в социально-экономической и политико-правовой жизни страны, совершенствовани€ правового регулировани€ его  механизмов, взаимодействи€ на основе социального партнерства органов государственной власти с институтами гражданского общества.

« руглый стол» был организован «аконодательной палатой и —енатом ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, Ќациональным центром по правам человека, »нститутом мониторинга действующего законодательства при ѕрезиденте –еспублики ”збекистан, Ќ»ћ‘ќ√ќ совместно с  оординатором проектов ќЅ—≈ в ”збекистане и ‘ондом имени  . јденауэра (‘–√), а также при содействии посольства ‘ранции в нашей стране.
ћеропри€тие открыл директор Ќационального центра по правам человека јкмал —аидов. ќн рассказал собравшимс€ о конституционно-правовых основах развити€ институтов парламентского и общественного контрол€, подчеркнув, что в  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, ставшей национальной стратегией на новом этапе устойчивого развити€ страны, предусмотрена разработка и прин€тие законов «ќб общественном контроле»,«ќ социальном партнерстве», «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€», «ќб экологическом контроле». —егодн€ проекты этих документов активно обсуждаютс€ с участием специалистов, зарубежных экспертов, общественности. ќни должны определить четкие организационно-правовые механизмы осуществлени€ парламентского и общественного контрол€, которые станут основой эффективного функционировани€ самого государства и институтов гражданского общества, будут способствовать обеспечению законности, прозрачности и открытости в их де€тельности.

— «а двадцать лет на фундаменте ќсновного закона создано конституционное государство, — сказал ј. —аидов. — ≈го составной частью стал парламент, новый этап развити€ которого обозначен главой государства в выдвинутой им в но€бре 2010 года  онцепции, открывающей новые ориентиры развити€ государства и гражданского общества.
—егодн€ парламент ”збекистана осуществл€ет законодательные и контрольные функции, как многие представительные органы в мире. ѕрин€тые меры по кардинальному повышению роли и значени€ политических партий, развитию межпартийной и межфракционной конкуренции подн€ли их на новый уровень. –егул€рно заслушиваютс€ отчеты руководителей органов государственной власти и управлени€.

Ўироко практикуютс€ парламентские слушани€ и парламентские запросы, контрольно-аналитические меропри€ти€ с выездом на места. ќсуществл€етс€ контроль в сфере прав человека через институт омбудсмана, контроль над расходованием √осударственного бюджета совместно со —четной палатой ”збекистана. ¬ соответствии с последними новеллами, внесенными в  онституцию страны, введена процедура отчетности ѕремьер-министра перед парламентари€ми, а также возможность  объ€влени€ ему вотума недовери€.

¬ насто€щее врем€ парламентами разных стран направл€ютс€ запросы в органы государственной власти должностным лицам, осуществл€етс€ интерпелл€ци€, вотум недовери€ и внесени€ резолюции порицани€ правительства, заслушивание докладов и отчетов правительства о своей де€тельности, парламентские слушани€, парламентские расследовани€, де€тельность парламентского обмудсмана и других органов, участие  в формировании исполнительных органов государственной власти, финансовый контроль за исполнением √осударственного бюджета, ратификаци€, денонсаци€ международных документов и другое.

√овор€ о концепции совершенствовани€ правовой базы парламентского контрол€ над де€тельностью органов исполнительной власти, заместитель председател€  онституционного суда ЅахтиЄр ћирбобоев остановилс€ на законодательной основе осуществлени€ контрольных полномочий палатами ќлий ћажлиса нашей страны, отметив при этом,  что она включает общепризнанные формы и методы парламентского контрол€. ќднако ее анализ показывает, что в насто€щее врем€ не существует единого нормативно-правового акта, регламентирующего в достаточной мере процедуру осуществлени€ парламентского контрол€, конкретные полномочи€ субъектов, его осуществл€ющих, их функций, механизмов взаимодействи€ с институтами гражданского общества и субъектами государственного контрол€. ¬  онституции ”збекистана, законах и регламентах закреплены в основном субъекты и формы парламентского контрол€, но не конкретизированы процедуры реализации, его последстви€ дл€ органов и должностных лиц, допустивших нарушение законов. Ёти и другие факторы обусловили необходимость разработки проекта закона «ќ парламентском контроле».

Ќа меропри€тии отмечалось, что годы независимости в ”збекистане стали периодом динамичного становлени€ и поступательного развити€ институтов гражданского общества. ƒл€ формировани€ открытого, сильного и справедливого гражданского общества создано правовое поле, прин€ты законы «ќб общественных объединени€х в –еспублике ”збекистан», «ќ негосударственных некоммерческих организаци€х», «ќб общественных фондах», «ќ благотворительности», «ќ гаранти€х де€тельности негосударственных некоммерческих организаций» и многие другие.

 ак отметил заместитель министра юстиции ”збекистана јнвар ”сманов, значительный практический опыт в сфере осуществлени€ общественного контрол€ уже наработан органами самоуправлени€ граждан, профессиональными союзами, Ёкологическим движением ”збекистана и другими институтами гражданского общества.

„то касаетс€ правового регулировани€ организации общественного контрол€, то в ходе разработки проекта закона экспертной группой изучен международный опыт законодательного регулировани€,  критически  изучено действующее законодательство и правоприменительна€ практика. –езультаты изучени€ показали, что в более чем 40 законах отражены те или иные аспекты общественного контрол€.

¬ насто€щее врем€ проект закона «ќб общественном контроле» находитс€ на стадии всестороннего обсуждени€. «аконопроектом предлагаетс€ ввести в практику проведение регул€рных общественных мониторингов ситуации в сфере выполнени€ законодательных норм о правах человека, социологических исследований и общественных слушаний отчетов о де€тельности местных органов государственной власти по определенным вопросам, а также создать необходимые услови€ дл€ участи€ институтов гражданского общества в общественной экспертизе законов и других нормативно-правовых актов, в прин€тии решений, касающихс€ прав, свобод и законных интересов личности и другие.

Ќа меропри€тии особо отмечалось, что депутаты должны более тесно взаимодействовать с различными общественными объединени€ми, использовать также альтернативную информацию, предоставленную исследовательскими центрами, —ћ» и ЌЌќ — дл€ вы€влени€ потребностей целевых групп населени€, избирателей и содействи€ их удовлетворению посредством прин€ти€ конкретных решений по итогам проведенного анализа и жесткого контрол€ за их выполнением. “аким образом, парламентский контроль €вл€етс€ логическим продолжением общественного, результаты которого служат основой дл€ выполнени€ парламентом своих надзорных функций.

”полномоченный ќлий ћажлиса по правам человека (омбудсман) —айЄра –ашидова рассказала о правовых и организационных основах парламентского контрол€ в сфере прав человека. ¬ докладе председател€ –еспубликанского благотворительного общественного фонда «ћахалла» јнвара јхмедова была освещена роль уникального гражданского института — органов самоуправлени€ граждан в осуществлении общественного контрол€. ќн, в частности, подчеркнул, что совсем недавно был прин€т «акон «ќб органах самоуправлени€ граждан» в новой редакции, в котором значительно расширены сферы осуществлени€ общественного контрол€ сходами граждан, дополнительно введены формы общественного контрол€, в том числе закреплено право обращатьс€ с запросом в органы государственной власти и управлени€.

— “ема совершенствовани€ парламентского, общественного контрол€ актуальна не только дл€ ”збекистана, но и дл€ многих государств, — сказалпосол,  оординатор проектов ќЅ—≈ в ”збекистане ƒьердь —або. — ќна обсуждаетс€ очень сильной командой экспертов. ”збекистан сегодн€ осуществл€ет реформы, направленные на дальнейшую демократизацию, усиление гражданского элемента общества. Ќадеюсь, что в этом благородном деле многолетний опыт европейских стран будет полезен вашей стране. ¬ то же врем€ достаточно высок интерес к опыту ”збекистана.

ќживленную дискуссию вызвали доклады зарубежных участников. “ак, член —ената ‘ранции Ќатали √уле рассказала об особенност€х парламентского контрол€, осуществл€емого в ее стране. ќна отметила, что после последней конституционной реформы во ‘ранции 2008 года значительно расширились полномочи€ парламента в части осуществлени€ контрольных функций. ¬ структуре —ената действуют посто€нные комиссии, в их составе комиссии по парламентскому расследованию и надзору за применением законов.

— я счастлива быть в “ашкенте и участвовать в работе данного меропри€ти€, — сказала Ќатали √уле. — Ёто замечательный пример стремлени€ улучшить работу парламента, обеспечить ее прозрачность. ќчень важно получить оценку своей работы. —равнить парламентский опыт. я об€зательно расскажу об этом «круглом столе» своим коллегам во ‘ранции.

ќсновные тенденции в развитии парламентского и общественного контрол€ в ≈вропе раскрыла вице-президент ћеждународного центра некоммерческого права (—Ўј) Ќаталь€ Ѕоржелли. Ќеобходимо отметить, что экспертами данной организации были подготовлены постатейные комментарии к каждому из представленных законопроектов. Ѕоржелли подчеркнула, что аналогов закону об общественном контроле в –еспублике ”збекистан нет ни в одной стране.

— я убеждена, что этот закон непременно будет полезен, — сказала она. — ѕосле широкого общественного обсуждени€, изучени€ зарубежного и международного опыта, внесени€ предложений и рекомендаций законопроект значительно усовершенствован. ¬ нем более четко определ€етс€ объект общественного контрол€, его сферы и формы осуществлени€, механизмы обеспечени€ его эффективности и р€д других существенных преимуществ.

—вое мнение относительно парламентского и общественного контрол€ высказал директор  абинета экономического, социального и экологического —овета ‘ранции  ристиан Ће –у. ќн, в частности, подчеркнул, что предназначение этих форм контрол€ — это прежде всего контроль за прозрачностью, открытостью де€тельности органов государственной власти и управлени€, целевого и рационального расходовани€ бюджетных средств.

» особо отметил, что наличие в ”збекистане политической воли и желани€ предоставить более широкие возможности гражданам дл€ участи€ в управлении делами государств и общества €вл€етс€ свидетельством реальной демократии.

— ћы ознакомились с демократическими преобразовани€ми, проводимыми в вашей стране, — сказала руководитель секретариата  онституционного суда ¬енгрии ƒиана ћечи. — Ќесомненно, создание прочных основ парламентского и общественного контрол€ послужит дальнейшему демократическому развитию. Ѕольшое значение при этом имеет эффективность принимаемых законов. –уководители органов государственной власти и управлени€ должны четко осознавать необходимость предоставлени€ информации о своей де€тельности общественности. ¬ажно повышать осведомленность граждан об их правах.

— ”словием функционировани€ парламента в √ермании €вл€етс€ разделение властей, — сказал член Ѕундестага √ермании …оахим ѕфайффер. — ƒепутаты в своей де€тельности обладают высокой степенью независимости и пользуютс€ достаточно широким кругом полномочий. ‘ормы и методы парламентского контрол€ закреплены в  онституции и регламенте Ѕундестага. ћы имеем большой опыт парламентского контрол€ и посто€нно его совершенствуем. » тем более нам интересно было узнать об опыте парламента ”збекистана в этой области. —овершенствование парламентского контрол€ с учетом опыта других стран свидетельствует о приверженности ”збекистана главным принципам демократии.

Ќеобходимо отметить, что многие из докладчиков стали участниками on-line видео-конференции, посв€щенной теоретическим и практическим вопросам осуществлени€ правовых экспериментов в сфере общественного и государственного строительства, апробации законопроекта «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€», котора€ проходит сейчас в —амаркандской и Ѕухарской област€х, отметив при этом уникальный опыт проведени€ правового эксперимента, позвол€ющего в режиме реального времени провести апробацию норм столь важного законопроекта, узнать мнение широкой общественности. » с учетом результатов апробации высказаны предложени€ и мнени€ вовлеченных в данный процесс сторон усовершенствовать законопроект. ј это собственно и есть общественный контроль, причем одна из наилучших практик, по мнению экспертов.

ѕо завершении обсуждени€ актуальной темы участники «круглого стола» обмен€лись мнени€ми, выработали р€д предложений и рекомендаций по доработке законопроектов. «арубежные эксперты подчеркнули, что в их государствах основы де€тельности парламента формировались на прот€жении многих лет и процесс совершенствовани€ парламентского контрол€ продолжаетс€. ”збекистану за 21 год удалось создать сильный парламент, добитьс€ значительных  успехов в государственном и общественном строительстве. ќсобо отмечалось, что эффективность парламентского и общественного контрол€ за де€тельностью исполнительной власти в существенной степени зависит от активного участи€ в этой работе средств массовой информации и широкой общественности. ќни должны сыграть ключевую роль и в повышении политической культуры населени€, его правовых знаний и правосознани€.

‘ирюза  ”Ѕј–≈¬ј.