Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
04.06.2013

»—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ’ » “ ƒЋя ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я ќ“ –џ“ќ—“» ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ќ–√јЌќ¬ ¬Ћј—“»

 ак считают многие авторитетные международные эксперты, современный ”збекистан сделал ставку на развитие информационно-коммуникационных технологий. ƒл€ этого сформирована прочна€ законодательна€ база, включающа€ в себ€ 11 отраслевых и 6 смежных законов, р€д указов и постановлений главы государства, правительственные решени€, на основе которых реализованы крупные проекты по развитию интернета, мобильной св€зи и других направлений информатизации общества.

 

Ќовые горизонты этой сферы наметила выдвинута€ ѕрезидентом »сламом  аримовым в 2010 году  онцепци€ дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране. ¬ этом программном документе определена задача широкого внедрени€ современных » “ во все сферы общественного и государственного строительства. ¬ частности, важную роль они должны сыграть в повышении эффективности и транспарентности де€тельности органов государственной власти и управлени€, обеспечении широкого доступа населени€, институтов гражданского общества и —ћ» к информации о принимаемых ими решени€х, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.
√овор€ о развитии информационного сообщества в ”збекистане, следует отметить, что только за последние дес€ть лет было реализовано более 40 проектов на общую сумму около 2,5 миллиарда долларов —Ўј. ¬ результате достигнута цифровизаци€ всех междугородных, международных и 98 процентов местных телефонных станций с возможностью предоставлени€ современных услуг телекоммуникации. ѕри этом пропускна€ способность ћеждународного центра пакетной коммуникации увеличена в четыре раза, что позволило подн€ть скорость соединени€ с интернет до 40 √бит/с. Ёто в свою очередь повли€ло на рост числа провайдеров и операторов, которых на сегодн€шний день насчитываетс€ 930.
„исло пользователей интернета достигло отметки дес€ть миллионов человек, 207 тыс€ч из которых — пользователи широкополосного доступа.
— увеличением доли активных интернет-пользователей растут также численность сайтов и объемы контента в доменной зоне UZ. ¬ насто€щее врем€ количество зарегистрированных доменов составл€ет более 16 тыс€ч, 195 из которых — ресурсы государственных органов власти, а 98 — информационные системы. ќбщее количество видов оказываемых базовых интерактивных государственных услуг составл€ет 197 единиц.
“аким образом можно сделать вывод, что в стране обеспечен широкий доступ населени€ к информационным источникам органов государственной власти и управлени€, получению данных о принимаемых ими решени€х по важнейшим социально-экономическим, общественно-политическим вопросам. Ёто позвол€ет сформировать у граждан целостное и объективное представление о де€тельности органов власти, а также дает возможность дл€ обоснованной оценки эффективности функционировани€ системы государственного управлени€.
¬ данном контексте особую значимость приобретает проект закона «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€», по которому в насто€щее врем€ в соответствии с –аспор€жением главы государства в Ѕухарской и —амаркандской област€х проводитс€ правовой эксперимент дл€ апробации норм в реальных услови€х.
ѕри его подготовке, проходившей в обстановке общественной открытости, был широко изучен опыт развитых демократических государств, учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права. Ќапример, к числу важных моментов эксперты относ€т то, что отдельной строкой в законопроекте прописаны об€занности госорганов в поддержании и развитии веб-сайтов, которые будут приравниватьс€ к официальным источникам информации. ¬ них должны будут размещатьс€ нормативные акты, информаци€ о проводимых меропри€ти€х, оказываемых услугах, международных договорах, сведени€ об открытых тендерах, ваканси€х и многое другое. ѕосеща€ сайт государственного органа, гражданин сможет иметь доступ к справочной информации о руководител€х государственного органа, номерах телефонов и адресных реквизитах, электронным формам за€влений, бланков и других форм отчетностей, а также к информации о пор€дке приема обращений граждан.
¬ проекте закона предусмотрена также возможность присутстви€ граждан на открытых заседани€х госорганов. ѕлан их проведени€ с указанием повестки дн€, даты, времени и места публикуетс€ ежемес€чно в —ћ» или на официальном сайте. √осорганы также смогут дополнительно организовывать доступ к открытым заседани€м посредством пр€мой трансл€ции сигнала на телеприемники, размещенные в других помещени€х.
ѕринцип обеспечени€ открытости органов государственной власти и управлени€ €вл€етс€ важной методологической составл€ющей единой архитектуры концепции «электронного правительства», необходимость разработки и прин€ти€ которой отмечена ѕрезидентом –еспублики ”збекистан в докладе на заседании  абинета ћинистров 18 €нвар€ 2013 года, посв€щенном итогам социально-экономического развити€ страны в 2012 году и важнейшим приоритетным направлени€м экономической программы на 2013 год.
¬ этой св€зи отечественными специалистами широко изучаетс€ международный опыт формировани€ системы «электронного правительства», вырабатываютс€ рекомендации на основе учета успешной мировой практики. “ак, отмечаетс€, что в —Ўј сложилась система управлени€ процессом развити€ «электронного правительства» с поэтапным переходом к электронным государственным услугам. ѕозиции, св€занные с информатизацией госуправлени€ и качеством интерактивных правительственных услуг, внедрены в систему общих оценок эффективности де€тельности ведомств, финансируемых из √осударственного бюджета и специальных фондов.
¬ ходе изучени€ европейского подхода стало €сно, что там развитие «электронного правительства» опираетс€ на базовые принципы макроэкономической политики стран — участниц ≈вросоюза в области формировани€ информационного общества. Ёто содействие расширению общественного доступа к современным » “ путем создани€ соответствующих центров, предоставление социальных услуг в электронном виде, внедрение технологий информационного общества в государственную систему образовани€ и переподготовки, многое другое.
¬есьма интересен и опыт ёжной  ореи, где реализован комплекс мер, в результате которых государственные органы взаимодействовали через интернет с окружающим миром по нескольким ключевым направлени€м, а затем сформировано наиболее открытое и прозрачное «электронное правительство».
Ќеобходимо сказать, что в ”збекистане уже сделаны первые шаги по внедрению системы «электронное правительство». —оздана информационно-техническа€ инфраструктура, необходима€ дл€ формировани€ системы предоставлени€ государственных услуг на основе использовани€ современных технологий и создани€ информационных систем дл€ автоматизации и совершенствовани€ де€тельности организаций. ¬ сент€бре 2003 года был запущен в эксплуатацию портал www.gov.uz, которому в декабре 2007 года был придан статус официального информационного ресурса правительства –еспублики ”збекистан в сети интернет. –азмещенна€ на нем информаци€ признана равноценной информации, опубликованной в —ћ».
«а врем€ своего функционировани€ портал повысил эффективность взаимодействи€ субъектов предпринимательства и населени€ с государственными органами на основе использовани€ » “. Ќа портале внедрена и успешно работает онлайн-система по управлению информационными материалами госорганов дл€ своевременного согласовани€ и размещени€ на правительственном портале. ќна также позволила информационным службам госорганов оперативно размещать информацию на портале, вести статистику предоставленных материалов по различным категори€м, пополн€ть систематизированный банк данных аналитических, статистических и иных материалов по основным направлени€м де€тельности.
Ёто в свою очередь обеспечивает посто€нную возможность доступа к достоверным сведени€м об услугах и функци€х органов государственного и хоз€йственного управлени€, органов государственной власти на местах.  роме того, на данном интернет-сайте пользовател€м созданы услови€ дл€ подачи электронных обращений в государственные органы, заполнени€ общедоступных электронных бланков и других форм отчетности, доступен реестр государственных интерактивных услуг, а также есть возможность дл€ отслеживани€ хода рассмотрени€ обращений.
“аким образом, посредством использовани€ » “ процедура удовлетворени€ запросов и обращений становитс€ более прозрачной и оперативной. “акже стоит отметить, что внедрение современных технологий позволило оптимизировать потоки информации, ранее осуществл€вшиес€ в бумажном виде. ƒл€ расширени€ информационных потоков и каналов коммуникаций созданы соответствующие страницы и блоги государственного портала в социальных сет€х.  ак показывает статистика, с момента открыти€ страницы gov.uz в сети Facebook зафиксировано более 600 активных пользователей. Ќа сервис портала gov.uz в сети Twitter подписаны более 2 500 пользователей, число которых неуклонно растет.
Ќынешний этап формировани€ системы «электронного правительства» в нашей стране включает в себ€ несколько ключевых моментов — повышение эффективности де€тельности госорганов на основе широкого использовани€ » “, оптимизацию предоставлени€ государственных услуг населению и бизнесу, повышение качества и доступности этих услуг, упрощение процедур и сокращение сроков их оказани€, снижение административных издержек, св€занных с получением услуг. —юда относ€тс€ также обеспечение единства общенационального информационного пространства, эффективное использование государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышение открытости информации о де€тельности государственных органов и расширение возможности доступа к ней, совершенствование системы информационно-аналитического обеспечени€ принимаемых решений на всех уровн€х государственного управлени€, оперативность и полнота контрол€ за результативностью де€тельности государственных органов.
ќпределение системы «электронного правительства» в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере информатизации существенно улучшает услови€ дл€ обеспечени€ открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€, что непосредственно св€зано с дальнейшим совершенствованием нормативно-правовой и методологической базы. ƒл€ этого внедр€ютс€ единые стандарты информационного обслуживани€ граждан, которые обеспечат высокий уровень информационной безопасности и защиту государственных информационных ресурсов, баз данных и информационных систем.
”збекистан имеет большие перспективы дл€ развити€ высокотехнологичной информационной сферы. –азвитие технологической инфраструктуры коммуникационного взаимодействи€ между членами гражданского общества, без сомнени€, создаст услови€ дл€ дальнейшего повышени€ уровн€ открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€.

». јЅƒ”ЋЋј≈¬,
заместитель председател€
  омитета «аконодательной палаты
ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан
по вопросам информации
и коммуникационных
технологий,
ј. ‘ј…«”ЋЋј≈¬,
заместитель председател€
√осударственного комитета
св€зи, информатизации
и телекоммуникационных
технологий –еспублики
”збекистан.