Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
25.06.2013

¬ектор развити€ задаст международный коммерческий арбитраж

¬  онцепции дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране отмечаетс€ потребность в совершенствовании и либерализации системы управлени€ экономикой. ¬ этом контексте обозначена необходимость прин€ти€ закона «ќ международном коммерческом арбитраже». јктуальные вопросы о правовой регламентации создани€ и де€тельности в республике этого института обсуждались на научно-практическом семинаре, проведенном 17 июн€ “оргово-промышленной палатой совместно с ћ¬Ё—»“, ћинюстом и представительством ѕрограммы развити€ ќќЌ.

¬ меропри€тии участвовали депутаты «аконодательной палаты ќлий ћажлиса, представители  онституционного, ¬ерховного и ¬ысшего хоз€йственного судов, министерств юстиции, экономики, финансов и других заинтересованных ведомств, действующих в республике третейских судов, ученые и специалисты вузов и научно-исследовательских институтов, а также международные эксперты.

 

ќ работе над законопроектом «ќ международном коммерческом арбитраже», его концептуальных основах нашему специальному корреспонденту рассказывает руководитель совместного проекта “ѕѕ ­
и ѕрограммы развити€ ќќЌ «Ѕизнес-‘орум ”збекистана (‘аза 2)» Ќарзулло ќЅЋјћ”–ќƒќ¬.

 

 

– ¬се больше предпринимателей ”збекистана участвуют во внешнеэкономической де€тельности и вполне закономерно, что растет число вовлеченных в международные арбитражные разбирательства. ѕоскольку в нашей стране нет арбитражного суда и соответствующего законодательства, споры рассматриваютс€ в других государствах. Ёто порождает дл€ отечественных участников ¬Ёƒ существенные проблемы, прежде всего св€занные с ощутимыми расходами – на проезд до страны назначени€ и обратно, услуги адвокатов, переводчиков и др. »з-за несоразмерности финансовых затрат многие не могут прин€ть непосредственное участие в разбирательстве и поэтому проигрывают спор.

 роме того, наличие в стране альтернативных досудебных механизмов урегулировани€ коммерческих споров вли€ет на оценку привлекательности рынка иностранными инвесторами. ѕрозрачность и предсказуемость в правовом регулировании пор€дка разрешени€ споров, которые могут возникнуть в процессе реализации долгосрочных и масштабных инвестиционных проектов, повышают рейтинг страны.

ƒумаю, эти и другие факторы обусловливают актуальность вопроса создани€ в ”збекистане системы международного коммерческого арбитража и необходимость широкого обсуждени€ концепции соответствующего законопроекта и организационных аспектов де€тельности арбитража.

– Ќарзулло Ќаимович, дл€ начала расскажите, пожалуйста, каковы основные тенденции развити€ национального законодательства в этой области?

– ”збекистан €вл€етс€ участником  онвенции о пор€дке разрешени€ инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, Ќью-…оркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

«наковым шагом во внедрении альтернативных способов разрешени€ споров стало прин€тие в 2006 году «акона –еспублики ”збекистан «ќ третейских судах». — его введением существенно выросло количество заключаемых хозсубъектами договоров, содержащих третейскую оговорку. ¬ насто€щее врем€ в республике действуют пор€дка 140 третейских судов при јссоциации третейских судов и 15 – при “оргово-промышленной палате.

«акон «ќ третейских судах» направлен на урегулирование споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе хоз€йственных споров, возникающих между субъектами предпринимательства, на основании законодательства –еспублики ”збекистан. «акон не предусматривает возможности разрешени€ споров, в которых одной из сторон выступает нерезидент республики – иностранное предпри€тие или инвестор. ѕомимо этого, в качестве третейских судей не могут привлекатьс€ юристы-нерезиденты. “аким образом, этот «акон не может удовлетворить потребности субъектов предпринимательства, вовлеченных в международные торгово-экономические или инвестиционные отношени€.

ѕоэтому логическим продолжением €вл€етс€ создание в ”збекистане международного арбитража и необходимой нормативно-правовой базы. –азработка проекта закона «ќ международном коммерческом арбитраже» предусмотрена пунктом 11 ѕеречн€ проектов новых законов, подлежащих разработке, а также проектов изменений и дополнений в действующие законы в сфере дальнейшего углублени€ демократических рыночных реформ и либерализации экономики, утвержденного –аспор€жением ѕрезидента от 14.01.2011 г. N –-3557. Ёта работа осуществл€етс€ “ѕѕ совместно с ћ¬Ё—»“ и ћин­юстом при содействии ѕрограммы развити€ ќќЌ.

–  аковы цели и основные положени€ законопроекта?

– —огласно концепции закон будет регламентировать все этапы арбитражного процесса, начина€ от заключени€ сторонами арбитражного соглашени€ (арбитражной оговорки) и заканчива€ услови€ми и пор€дком признани€ и приведением в исполнение арбитражного решени€. ƒл€ субъектов предпринимательства республики законопроект имеет большое значение, так как наличие правовой базы дл€ решени€ международных споров на территории республики позволит им исключить издержки на участие в арбитражных процедурах за рубежом.

Ќа мой взгл€д, важным положением проекта закона €вл€етс€ вопрос определени€ компетенции международного арбитражного суда. “о есть любой спор, выход€щий за рамки его компетенции, будет выпадать из сферы действи€ норм, регулирующих международный коммерческий арбитраж в ”збекистане. ѕри рассмотрении такого спора должны примен€тьс€ иные нормативные акты, например законодательство о третейских судах.

ѕо законопроекту в пор€дке международного арбитража разрешаютс€ споры, возникшие в экономической сфере из договорных или иных гражданско-правовых отношений, в следующих случа€х. ¬о-первых, если коммерческие предпри€ти€ сторон арбитражного соглашени€ в момент его заключени€ наход€тс€ в различных государствах. ¬о-вторых, когда место арбитража, место исполнени€ договора или место нахождени€ предмета спора расположены за пределами государства, в котором стороны имеют свои коммерческие предпри€ти€. » в-третьих, когда стороны пр€мо договорились о том, что предмет арбитражного соглашени€ св€зан более чем с одной страной.

„то касаетс€ назначени€ арбитров, то в законопроекте пр€мо указываетс€, что «ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином».

ѕроектом закона предусматриваютс€ классические определение и форма арбитражного соглашени€, то есть проста€ письменна€ либо электронна€.

–  ака€, на ваш взгл€д, из существующих международных моделей развити€ торгово-экономической арбитражной системы €вл€етс€ наиболее оптимальной?

– ѕроект закона –еспублики ”збекистан «ќ международном коммерческом арбитраже» разработан с учетом мировой практики. ¬о многом он соответствует нормам “ипового закона ёЌ—»“–јЋ о международном торговом арбитраже, разработанного и прин€того комиссией ќќЌ по праву международной торговли. Ётот «акон отражает все основные моменты в развитии современного международного коммерческого арбитража и те принципы и начала, на которых зиждетс€ современный подход к международному арбитражу.

ѕоэтому нет необходимости изобретать что-то новое и выбирать между какими-то системами, выбор сделан в пользу тех критериев, которые признаны международным сообществом.

– Ѕезусловно, международный арбитраж как форма третейского правосуди€ очень важен дл€ развити€ торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами.  роме упом€нутых факторов, в чем еще его преимущества?

– ƒействительно, на сегодн€шний день эта форма признана наиболее адекватной дл€ разрешени€ международных коммерческих и инвестиционных споров. ѕри этом актуальность прин€ти€ закона также диктуетс€ международными договорами –еспублики ”збекистан, в частности соглашени€ми о взаимной защите и поощрении инвестиций. ¬ насто€щее врем€ заключено более 50 международных соглашений о взаимной защите и поощрении инвестиций, которые предусматривают механизм разрешени€ инвестиционных споров в международных арбитражных судах.

–ешени€, вынесенные хоз€йственными судами ”збекистана, имеют ограниченное действие за рубежом. ≈сли суд прин€л решение в пользу иностранной компании, то его исполнение на территории республики осуществл€етс€ в соответствии с национальным законодательством и не вызывает затруднений. ≈сли же иностранна€ компани€ проигрывает дело, то, как правило, возникает необходимость в принудительном исполнении решени€ на территории иностранного государства, но из-за отсутстви€ соответствующих императивных многосторонних международных договоров зачастую оно не реализуетс€.

 ак показывает международна€ практика, большинство участников внешнеэкономической де€тельности избегают подчинени€ своих договоров государственным судам стран, в которых контракты заключаютс€ или исполн€ютс€. Ёто вызвано р€дом обсто€тельств, в том числе процедурными правилами государственных судов, а также отсутствием возможности примен€ть к существу договора (и как следствие к спору, возникшему в св€зи с его исполнением) права иностранных государств.

ѕоэтому преимуществами международного коммерческого арбитража €вл€ютс€ участие независимой от государства третьей стороны, определенной по согласию самих спор€щих сторон, что важно, если они резиденты разных стран; возможность обращени€ в любой согласованный сторонами арбитраж и формировани€ его состава непосредственно участниками спора; быстрота рассмотрени€ и окончательность арбитражных решений.

– Ќарзулло Ќаимович, благодарим вас за содержательную беседу.

– » вам спасибо за внимание к этой теме. ¬ заключение хочу сакцентировать внимание на том, что прин€тие закона обеспечит более полную защиту интересов государства и отечественных субъектов предпринимательства, а также станет стимулом дл€ привлечени€ иностранных инвестиций.

  тому же создание в стране международных коммерческих арбитражных судов послужит увеличению специалистов в области международного частного права. ѕоскольку, как показывает международна€ практика, арбитры, как правило, назначаютс€ из числа компетентных специалистов в сфере международного публичного и частного права.

 

»нтервью вела

√ульнора јбдуназарова,

спец. корр.