Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
25.07.2013

«ј ќЌ –еспублики ”збекистан ќб экологическом контроле


√лава 1. ќбщие положени€ 

—тать€ 1. ÷ель насто€щего «акона 

÷елью насто€щего «акона €вл€етс€ регулирование отношений в области экологического контрол€. 

—тать€ 2. «аконодательство об экологическом 
контроле 

«аконодательство об экологическом контроле состоит из насто€щего «акона и иных актов законодательства.
≈сли международным договором –еспублики ”збеки¬стан установлены иные правила, чем те, которые преду¬смотрены законодательством –еспублики ”збекистан об экологическом контроле, то примен€ютс€ правила международного договора. 

—тать€ 3. ќсновные пон€ти€ 

¬ насто€щем «аконе примен€ютс€ следующие основные пон€ти€: 
экологический контроль – система мер, направленна€ на предотвращение, вы€вление и пресечение нарушени€ требований природоохранного законодательства, повышение эффективности природоохранной де€тельности и участие субъектов экологического контрол€ в разработке и реализации государственных программ в сфере охраны окружающей среды, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов в цел€х обеспечени€ охраны окружающей среды; 
государственный экологический контроль – вид экологического контрол€, осуществл€емый специально уполномоченными государственными органами, органами государственной власти на местах; 
ведомственный экологический контроль – вид экологического контрол€, осуществл€емый органами государственного и хоз€йственного управлени€ в подведомственных организаци€х; 
производственный экологический контроль – вид экологического контрол€, осуществл€емый юридическими лицами (хоз€йствующим субъектом) в своей производственно-хоз€йственной де€тельности; 
общественный экологический контроль – вид экологического контрол€, осуществл€емый институтами гражданского общества и гражданами. 

—тать€ 4. ќсновные принципы экологического 
контрол€ 

ќсновными принципами экологического контрол€ €вл€ютс€: 
законность, объективность, независимость, гласность, защита прав и законных интересов юридических и физических лиц, невмешательство в финансово-хоз€йственную де€тельность хоз€йствующего субъекта, приоритет свое¬временного вы€влени€ причин и условий, которые могут повлечь нарушени€ требований природоохранного законодательства. 

—тать€ 5. ќсновные задачи экологического 
контрол€ 

ќсновными задачами экологического контрол€ €вл€ютс€: 
предотвращение, вы€вление и пресечение нарушени€ требований природоохранного законодательства; 
наблюдение за состо€нием окружающей среды, отслеживание ситуаций, которые могут приводить к загр€знению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создающим угрозу жизни и здоровью граждан; проверка выполнени€ программ и отдельных меропри€тий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов; 
прин€тие мер по повышению ответственности лиц за нарушение требований природоохранного законодательства; 
обеспечение органов государственной власти и управлени€, специально уполномоченных государственных органов в области экологического контрол€, институтов гражданского общества, а также граждан информацией о состо€нии и изменени€х в окружающей среде, прогнозах ее состо€ни€, использовании природных ресурсов, вли€нии факторов окружающей среды на здоровье граждан и принимаемых мерах по устранению последствий негативных процессов; 
повышение эффективности природоохранной де€тельности и активизаци€ участи€ институтов гражданского общества и граждан в разработке и реализации государственных программ в сфере охраны окружающей среды. 

—тать€ 6. ¬иды экологического контрол€ 

¬идами экологического контрол€ €вл€ютс€: 
государственный экологический контроль; 
ведомственный экологический контроль; 
производственный экологический контроль; 
общественный экологический контроль. 

—тать€ 7. ќбъекты, подлежащие экологическому 
контролю 

ќбъектами, подлежащими экологическому контролю, €вл€ютс€: 
земл€, ее недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир; 
природные и антропогенные источники воздействи€ 
на окружающую среду; 
де€тельность или действие (бездействие) юридических и физических лиц, которые могут привести к ухудшению состо€ни€ окружающей среды, истощению природных ресурсов, неблагопри€тным услови€м дл€ проживани€ людей и ухудшению их здоровь€. 

—тать€ 8. —убъекты, осуществл€ющие 
экологический контроль 

—убъектами, осуществл€ющими экологический контроль, €вл€ютс€: 
специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах – в части государственного экологического контрол€; 
органы государственного и хоз€йственного управлени€ – в части ведомственного экологического контрол€; 
юридические лица (хоз€йствующие субъекты) – в части производственного экологического контрол€; 
институты гражданского общества и граждане – в части общественного экологического контрол€. 
√лава 2. –егулирование и управление в области 
экологического контрол€ 

—тать€ 9. ќсновные направлени€ государственной 
политики в области экологического 
контрол€ 

ќсновными направлени€ми государственной политики в области экологического контрол€ €вл€ютс€: 
совершенствование организационно-правовых механизмов взаимодействи€ институтов гражданского общества, а также граждан с органами государственной власти и управлени€ в разработке и реализации программ в сфере охраны окружающей среды, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов, в обеспечении всестороннего их участи€ в системе обеспечени€ охраны окружающей среды, соблюдении прав каждого человека на доступ к экологиче¬ской информации; 
обеспечение охраны окружающей среды, рационального использовани€ и воспроизводства природных ресурсов, благопри€тной окружающей среды дл€ жизни и здоровь€ граждан; 
защита национальных интересов путем предупреждени€, предотвращени€ трансграничного воздействи€ на окружающую среду и здоровье граждан, а также прин€ти€ мер по ликвидации угрозы нанесени€ ущерба окружающей среде и здоровью граждан. 

—тать€ 10. ”правление и взаимодействие 
в области экологического контрол€ 

√осударственное управление в области экологиче¬ского контрол€ осуществл€етс€  абинетом ћинистров –еспублики ”збекистан, специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€, а также органами государственной власти на местах. 
»нституты гражданского общества и граждане дл€ повышени€ эффективности системы обеспечени€ охраны
окружающей среды взаимодействуют с органами государственной власти и управлени€ при осуществлении экологического контрол€. 

—тать€ 11. ѕолномочи€  абинета ћинистров 
–еспублики ”збекистан в области 
экологического контрол€ 

 абинет ћинистров –еспублики ”збекистан: 
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области экологического контрол€, утверждает и реализует государственные программы в этой сфере; 
утверждает ѕоложение о государственном мониторинге окружающей среды, “иповое положение об организации и проведении экологического контрол€, “иповое положение об экологической службе, ѕоложение об общественном инспекторе экологического контрол€; 
развивает международные отношени€ в области экологического контрол€. 

—тать€ 12. ѕолномочи€ специально уполномоченных 
государственных органов и органов 
государственной власти на местах 
в области экологического контрол€ 

—пециально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€ €вл€ютс€: 
√осударственный комитет –еспублики ”збекистан по охране природы, ћинистерство здравоохранени€ –еспублики ”збекистан, √осударственна€ инспекци€ по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при  абинете ћинистров –еспублики ”збекистан, ћинистерство внутренних дел –еспублики ”збекистан, ћинистерство сельского и водного хоз€йства –еспублики ”збекистан, √осударственный комитет –еспублики ”збекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, √осударственный комитет –еспублики ”збеки¬стан по геологии и минеральным ресурсам. 
—пециально уполномоченные государственные органы в области экологического контрол€ в пределах своих полномочий: 
осуществл€ют государственный экологический контроль и межотраслевое управление в области охраны 
окружающей среды, использовани€ и воспроизводства природных ресурсов во взаимодействии с органами государственной власти и управлени€, а также с институтами гражданского общества и гражданами; 
оказывают методическую помощь и содействие институтам гражданского общества и гражданам в осущест¬влении общественного экологического контрол€; 
обеспечивают создание эффективной системы наблюдени€ и раннего предупреждени€, вы€влени€ чрезвычайных ситуаций, которые могут приводить к загр€знению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, а также создавать угрозу жизни и здоровью граждан; 
разрабатывают нормативно-правовые акты, регламентирующие экологический контроль, и осуществл€ют конт¬роль за их исполнением; 
разрабатывают “иповое положение об организации и проведении экологического контрол€, “иповое положение об экологической службе совместно с другими субъектами, осуществл€ющими экологический контроль; 
ведут государственный мониторинг окружающей среды; 
осуществл€ют государственный экологический контроль в области обеспечени€ санитарно-эпидемиологического благополучи€ и радиационной безопасности граждан, предотвращени€ вредного вли€ни€ факторов окружающей среды на здоровье человека; 
утверждают ведомственные акты, регулирующие де€тельность подведомственных органов в области экологического контрол€; 
осуществл€ют государственный экологический контроль в области обеспечени€ радиационной безопасности, за геологическим изучением, использованием и 
охраной недр, обращением с отходами и рекультивацией нарушенных земель; 
осуществл€ют государственный экологический контроль за соблюдением установленного пор€дка охраны геологических и минералогических объектов, а также за охраной подземных вод от загр€знени€ и истощени€; 
выдают заключени€ и осуществл€ют государственный экологический контроль за выполнением условий разрешений на транзит опасных грузов и взрывчатых веществ, провод€т инспекцию мест размещени€ опасных грузов при их транзите, условий и состо€ни€ транзита, а также приостанавливают транзит, осуществл€емый в нарушение установленного пор€дка транзита; 
осуществл€ют государственный экологический контроль за соблюдением экологических норм и правил по обеспечению охраны окружающей среды от вредного воздействи€ автомототранспорта; 
организуют государственный учет и экологический контроль использовани€ водных ресурсов; 
осуществл€ют государственное управление и экологический контроль в области охраны, использовани€ и воспроизводства, защиты растительного и животного мира лесного фонда, охран€емых природных территорий и охотничьих хоз€йств на территории лесного фонда; 
осуществл€ют в установленном пор€дке государственный контроль за выполнением карантинных правил, правил проведени€ противоэпизоотических меропри€тий и обеспечени€ защиты объектов животного мира от болезней; 
осуществл€ют управление, охрану растительного мира лесного фонда от пожаров, а также самовольных рубок и других действий, причин€ющих ущерб растительному миру, организуют использование и воспроизводство растительного мира на земл€х лесного фонда; 
координируют де€тельность органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц в области использовани€ земель сельскохоз€йственного назначени€ и земель лесного фонда; 
обеспечивают реализацию единой государственной политики по рациональному использованию земельных ресурсов, регулированию земельных отношений и организации землеустройства; 
координируют де€тельность органов государственного управлени€, юридических и физических лиц в области использовани€, охраны земель, обеспечени€ сохранности, повышени€ и воспроизводства плодороди€ почв; 
осуществл€ют государственный экологический контроль за использованием и охраной земель. 
√осударственный комитет –еспублики ”збекистан по 
охране природы координирует де€тельность специально уполномоченных государственных органов в области государственного экологического контрол€. 
ќрганы государственной власти на местах в пределах своих полномочий: 
определ€ют основные направлени€ природоохранной де€тельности на соответствующей территории; 
утверждают и контролируют реализацию территориальных экологических программ; 
организуют контроль за охраной окружающей среды, использованием и воспроизводством природных ресурсов. 

—тать€ 13. ѕолномочи€ органов самоуправлени€ 
граждан в области общественного 
экологического контрол€ 

ќрганы самоуправлени€ граждан (сход граждан) в пределах своих полномочий: 
осуществл€ют на соответствующей территории общественный экологический контроль за исполнением законов и иных актов законодательства в области охраны окружающей среды и контроль исполнени€ своих решений по вопросам в данной сфере; 
содействуют негосударственным некоммерческим организаци€м в создании системы наблюдени€, раннего предупреждени€, отслеживани€ чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к загр€знению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан, а также в организации и осуществлении общественного экологического контрол€, формировании института общественных инспекторов и организации их обучени€; 
принимают участие при осуществлении других видов экологического контрол€; 
внос€т специально уполномоченному государственному органу в области экологического контрол€ предложени€ по совершенствованию природоохранного законодательства и принимают участие в их разработке; 
участвуют в выработке и прин€тии решени€ по во¬просам, касающимс€ обеспечени€ охраны окружающей среды, разработки и выполнени€ государственных программ по охране окружающей среды; 
заслушивают отчеты руководителей органов исполнительной власти –еспублики  аракалпакстан, областей, города “ашкента, районов и городов, предпри€тий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории и по их результатам принимают решени€; 
внос€т в соответствующие органы предложени€ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими решений органов самоуправлени€ граждан, прин€тых по вопросам экологии и охраны окружающей среды, а также результатам общественной экологической экспертизы. 
ќбращение органа самоуправлени€ граждан и его должностного лица по вопросам осуществлени€ общественного экологического контрол€ подлежит рассмотрению в пор€дке, установленном законодательством. 

—тать€ 14. ќбщественный инспектор 
экологического контрол€ 

ќбщественным инспектором экологического контрол€ может стать гражданин, стрем€щийс€ принимать непосредственное активное участие в осуществлении экологиче¬ского контрол€, мониторинга ситуации в регионах страны в сфере охраны окружающей среды и здоровь€ населени€. 
ћетодическую и организационно-практическую помощь в формировании института общественных инспекторов экологического контрол€ и организации их де€тельности оказывают институты гражданского общества совместно с Ёкологическим движением ”збекистана. 

—тать€ 15.  оординаци€ де€тельности в области 
общественного экологического контрол€ 

 оординаци€ де€тельности в области общественного экологического контрол€ осуществл€етс€ органами самоуправлени€ граждан при методологической поддержке Ёкологического движени€ ”збекистана. 

√лава 3. ќсуществление экологического контрол€ 

—тать€ 16. ѕор€док организации и проведени€ 
экологического контрол€ 

ѕор€док организации и проведени€ государственного, ведомственного, производственного и общественного экологического контрол€ разрабатываетс€ в соответствии с “иповым положением об организации и проведении экологического контрол€. 
√осударственный экологический контроль осуществл€етс€ должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области экологиче¬ского контрол€ и их территориальных подразделений, органов государственной власти на местах, действующих в пределах своих полномочий, в соответствии с планом-графиком проверок хоз€йствующих субъектов, утвержденным специально уполномоченным органом, осуществл€ющим контроль де€тельности контролирующих органов. 
¬едомственный экологический контроль осуществл€етс€ органами государственного и хоз€йственного управлени€ в соответствии с планом-графиком мониторинга 
окружающей среды, техническим регламентом и другой методической документацией органов государственного и хоз€йственного управлени€ с учетом специфики их де€тельности и объектов контрол€. 
ѕроизводственный экологический контроль осуществл€етс€ юридическим лицом (хоз€йствующим субъектом) в соответствии с программой, планом-графиком мониторинга, техническим регламентом и другой методической документацией юридического лица с учетом специфики их де€тельности и объектов контрол€. 
ќрганы государственного и хоз€йственного управлени€, а также хоз€йствующие субъекты могут создавать экологическую службу, осуществл€ющую соответственно ведомственный и производственный экологический контроль в соответствии с “иповым положением об экологической службе. 
ќбщественный экологический контроль осуществл€етс€ институтами гражданского общества и гражданами в соответствии с насто€щим «аконом и иными актами законодательства. 
ќбщественный экологический контроль может осуществл€тьс€ совместно со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€, а также с органами государственного и хоз€йственного 
управлени€ при проведении ими ведомственного экологического контрол€, юридическими лицами – при проведении ими производственного экологического контрол€. 

—тать€ 17. ћетоды экологического контрол€ 

ћетодами государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€ €вл€ютс€: 
проверка соблюдени€ юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства; 
государственный, ведомственный и производственный мониторинг окружающей среды; 
учет воздействий на компоненты окружающей среды; 
анализ, оценка и прогноз состо€ни€ окружающей среды и использовани€ природных ресурсов; 
проверка соблюдени€ экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые нагрузки на 
окружающую среду и пользование природными ресурсами; 
контроль за обеспечением эффективной работы природоохранного оборудовани€ и сооружений; 
проверка выполнени€ юридическими и физическими лицами программ и отдельных меропри€тий, направленных на охрану земли, ее недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение вредного вли€ни€ факторов окружающей среды на здоровье граждан; 
анализ статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использовани€ природных ресурсов; 
анализ и оценка результатов природоохранной де€тельности; 
экономические меры управлени€ и контрол€. 
¬спомогательным методом государственного экологического контрол€ €вл€етс€ государственна€ экологическа€ экспертиза. 
ћетодами общественного экологического контрол€ €вл€ютс€: 
наблюдение за состо€нием окружающей среды и ее изменени€ми под вли€нием хоз€йственной и иной де€тельности, соблюдением юридическими и физическими лицами природоохранного законодательства; 
участие в качестве наблюдател€ на объектах хоз€йственной и иной де€тельности, св€занной с воздействием на окружающую среду и здоровье граждан, при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€; 
анализ и оценка результатов, полученных при участии в других видах экологического контрол€, а также статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использовани€ природных ресурсов; 
социологический опрос и изучение общественного мнени€ по вопросам экологии и охраны окружающей среды; 
анализ предоставленной органами государственной власти и управлени€ на местах, а также специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€ информации о состо€нии окружающей среды в месте проживани€ и осуществлени€ трудовой де€тельности человека; 
общественное слушание по вопросам экологии и 
охраны окружающей среды; 
общественна€ экологическа€ экспертиза; 
организаци€ специального «телефона довери€». 

—тать€ 18. ќформление результатов экологического 
контрол€ 

ќформление результатов государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€ может осуществл€тьс€ путем составлени€: 
акта (справки) по результатам проведени€ проверки соблюдени€ юридическими и физическими лицами требований природоохранного законодательства; 
акта (справки) по результатам ведени€ мониторинга 
окружающей среды и учета воздействий на компоненты окружающей среды; 
справки по результатам анализа, оценки и прогноза состо€ни€ окружающей среды и использовани€ природных ресурсов; 
акта (справки) по результатам проверки соблюдени€ экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимые нагрузки на окружающую среду и пользование природными ресурсами, а также контрол€ за обеспечением эффективной работы природоохранного оборудовани€ и сооружений; 
акта (справки) по результатам проверок выполнени€ юридическими и физическими лицами программ и отдельных меропри€тий, направленных на охрану земли, ее недр, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение вредного вли€ни€ факторов 
окружающей среды на здоровье граждан; 
справки по результатам анализа и оценки природоохранной де€тельности, статистических данных в сфере охраны окружающей среды и использовани€ природных ресурсов, экономических мер управлени€ и контрол€; 
материала в правоохранительный орган, предложени€ руководителю подведомственной организации и юридического лица соответственно о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требовани€ природоохранного законодательства. 
ќформление результатов государственного экологического контрол€ может осуществл€тьс€ также путем составлени€: 
протокола по факту нарушени€ требований природоохранного законодательства; 
постановлени€ об ограничении или приостановки хоз€йственной или иной де€тельности юридического лица (хоз€йствующего субъекта), при нарушении ими требований природоохранного законодательства, на срок не более дес€ти рабочих дней; 
искового за€влени€ в суд о приостановке хоз€йственной или иной де€тельности юридического лица (хоз€йствующего субъекта), при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в св€зи с предотвращением возникновени€ чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан, на срок более дес€ти рабочих дней, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного окружающей среде и здоровью граждан; 
заключени€ государственной экологической экспертизы. 
ќформление результатов общественного экологиче¬ского контрол€ может осуществл€тьс€ путем: 
составлени€ справки по результатам наблюдени€, а также участи€ в других видах экологического контрол€;
обобщени€ результатов социологического опроса 
и общественного слушани€ по вопросам экологии и ¬охраны окружающей среды, а также информации, поступившей по специальной линии св€зи, дл€ прин€ти€ решений по обращени€м от юридических и физических лиц и прин€тых мер дл€ устранени€ вы€вленных правонарушений; 
составлени€ заключени€ общественной экологической экспертизы; 
подготовки предложений, заключений и обращений в соответствующие органы с приложением материалов по результатам общественного экологического контрол€. 
–езультаты общественного экологического контрол€ могут быть оформлены и другими способами, не запрещенными законодательством. 

—тать€ 19. ‘ормы реализации результатов 
экологического контрол€ 

‘ормами реализации результатов государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€ могут быть: 
выдача юридическому и физическому лицу предписани€ об устранении вы€вленных нарушений требований природоохранного законодательства; 
вынесение постановлени€ об ограничении или при¬остановлении хоз€йственной или иной де€тельности юридического лица (хоз€йствующего субъекта) на срок не более дес€ти рабочих дней в св€зи с нарушением ими требований природоохранного законодательства; 
обращение в суд с исками об ограничении, приостановке хоз€йственной или иной де€тельности юридического лица (хоз€йствующего субъекта), оказывающей вредное воздействие на здоровье или ¬услови€ проживани€ людей, на природные ресурсы, охран€емые природные территории или создающей угрозу возникновени€ такого воздействи€ на срок более дес€ти дней, а при невозможности устранени€ причин вредного воздействи€ — о прекращении или перепрофилировании такой де€тельности, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного окружающей среде либо отдельным ее объектам и здоровью граждан; 
направление материала в правоохранительные органы, предложени€ руководителю подведомственной организации и юридического лица соответственно о привлечении к ответственности лиц, нарушающих требовани€ природоохранного законодательства; 
публикаци€ в средствах массовой информации результатов государственного экологического контрол€ и обеспечение органов государственной власти и управлени€, специально уполномоченных государственных органов в области экологического контрол€, институтов гражданского общества, а также граждан информацией о состо€нии и изменени€х в окружающей среде, прогнозах ее состо€ни€, использовании природных ресурсов, вли€нии факторов окружающей среды на здоровье граждан и принимаемых мерах по устранению последствий негативных процессов. 
‘ормами реализации результатов общественного экологического контрол€ могут быть: 
информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологического контрол€, органов государственной власти на местах и широкой общественности о результатах общественного экологического контрол€, социологического опроса и общественного слушани€ по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественной экологической экспертизы; 
внесение рекомендации специально уполномоченным государственным органам в области экологического контрол€, органам государственного и хоз€йственного ¬управлени€, органам государственной власти на местах по прин€тию мер и решений дл€ устранени€ вы€вленных проблемных вопросов по результатам социологиче¬ского опроса и общественного слушани€ по вопросам экологии и охраны окружающей среды, общественной экологической экспертизы; 
внесение в соответствующие органы предложени€ о привлечении к ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими требований природоохранного законодательства; 
обращение в суд с исками о прекращении экологически вредной де€тельности, причин€ющей вред окружающей природной среде, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, а также о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан, преп€тствующих осуществлению общественного экологического контрол€. 
–езультат общественного экологического контрол€, представленный уполномоченным государственным органам в области экологического контрол€, органам государственного и хоз€йственного управлени€, органам ¬государственной власти на местах, подлежит рассмотрению в пор€дке, установленном законодательством. 

—тать€ 20. ѕрава должностных лиц специально 
уполномоченных государственных 
органов в области экологического 
контрол€, осуществл€ющих 
государственный экологический контроль 

ƒолжностные лица специально уполномоченных государственных органов в области экологического контрол€ при осуществлении государственного экологического контрол€ в пределах своих полномочий имеют право: 
требовать и получать от юридического или физиче¬ского лица необходимую документацию и другую информацию, непосредственно св€занную с осуществлением государственного экологического контрол€; 
привлекать ведомственные и производственные экологические службы дл€ участи€ в осуществлении государственного экологического контрол€; 
выдавать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю об€зательные дл€ исполнени€ предписани€ об устранении вы€вленных нарушений требований природоохранного законодательства; 
привлекать должностных лиц и граждан, нарушающих требовани€ природоохранного законодательства, к административной ответственности; 
ограничивать, приостанавливать хоз€йственную или иную де€тельность юридического лица либо индивидуального предпринимател€ при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в св€зи с предотвращением возникновени€ чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан на срок не более дес€ти рабочих дней; 
обращатьс€ в суд с иском о приостановке хоз€йственной или иной де€тельности юридического лица либо индивидуального предпринимател€ при нарушении ими требований природоохранного законодательства и в св€зи с предотвращением возникновени€ чрезвычайных ситуаций и иной реальной угрозы жизни и здоровью граждан на срок более дес€ти рабочих дней, а также о возмещении вреда (ущерба), нанесенного ¬окружающей среде либо отдельным ее объектам и здоровью граждан;