Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
15.11.2013

¬ ЅјЌ ј’ Ѕ”ƒ”“  ќЌ“–ќЋ»–ќ¬ј“№ ѕќ Ќќ¬џћ ѕ–ј¬»Ћјћ

ѕостановлением правлени€ ÷ентрального банка и ƒепартамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре (зарегистрировано ћинистерством юстиции –еспублики ”збекистан 21 но€бр€ 2013 г.

є 2528) утверждены новые ѕравила внутреннего контрол€ по противодействию легализации доходов, полученных от преступной де€тельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках.(–анее действовавшие ѕравила внутреннего контрол€ по противодействию легализации доходов, полученных от преступной де€тельности, и финансированию терроризма в коммерческих банках, утвержденные постановлением ѕравлени€ ÷ентрального банка и ƒепартамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре (рег. є 2023 от 23 окт€бр€ 2009 года) утратили силу).

 

”твержденными ѕравилами определены цели системы внутреннего контрол€ коммерческих банков; основные задачи, функции и структура соответствующего подразделени€; права и полномочи€ его сотрудников и руководства.

 

***

 оммерческие банки, по утвержденным ѕравилам об€заны самосто€тельно принимать меры надлежащей проверки клиентов в тех же случа€х, что и раньше, а кроме того теперь также - при обращении физического лица с за€влением на получение банковской пластиковой карты и при владении юридическими и (или) физическими лицами акци€ми коммерческого банка, на сумму, равную или превышающую один процент его уставного капитала.

 

»зменены критерии разовых операций, при которых производитс€ надлежаща€ проверка клиента. “еперь коммерческие банки об€заны самосто€тельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов при осуществлении продажи физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 100-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы); размена, замены и (или) конверсии физическими лицами наличной иностранной валюты на сумму, равную или превышающую 25-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 100-кратный размер минимальной заработной платы).

 

ћеры по надлежащей проверке клиента, принимаемые коммерческими банками,  как и прежде, об€зательно включают: проверку личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует на основании соответствующих документов, идентификацию реального владельца клиента, проведение на посто€нной основе изучени€ деловых отношений и операций, осуществл€емых клиентом, в цел€х проверки их соответстви€ сведени€м о таком клиенте и его де€тельности.

 

***

 

ѕравилами четко регламентировано построение отношений с банками-нерезидентами,  а также с коммерческими банками, осуществл€ющими операции по международным денежным переводам, в том числе через системы международных денежных переводов.

 

¬ведены нормы, согласно которым коммерческие банки должны обеспечивать сопровождениеотправл€емых денежных переводов точными сведени€ми о клиенте-отправителе (фамили€, им€, отчество (если имеетс€); сери€ и номер документа (паспорта или замен€ющего его документа), удостовер€ющего личность; номер счета, если в процессе операции использовалс€ счет клиента или уникальный код операции), и о получателе (фамили€, им€, отчество (если имеетс€); номер счета, если в процессе операции использовалс€ счет клиента или уникальный номер операции).

 

 оммерческие банки об€заны требовать от банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов предоставлени€ минимальной информации о клиентах:

 

(фамили€, им€, отчество (если имеетс€); номер счета, если в процессе операции использовалс€ счет клиента или уникальный номер операции) - об отправител€х денежных средств, сумма которых не достигает 25-кратного размера минимальной заработной платы;

 

(фамили€, им€, отчество (если имеетс€); сери€ и номер документа (паспорта или замен€ющего его документа), удостовер€ющего личность; адрес или дата и место рождени€ отправител€; номер счета отправител€, если в процессе операции использовалс€ счет клиента или уникальный номер операции) - об отправител€х денежных средств, сумма которых равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

 

 оммерческие банки должны иметь возможность получени€ от корреспондентов банков-нерезидентов и систем международных денежных переводов дополнительной информации об отправител€х денежных средств в течение трех рабочих дней. Ёта возможность должна обеспечиватьс€ заключаемыми коммерческими банками договорами с системами международных денежных переводов. ¬ случае отсутстви€ указанной возможности коммерческим банкам следует  рассмотреть вопрос расторжени€ договора с такими системами международных денежных переводов.

 

***

 

–асширен перечень запретов в отношении де€тельности коммерческих банков.  ак и прежде коммерческим банкам запрещаетс€:

открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставлени€ открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых дл€ его идентификации;

открывать счета на €вно вымышленные имена;

открывать счета без личного присутстви€ лица, открывающего счет, либо его уполномоченного представител€;

устанавливать и продолжать отношени€ с банками-нерезидентами, не имеющими на территори€х государств, в которых они зарегистрированы, физического присутстви€ и посто€нно действующих органов управлени€;

выпуск ценных бумаг и других финансовых инструментов на предъ€вител€.

 роме указанного, коммерческим банкам по новым ѕравилам также теперь запрещено осуществл€ть услуги по получению и отправке денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы международных денежных переводов, без идентификации клиента; создавать дочерние банки, филиалы или представительства на территории государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействи€ легализации доходов, полученных от преступной де€тельности, и финансированию терроризма.

 

***

 

»зменени€ произведены в регулировании отнесени€ операций к сомнительным. (“о есть у внутреннего контрол€ коммерческого банка возникло сомнение в отношении операции, требующее прин€ти€ решени€ о включении/невключении в категорию подозрительных) ѕеречень критериев и признаков, при которых операци€ может быть признана сомнительной, расширен новыми.   ним добавлены следующие:

 

перечисление со счетов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществлени€ операции, в качестве финансовой помощи или займа;

 

перечисление со счетов юридических лиц на счета физических лиц денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществлени€ операции, в качестве дивидендов;

 

осуществление операций (оплата или сн€тие наличности) с п€ти и более международных платежных карт в течение одного дн€ по терминалу одного контрагента, когда сумма операций с каждой картой равна или превышает 25-кратный размер минимальной заработной платы.

 

“акже изменены размеры сумм, при которых сделка относитс€ к сомнительной. Ќапример, к сомнительным могут быть отнесены сделки при обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства физическим лицом на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день обмена), либо внесении физическим лицом в наличной форме денежных средств на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы на день осуществлени€ операции (ранее 1000-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день осуществлени€ операции), на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимател€ в качестве займов, кредитов, финансовой помощи, вклада в уставный фонд (капитал).

 

***

 

—корректированы критерии и операций признаваемых подозрительными. Ќапример, получение отправленных из-за рубежа или отправление за рубеж физическими лицами денежных средств в иностранной валюте, в том числе через системы денежных переводов, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (ранее 1000-кратного размера минимальной заработной платы), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 3 мес€цев;

 

продажа или покупка физическими лицами денежных средств в иностранной валюте на сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы (1000-кратный размер минимальной заработной платы), единовременно или многократно в течение срока, не превышающего 3 мес€цев;

 

“еперь также подозрительной может быть признана сделка, при которой денежные средства перевод€тс€ за пределы –еспублики ”збекистан на счета или в пользу лиц, посто€нно проживающих или зарегистрированных в оффшорных зонах, либо поступают в –еспублику ”збекистан со счетов таких лиц единовременно или многократно в течение 30 дней, на общую сумму, равную или превышающую 500-кратный размер минимальной заработной платы, установленный на день последнего перевода (поступлени€), либо операции с лицами-нерезидентами, €вл€ющимис€ эмитентами акций на предъ€вител€.

 

***

 

ѕравилами регулируютс€ меры, принимаемые внутренним контролем, в том числе – сообщение в ƒепартамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов в особых случа€х (далее ƒепартамент). ≈сли во врем€ установлени€ отношений с клиентом, или при ведении этих отношений, либо при проведении разовых операций у сотрудников коммерческого банка возникнут предположени€, что сведени€ об операции подлежат сообщению, они должны незамедлительно, в день вы€влени€ такой операции, сообщить об этом —лужбе внутреннего контрол€. ¬ свою очередь —лужба внутреннего контрол€ должна идентифицировать личность клиента и реального владельца клиента, издать обоснованное распор€жение о приостановлении операции на три рабочих дн€ с даты, когда эта операци€ должна быть совершена, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица, подготовить сообщение об операции дл€ дальнейшего направлени€ в ƒепартамент в день ее приостановлени€, получить  дополнительную информацию о клиенте (в том числе род де€тельности, размер активов, информаци€, доступна€ через открытые базы данных и т. п.) и др.

 

¬ случае приостановлени€ операции списание денежных средств со счетов на основании распор€жени€ клиента не производитс€.

 

–аспор€жение клиента должно регистрироватьс€ в отдельном журнале по регистрации распор€жений клиентов, операции которых приостановлены, а также помещатьс€ в специальную папку до истечени€ срока приостановлени€ операции.

 

¬ отдельном журнале дл€ регистрации распор€жений клиентов, операции которых приостановлены, фиксируетс€ информаци€, позвол€юща€ идентифицировать операцию, котора€ была приостановлена, а также участников данной операции.

 

ѕри наличии предписани€ ƒепартамента о приостановлении операции на срок не более двух рабочих дней, коммерческий банк приостанавливает ее до указанного срока.

 

ѕравилами регулируютс€ и другие вопросы, св€занные с противодействием легализации доходов, полученных от преступной де€тельности, и финансированию терроризма.

 

 

ѕостановление  вступило в силу со дн€ его официального опубликовани€ в —обрании законодательства –еспублики ”збекистан є 47 от 25 но€бр€ 2013 года.

 

 

≈лена ≈рмохина
эксперт-юрист