Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
29.01.2014

ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ…  ќЌ“–ќЋ№ Ц √ј–јЌ“»я «ј ќЌЌќ—“» » Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“».

¬ услови€х демократи­ческого строительства и формировани€ гражданс­кого общества, углубле­ни€ рыночных реформ возрастает необходи­мость повышени€ поли­тической активности на­селени€, реализации воз­можностей, в частности, осуществл€ть обще­ственный контроль за де­€тельностью органов го­сударственной власти и управлени€.

 

¬ этой св€зи ѕрезидент –ес­публики ”збекистан ».  ари­мов в своем выступлении на дев€той сессии ќлий ћажлиса второго созыва особо под­черкнул: «„ем больше мы бу­дем укрепл€ть контролирую­щие функции государства, со­здавать дополнительные госу­дарственные надзирающие структуры и органы, тем боль­ше будет расти произвол чи­новников и коррупци€. ѕоэто­му у нас нет другого выхода, другой альтернативы - мы дол­жны всемерно усиливать об­щественный контроль, конт­роль общества за де€тельнос­тью государства, в том числе за де€тельностью его силовых структур».

—егодн€ «...сама жизнь тре­бует выдвижени€ на повестку дн€ вопроса об усилении об­щественного и гражданского контрол€ в нашем обществе». Ёто будет способствовать уг­лублению реформ, а также из­менению мышлени€ людей, особенно руководителей, по­вышению их ответственности.

 ак свидетельствует миро­ва€ практика, наличие обще­ственного контрол€ полезно как обществу, так и государ­ству.  онтроль общества спо­собствует эффективному функ-ционированию государства, повышает ответственность го­сударственной власти, компе­тентность и профессионализм чиновников, обеспечивает ра­боту законов, уважение прав и свобод человека. ¬ то же вре­м€ государство, компетентна€ власть при помощи обратной св€зи с обществом способна брать за основу конструктив­ные предложени€ граждан и проводить в стране необходимые реформы, опира€сь на их доверие и поддержку.

Ёто способствует созданию и развитию конкурентоспособ­ной экономики, росту жизнен­ного уровн€ народа, формиро­ванию сильного гражданского общества. ¬ конечном итоге, страна становитс€ сильной и процветающей.

„то же такое общественный контроль?  аким образом он св€зан с законностью?

ќбщественный контроль -совокупность процессов в со­циальной системе (обществе, социальной группе, организа­ции и т.п.), посредством кото­рых обеспечиваетс€ следова­ние определенным «образцам» де€тельности, а также соблю­дение ограничений в поведе­нии, нарушение которых отри­цательно сказываетс€ на функ­ционировании системы. “аки­ми образцами и ограничени€­ми €вл€ютс€ системы ценнос­тей, правовые и моральные нормы, административные предписани€, решени€, обы­чаи, привычки и т.п.

ќбщественный контроль обеспечивает определенную организацию общественной жизни, адекватность поведе­ни€ членов общества взаим­ным ожидани€м; посредством общественного контрол€ реа­лизуетс€ принцип обратной св€зи в управлении любыми социальными процессами или системами.

√ибкость общественного контрол€, изменение его меха­низмов в соответствии с новы­ми цел€ми и услови€ми €вл€­ютс€ важными предпосылками прогресса общества. “ак, же­сткий всепроникающий обще­ственный контроль порождает конформизм (приспособлен­ческое отношение), ведет к со­циальному застою и деграда­ции, а слабый и малоэффек­тивный общественный конт­роль способствует росту анти­общественного поведени€.

ѕо логике вещей, обще­ственный контроль должен осу­ществл€ть тот, кто в этом кров­но заинтересован. Ќу, а кто больше всех заинтересован в том, чтобы исполн€лись зако­ны, не нарушались права и сво­боды человека, повышалс€ уровень развити€ экономики, чтобы продукци€ была высоко­качественной, нужного ассор­тимента и поставл€лась в срок, чтобы росли жизненный уро­вень, благососто€ние людей, были мир и стабильность?  о­нечно же, граждане страны. ѕочему - общественный конт­роль? ƒа потому, что все об­щество, народ непосредствен­но заинтересованы в этом. »менно поэтому субъектами общественного контрол€ €вл€­ютс€ сами граждане, институ­ты гражданского общества, т.е. средства массовой информа­ции, политические партии, об­щественные объединени€, профсоюзы. Ёти субъекты осу­ществл€ют различные меры по наблюдению и контролю за исполнением актов законода­тельства органами государ­ственной власти и управлени€ в цел€х принуждени€ власти к обеспечению соблюдени€ за­кона, ответственному и, как следствие, компетентному ис­полнению своих об€занностей.

ѕравовой основой осуще­ствлени€ общественного кон­трол€ €вл€етс€  онституци€ –еспублики ”збекистан, т.к. в ней отражены принципы, из которых исходит право граж­дан на осуществление обще­ственного контрол€: народ €в­л€етс€ единственным источни­ком государственной власти; государственна€ власть в –ес­публике ”збекистан осуществ­л€етс€ в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то  он­ституцией –еспублики ”збеки­стан и законодательством, прин€тым на ее основе (ст. 7). —тать€ 2  онституции –еспуб­лики ”збекистан отмечает, что государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и граждана­ми. ƒанна€ норма позвол€ет обществу и гражданам осуще­ствл€ть мониторинг (контроль, наблюдение) за де€тельностью государственных органов, обеспечивать надлежащее ис­полнение ими своих функций.

—ама жизнь требует не толь­ко усилени€ контрол€ обще­ственных организаций, но и расширени€ их полномочий и прав. ќднако учитыва€ множе­ственность структур граждан­ского общества и разнообра­зие отношений, дл€ обеспече­ни€ эффективного системного подхода в осуществлении об­щественного контрол€ необхо­дим правовой документ, кото­рый будет регламентировать механизм взаимодействи€ го­сударства и институтов граж­данского общества. Ќе случай­но, выступа€ 12 но€бр€ 2010 года на совместном заседании обеих палат ќлий ћажлиса республики руководитель стра­ны в докладе « онцепци€ даль­нейшего углублени€ демокра­тических реформ и формиро­вани€ гражданского общества в стране» отметил, что назре­ла необходимость прин€ти€ «акона «ќб общественном кон­троле в –еспублике ”збекис­тан», направленного на созда­ние системного, эффективно­го механизма осуществлени€ контрол€ за исполнением ак­тов законодательства органа­ми государственной власти и управлени€ со стороны обще­ства, гражданских институтов. —егодн€ в этом направлении работает экспертна€ группа по подготовке законопроекта.

–еальной угрозой безопас­ности дл€ каждого граждани­на общества €вл€ютс€ произ­вол и беззаконие.  ак подчер­кивает ѕрезидент ».  аримов в своих работах, «...если мы не обеспечим общественный контроль, т. е. не сможем устано­вить контроль общественнос­ти над государственными уч­реждени€ми на местах, то не будет возможности вырвать с корнем имеющиес€ негатив­ные €влени€. Ќет иного пути борьбы с этой болезнью, с этой напастью».

Ќарод должен активно бо­ротьс€ за утверждение закон­ности. ¬едь законность - не­укоснительное исполнение за­конов и соответствующих им правовых актов всеми органа­ми государства, должностны­ми и иными лицами. Ёто один из элементов демократии и правового государства. ¬мес­те с тем, это принцип точного и повсеместного исполнени€ всеми органами государства, должностными лицами и граж­данами требований  онститу­ции, законов, других правовых актов. –ежим законности вза­имосв€зан и одновременно отождествл€етс€ с такими пра­вовыми €влени€ми, как госу­дарственна€ дисциплина и правопор€док. ѕраво народа контролировать де€тельность всех без исключени€ должно­стных лиц и органов государ­ства абсолютно и бесспорно. —итуаци€ бесконтрольности приводит к всевозможным ви­дам должностной вседозво­ленности и невиданной корруп­ции. “олько осознание наро­дом, широкими сло€ми насе­лени€ необходимости демок­ратического контрол€ прекра­тит злоупотреблени€, эгоизм, разложение общества. ƒолж­на созреть общественна€ не­терпимость к этим негативным €влени€м.

ѕоэтому широкое вовлече­ние граждан страны в пр€мой контроль над де€тельностью государственных органов и уп­равлени€, с одной стороны, заставит представителей госу­дарственных органов и управлени€ быть более ответствен­ными и компетентными в ис­полнении своих об€занностей, а с другой стороны, будет спо­собствовать повышению поли­тико-правовой культуры наро­да, его уважени€ и довери€ к власти, а как результат - по­вышение благососто€ни€ наро­да и модернизаци€ страны. «десь необходимо эффектив­ное взаимодействие граждан, общественных организаций и государства.

¬ то же врем€ нельз€ упус­кать из виду вопрос об эффек­тивности осуществлени€ обще­ственного контрол€.  акие не­обходимы услови€, чтобы об­щественный контроль был эф­фективным? ѕрежде всего, гласность, прозрачность и от­крытость де€тельности органов государственной власти м уп­равлени€. ј это достигаетс€ через информированность об­щественности о де€тельности органов государственной вла­сти, обеспечение широкого доступа населени€, обще­ственных объединений к ин­формации о принимаемых ими решени€х и, прежде всего, тех решений, которые затрагива­ют права, свободы и законные интересы граждан.

–ечь идет об эффективном участии институтов гражданс­кого общества в реализации важнейших государственных программ, об укреплении со­циального партнерства с орга­нами государственной власти и управлени€ в решении соци­ально-значимых проблем. ѕри­мером тому может служить уча­стие институтов гражданского общества в законотворческом процессе. “ак, в 2013 году про­водились общественные об­суждени€ проектов законов, разрабатываемых в рамках ре­ализации  онцепции. ¬ них прин€ли участие более двух тыс€ч представителей институтов гражданского общества. Ќапример, законопроект «ќб экологическом контроле» был представлен на широкое об­суждение общественности, и в адрес разработчиков поступи­ло более трех тыс€ч предло­жений от негосударственных некоммерческих организаций и граждан страны. ѕравовой эк­сперимент, который проводил­с€ в Ѕухарской и —амаркандс­кой област€х по апробации проекта закона «ќб открытос­ти де€тельности органов госу­дарственной власти и управле­ни€» также €вл€етс€ одной из форм пр€мого (непосредствен­ного волеизъ€влени€ граждан) способа общественного конт­рол€. ƒанный эксперимент подразумевал правовую отра­ботку положений проекта зако­на, направленных на обеспече­ние прозрачности и открытос­ти де€тельности органов госу­дарственной власти и управле­ни€, усилени€ роли институтов гражданского общества в ин­формировании населени€ о работе государственных орга­нов по решению задач обнов­лени€ и модернизации страны. ѕолученные результаты по ито­гам проведени€ правового эк­сперимента были глубоко про­анализированы и на их основе были сформулированы конк­ретные предложени€ и реко­мендации, которые будут учте­ны при доработке текста про­екта закона.

“аким образом, чтобы за­конность стала частью нашей жизни, необходимо, чтобы на­селение было информировано о том, какие принимаютс€ ука­зы, законы и постановлени€.  аждый гражданин должен чет­ко понимать суть документов, особенно касающихс€ прав человека, прочувствовать их роль в своей жизни. ј разра­ботка законов должна прохо­дить под контролем общества, только в этом случае законы будут реально служить обеспе­чению прав человека, и каж­дый гражданин осознает пра­во и ответственность самосто­€тельно «строить» свою судьбу.

 √азета "Ќародное слово"

 . ƒ∆ј¬ј ќ¬ј, и.о. профессора кафедры јкадемии ћ¬ƒ –еспублики ”збекистан, доктор философских наук, подполковник.