Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
02.04.2014

–ј«¬»“»≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ-ѕ–ј¬ќ¬џ’ ќ—Ќќ¬ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“» ¬ ”«Ѕ≈ »—“јЌ≈

 акой государственный механизм будет наилучшим дл€ жизни и устойчивого развити€ общества — вопрос очень сложный, поскольку от его решени€ напр€мую зависит благополучие любого народа и целостность любой страны.

√осударственное строительство — это дело, которое каждый народ осуществл€ет самосто€тельно. ѕри этом наличие общепризнанных концепций правовой государственности не освобождает от необходимости искать свои конституционные решени€, строить свою оптимальную модель публичной власти, в наибольшей мере отвечающей интересам, традици€м и правосознанию населени€. ¬ избранной модели власти объективно отражаетс€ самобытность народа, своеобразие его правовой культуры, обусловленные историческим опытом. «десь нет и не может быть готовых рецептов. —озидание государственности — это путь конституционного развити€, который каждый народ должен пройти сам, в то же врем€ использу€ самый современный международный опыт государственного строительства.
 ак отметил ѕрезидент –еспублики ”збекистан »слам  аримов, мы вступили на путь и сделали выбор, отвечающий вековым ча€ни€м нашего народа, открывающий дл€ нашей страны, дл€ будущих поколений огромные возможности и перспективы. ’от€ мы прекрасно осознавали и в этом убеждаемс€ сегодн€, насколько трудно и сложно добитьс€ тех непростых, € бы сказал, великих целей, которые мы поставили перед собой. Ќаша страна приобрела за исторически короткий срок свое место, если хотите, свой самосто€тельный голос в мировом сообществе…
—о дн€ обретени€ независимости конституционное развитие ”збекистана идет эволюционно, поэтапно, по пути либерализации и демократизации общества, государственной власти на основе принципов последовательности и преемственности, проводимых в этой сфере реформ. 
ѕри этом важнейшим приоритетом взаимоув€занных демократических преобразований €вл€етс€ последовательна€, поэтапна€ модернизаци€ конституционных основ формировани€ и развити€ исполнительной власти. Ётот процесс включает несколько качественно взаимосв€занных, взаимодополн€ющих друг друга организационно-законотворческих этапов.
ќгл€дыва€сь назад, мы видим, насколько изменилс€ социально-политический строй нашего общества. ƒев€ностые годы были временем становлени€ новой государственности, нового независимого государства. Ёто было врем€, которое требовало от руководства страны оперативного решени€ задач по сохранению общества, экономики от распада, поддержанию правопор€дка, созданию организационно-правовых условий дл€ проведени€ реформ. ¬ тот переходный период только сильное государство, исполнительна€ власть могли справитьс€ с ситуацией: вз€ть на себ€ ответственность за реформы в стране и обеспечить стабильный безопасный переход к новому строю. ¬ трудный переходный период важное значение имело создание эффективной системы и структур органов государственного управлени€, жесткой вертикали власти, способных на практике реализовывать принимаемые законы, осуществл€ть защиту гражданских, политических, социальных, экономических прав и свобод, обеспечить общественное согласие в стране, формирование прочного экономического фундамента и законодательной базы дл€ проведени€ рыночных, социально-экономических, политических, судебно-правовых реформ. 
¬ этот период был осуществлен демонтаж тоталитарной, административно-командной системы управлени€, созданы правовые основы де€тельности  абинета ћинистров, органов государственного и хоз€йственного управлени€, органов представительной и исполнительной власти на местах.
¬ то же врем€, несмотр€ на все объективно складывающиес€ сложности переходного периода, становление и развитие государственной власти основывалось на последовательной реализации конституционного принципа разделени€ ветвей власти, создании между ними эффективной системы сдержек и противовесов. 
ѕоследовательно, поэтапно решалась задача по оптимальному распределению полномочий между субъектами государственной власти. ѕри этом принцип разделени€ властей, безусловно, €вл€лс€ концептуальным ориентиром, в то же врем€ выбор оптимальной модели организации, функционировани€ власти на том или ином этапе развити€ осуществл€лс€ с учетом современных реалий. ѕо мере развити€ социально-экономических, общественно-политических отношений, повышени€ зрелости политических, государственно-правовых, гражданских институтов, политической культуры и правосознани€ происходила поэтапна€, последовательна€ передача полномочий ѕрезидента парламенту,  абинету ћинистров, укрепл€лась самосто€тельность, повышалась ответственность органов государственного управлени€.
¬ажным шагом на пути либерализации стало упразднение должности председател€  абинета ћинистров, которую ранее занимал ѕрезидент –еспублики ”збекистан. ¬ соответствии с прин€тыми законами ѕремьер-министр сегодн€ не только организует, но и руководит де€тельностью  абинета ћинистров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, принимает решени€ по вопросам государственного и хоз€йственного управлени€. 
ќдним из политико-правовых актов огромной важности стало исключение из  онституции –еспублики ”збекистан в 2007 году норм, устанавливающих, что ѕрезидент страны €вл€етс€ одновременно главой исполнительной власти. —тать€ 89  онституции –еспублики ”збекистан определила, что «ѕрезидент –еспублики ”збекистан €вл€етс€ главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
ќчередным мощным импульсом в деле демократической модернизации системы государственности стала  онцепци€ дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране. ¬несенные в 2011 году в соответствии с  онцепцией изменени€ в  онституцию, в соответствии с которыми на рассмотрение парламента вноситс€ кандидатура ѕремьер-министра, выдвигаема€ политической партией, набравшей наибольшее количество голосов на выборах, введен институт вотума недовери€ правительству и другие вытекающие отсюда меры, представл€ли следующий этап в реформировании и демократизации страны. –еформа 2011 года значительно укрепила статус парламента, увеличила его политический вес и заложила основы дл€ формировани€ ответственного правительства, т. е. правительства, подотчетного парламенту, представл€ющему политические интересы, доминирующие в обществе. 
¬несенный на рассмотрение ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан главой государства законопроект «ќ внесении изменений и дополнений в отдельные статьи  онституции –еспублики ”збекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)» направлен на продолжение поэтапных реформ по совершенствованию модели национальной государственности, основанных на принципе обеспечени€ оптимального баланса объема их полномочий. 
Ќовые задачи по либерализации различных сфер жизни нашего общества, особенно в экономике, государственном и общественном строительстве, необходимость дальнейшего усилени€ самосто€тельности всех ветвей власти объективно требовали адекватного совершенствовани€ системы исполнительной власти, государственного управлени€, усилени€ роли и самосто€тельности  абинета ћинистров в решении вопросов государственного, социально-экономического устройства, дальнейшего углублени€ проводимых в стране реформ. ¬ св€зи с этим необходимо было значительно более детально определить полномочи€  абинета ћинистров. 
—огласно новой редакции статьи 98  онституции,  абинет ћинистров: во-первых, несет ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образовани€, здравоохранени€ и других отраслей экономики и социальной сферы; во-вторых, осуществл€ет меры по защите экономических, социальных и других прав и законных интересов граждан; в-третьих, координирует и направл€ет работу органов государственного и хоз€йственного управлени€, обеспечивает контроль за их де€тельностью в установленном законом пор€дке; в-четвертых, обеспечивает исполнение законов –еспублики ”збекистан, решений ќлий ћажлиса, указов, постановлений и распор€жений ѕрезидента –еспублики ”збекистан; в-п€тых, представл€ет ќлий ћажлису –еспублики
”збекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны; в-шестых, осуществл€ет иные полномочи€, предусмотренные  онституцией и законами –еспублики ”збекистан.
Ќа расширение самосто€тельности и полномочий  абинета ћинистров направлена поправка к статье 93  онституции ”збекистана, в соответствии с которой образование и упразднение министерств, государственных комитетов и других органов государственного 
управлени€ осуществл€етс€ ѕрезидентом по представлению  абинета ћинистров. Ёто расшир€ет возможности правительства в организации системы государственного управлени€ и в то же врем€ повышает его ответственность за эффективность и качество де€тельности административных органов. 
«начительной новеллой представл€етс€ новый пор€док назначени€ ѕремьер-министра. —огласно новой редакции статьи 98, кандидат на должность ѕремьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в ќлий ћажлисе представл€ет программу действий  абинета ћинистров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Ётот пор€док принципиально мен€ет характер назначени€: теперь оно должно производитьс€ не только с учетом личностных характеристик кандидата, но и содержани€ программы, которую он намерен осуществл€ть как глава правительства. Ёто открывает возможности дл€ широкого обсуждени€ актуальных вопросов социально-экономического развити€ страны уже на стадии формировани€ правительства и предъ€вл€ет кардинально новые требовани€ к этому институту власти. 
—егодн€ есть все основани€ утверждать, что в результате проводимых в последние дес€тилети€ конституционных реформ в стране создана современна€ модель исполнительной власти, обеспечивающа€ эффективное управление социально-экономическими процессами.
¬месте с тем важно отметить, что прин€тие закона о внесении поправок в  онституцию обуславливает необходимость осуществлени€ комплексной программы действий по реализации вновь внесенных конституционных норм в национальное законодательство, совершенствованию де€тельности органов исполнительной власти на этом этапе демократических реформ.
¬о-первых, можно ожидать, что новый  абинет ћинистров будет рассматривать реформу административной системы как приоритет своей политики. ¬о-вторых, важнейшим приоритетом конституционного реформировани€ должно стать совершенствование организационно-правовых механизмов обеспечени€ доступности информации о 
де€тельности органов исполнительной власти дл€ общества, гражданских институтов. ¬ этой св€зи особую важность имеет прин€тие «акона «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€», разработанного в соответствии с  онцепцией дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране.
«акон об открытости тесно взаимосв€зан с другими основополагающими публично-правовыми законами: об административных процедурах и юстиции, о государственной службе, об основах государственного и хоз€йственного управлени€, об административном нормотворчестве, о публичных услугах, которые также имеют исключительную важность. ¬-третьих, особую значимость и актуальность приобретают вопросы дальнейшего развити€ и модернизации административного права, повышени€ эффективности исследований административно-правовых проблем государственного строительства, государственного управлени€ ”збекистана. 
  сожалению, сегодн€ наука административного права нередко воспроизводит устаревшие образцы знани€, отстает от потребностей динамично развивавшейс€ практики. 
ѕотребности проведенных государственно-правовых реформ делают необходимым разработку новых теоретических подходов в развитии административного права, способных интегрировать современные мировые достижени€ теории и практики публичного управлени€, особенности исторического наследи€ и реалии практики государственного управлени€ в нашей стране. 
¬се вышеизложенное должно стать предметом заинтересованного и конструктивного анализа и обсуждени€ в научном сообществе.

». ’јћ≈ƒќ¬, 
профессор ”ниверситета мировой экономики и дипломатии.