Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
19.05.2015

”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан Ђќ мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€тию преград дл€ их ускоренного развити€ї

”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан

«ќ мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€тию преград дл€ их ускоренного развити€»
 
¬ цел€х кардинального повышени€ роли и места частной собственности в экономике республики, ликвидации преград и ограничений на пути развити€ частной собственности и частного предпринимательства, сокращени€ государственного присутстви€ в экономике, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала:

1. ”твердить ѕрограмму мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€тию преград дл€ их ускоренного развити€, согласно приложению, направленную на:
повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспреп€тствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую де€тельность, нарушение прав частных собственников;
усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую де€тельность;
дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, а также процедур, св€занных с осуществлением внешнеэкономической де€тельности;
создание необходимых условий и возможностей дл€ ускоренного развити€ частной собственности и частного предпринимательства, расширени€ их доступа к материальным и кредитным ресурсам, улучшени€ бизнес-среды.
¬озложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию меропри€тий, включенных в ѕрограмму мер, на руководителей соответствующих министерств, ведомств, судебных, правоохранительных и контролирующих органов – ответственных исполнителей, органов государственной власти на местах.

2. ”становить с 1 июл€ 2015 года пор€док, в соответствии с которым:
проведение всех проверок де€тельности микрофирм, малых предпри€тий и фермерских хоз€йств осуществл€етс€ контролирующими органами в плановом пор€дке не чаще одного раза в четыре года, других хоз€йствующих субъектов – не чаще одного раза в три года, только по решению –еспубликанского совета по координации де€тельности контролирующих органов –еспублики ”збекистан;
срок проведени€ плановых проверок, не св€занных с финансово-хоз€йственной де€тельностью, составл€ет не более 10 календарных дней;
плановые проверки финансово-хоз€йственной де€тельности субъектов предпринимательства охватывают только период, последующий за последней плановой проверкой;
проверки правоохранительными органами де€тельности хоз€йствующих субъектов в св€зи с возбужденными уголовными делами осуществл€ютс€ с об€зательным участием привлеченных хоз€йствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев отказа от данного права со стороны хоз€йствующего субъекта);
не возбуждаетс€ уголовное дело и освобождаетс€ от ответственности лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 184 ”головного кодекса –еспублики ”збекистан (уклонение от уплаты налогов или других об€зательных платежей), если оно полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружени€ преступлени€.

3. √енеральной прокуратуре –еспублики ”збекистан:
усилить надзор за неукоснительным исполнением законодательства о гаранти€х свободы предпринимательской де€тельности и практическим внедрением прин€тых норм, обеспечив неотвратимость ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц контролирующих, правоохранительных и уполномоченных государственных органов за нарушени€ прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
совместно с ћинистерством по развитию информационных технологий и коммуникаций –еспублики ”збекистан в срок до 1 июл€ 2015 года создать на базе действующего ≈диного центра обслуживани€ вызовов ј  «”збектелеком» и «телефона довери€» √енеральной прокуратуры систему круглосуточного приема обращений субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства по вопросам необоснованного вмешательства государственных, правоохранительных и контролирующих органов в их де€тельность, воспреп€тствовани€ предпринимательской де€тельности и нарушени€ прав собственников, с прин€тием предусмотренных законодательством мер воздействи€ в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства о гаранти€х свободы предпринимательской де€тельности.

4. ќпределить, что:
хоз€йственным судам предоставл€етс€ право приостанавливать исполнение решени€ контролирующего органа, обжалуемого со стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрени€ соответствующего иска;
изъ€тие имущества субъектов предпринимательства в св€зи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства осуществл€етс€ исключительно по решению суда;
взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеетс€ возражение со стороны субъекта предпринимательства, производитс€ по решению хоз€йственного суда.
¬ысшему хоз€йственному суду совместно с ћинис¬терством юстиции, ћинистерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмес€чный срок внести в «аконодательную палату ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан предложени€ по дальнейшему повышению роли и эффективности де€тельности судебных органов по обеспечению надежной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, ускорению сроков рассмотрени€ исков субъектов предпринимательства, в том числе путем широкого внедрени€ информационно-коммуникационных технологий.

5. ѕредоставить с 1 июл€ 2015 года индивидуальным предпринимател€м право нанимать от одного до трех работников в зависимости от вида де€тельности с уплатой за каждого нан€того работника страховых взносов во внебюджетный ѕенсионный фонд в размере 50 процентов от минимальной заработной платы и фиксированного налога в размере 30 процентов от установленной ставки дл€ индивидуальных предпринимателей-работодателей.
ќсвободить индивидуальных предпринимателей от уплаты фиксированного налога за нан€тых работников – выпускников профессиональных колледжей, в течение двенадцати мес€цев с даты окончани€ ими колледжа.

6. ѕрин€ть предложение ћинистерства юстиции, ћинистерства экономики, ћинистерства финансов, √осархитектстро€, “оргово-промышленной палаты –еспублики ”збекистан о создании на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокими€тах районов (городов) единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее – центры «одно окно»).
¬озложить на ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан функции по координации, контролю и оказанию методического содействи€ де€тельности центров «одно окно» с сохранением существующей предельной численности работников органов юстиции.

7.  абинету ћинистров совместно с ћинистерством юстиции, ћинистерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, ћинистерством экономики, ћинистерством финансов –еспублики ”збекистан, “оргово-промышленной палатой, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в срок до 1 июл€ 2015 года провести полную инвентаризацию государственных услуг, оказываемых службами «одно окно» при различных ведомствах, с их интеграцией в систему услуг центров «одно окно», разработкой типовых форм учредительных документов и документов, представл€емых дл€ получени€ государственных услуг, в том числе лицензий и разрешительных процедур;
обеспечить начало функционировани€ центров «одно окно» не позднее  1 €нвар€ 2016 года с последующим запретом на прин€тие другими органами государственного и хоз€йственного управлени€ непосредственно от субъектов предпринимательства документов дл€ оказани€ им государственных услуг, оказываемых центрами «одно окно».

8. ”становить, что вс€ сумма государственной пошлины, поступающей за государственную регистрацию субъектов предпринимательства, зачисл€етс€ в доходы инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокими€тах районов (городов), а с 1 €нвар€ 2016 года – в доходы центров «одно окно», в качестве источника их финансировани€, с направлением поступающих средств исключительно на цели укреплени€ их материально-технической базы и стимулировани€ сотрудников.

9. ћинистерству экономики, ћинистерству юстиции, ћинистерству финансов, √осударственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции, √осударственному налоговому комитету, ÷ентральному банку –еспублики ”збекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмес€чный срок внести в  абинет ћинистров предложени€ об изменени€х и дополнени€х в законодательство, вытекающих из насто€щего ”каза.
10.  онтроль за исполнением насто€щего ”каза возложить на ѕремьер-министра –еспублики ”збекистан ћирзиЄева Ў.

ѕрезидент
–еспублики ”збекистан
». ј–»ћќ¬.
г.“ашкент,
15 ма€ 2015 года
N ”ѕ-4725.
 
 
 ќћћ≈Ќ“ј–»…
  ” ј«” ѕ–≈«»ƒ≈Ќ“ј –≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ
«ќ ћ≈–ј’ ѕќ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»ё Ќјƒ≈∆Ќќ… «јў»“џ „ј—“Ќќ… —ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“», ћјЋќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј » „ј—“Ќќ√ќ ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ј, —Ќя“»ё ѕ–≈√–јƒ ƒЋя »’ ”— ќ–≈ЌЌќ√ќ –ј«¬»“»я»
 
«а годы независимости в –еспублике ”збекистан осуществл€етс€ системна€ работа по либерализации экономики, внедрению рыночных принципов и механизмов управлени€, формированию благопри€тного делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и препон на пути развити€ частной собственности и частного предпринимательства.
“олько за период 2012–2014 годы прин€то более 15 законов –еспублики ”збекистан, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состо€ни€ деловой среды и условий ведени€ бизнеса, в том числе «ќ защите частной собственности и гаранти€х прав собственников», «ќ гаранти€х свободы предпринимательской де€тельности (нова€ редакци€)», «ќ разрешительных процедурах в сфере предпринимательской де€тельности», «ќ конкуренции», «ќ семейном предпринимательстве» и другие.
¬ результате дол€ малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56 процентов в насто€щее врем€, в этой сфере трудитс€ более 77 процентов зан€того населени€.
ѕрин€тый ”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан «ќ мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€тию преград дл€ их ускоренного развити€» направлен на создание еще более благопри€тных экономических и правовых условий и стимулов дл€ кардинального повышени€ роли и места частной собственности в экономике, ликвидации имеющихс€ преград и ограничений в организации предпринимательской де€тельности, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.
”казом утверждена комплексна€ ѕрограмма мер, предусматривающа€ реализацию в основном в текущем году 33 конкретных меропри€тий по четырем ключевым направлени€м дальнейшего обеспечени€ надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€ти€ преград дл€ их ускоренного развити€.
ќсобое внимание в ѕрограмме мер обращено на создание необходимых условий и возможностей дл€ ускоренного развити€ частной собственности и частного предпринимательства, дальнейшее упрощение пор€дка их создани€ и организации де€тельности, предоставление большей свободы дл€ предпринимательства за счет либерализации административного и уголовного законодательства.
¬ частности, вводитс€ пор€док, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждаетс€ и лицо освобождаетс€ от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное статьей 184 ”головного кодекса –еспублики ”збекистан (уклонение от уплаты налогов или других об€зательных платежей), и полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружени€ преступлени€.
“акже намечено внести дополнени€ в ”головный кодекс, в соответствии с которыми не примен€етс€ наказание в виде лишени€ свободы при полном возмещении должностными лицами хоз€йствующих субъектов нанесенного материального ущерба, предусмотренного за лжебанкротство и сокрытие банкротства.
»з уголовной юрисдикции в административную предусматриваетс€ перевести правонарушени€, совершенные в сфере правил торговли, торговой и посреднической де€тельности, за исключением правонарушений в особо крупном размере.
ќпределены меры по см€гчению ответственности должностных лиц, осуществл€ющих административно-распределительные и административно-хоз€йственные полномочи€ в предпринимательских структурах и других негосударственных организаци€х. “ак, в ”головный кодекс будут введены отдельные статьи, предусматривающие более м€гкие меры наказани€ за незаконное получение материального вознаграждени€ (коммерческий подкуп), злоупотребление полномочием и другие правонарушени€. ѕри этом в случае полного возмещени€ причиненного материального ущерба в результате указанных правонарушений не примен€етс€ наказание в виде лишени€ свободы.
ѕрограммой мер предусматриваетс€ усиление роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. “ак, только по решению суда может осуществл€тьс€ изъ€тие имущества субъектов предпринимательства в св€зи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеетс€ возражение со стороны плательщика. ’оз€йственным судам предоставл€етс€ право приостанавливать исполнение обжалуемого действи€ (решени€) контролирующего органа, а срок вынесени€ хоз€йственными судами определени€ о прин€тии искового за€влени€
к производству и подготовке дела к судебному разбирательству сокращен с 10 до 5 дней.
¬водитс€ пор€док, в соответствии с которым проверки правоохранительными органами де€тельности хоз€йствующих субъектов в св€зи с возбужденными уголовными делами осуществл€ютс€ с участием привлеченных хоз€йствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев письменного отказа от данного права со стороны хоз€йствующего субъекта).
ѕрограммой установлен широкий комплекс мер по упрощению всех видов регистрационных и разрешительных процедур, расширению доступа к получению различных видов государственных услуг. “ак, дл€ получени€ льгот и преференций, предусмотренных законом дл€ субъектов предпринимательства, не нужно обращатьс€ со вс€кого рода письменными за€влени€ми.
”прощен пор€док осуществлени€ государственных закупок товаров (работ, услуг) первой необходимости у субъектов предпринимательства посредством электронных торгов через специальный информационный портал ”збекской республиканской товарно-сырьевой биржи.
√осударственна€ регистраци€ и постановка на учет субъектов предпринимательства будет осуществл€тьс€ круглосуточно через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства в сети »нтернет, интегрированную в ≈диный портал интерактивных государственных услуг –еспублики ”збекистан.
ƒл€ сн€ти€ бюрократических преград, обеспечени€ открытости и прозрачности при получении государственных услуг, исключени€ пр€мых контактов за€вителей с должностными лицами, принимающими решение об их предоставлении, на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокими€тах районов (городов) будут созданы ≈диные центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» взамен существующих служб «одно окно» при различных ведомствах по оказанию отдельных видов государственных услуг.
ќдновременно с этим намечаетс€ дальнейшее упрощение процедур, св€занных с предоставлением земельных участков субъектам предпринимательства и выдачей разрешений на строительство за счет внедрени€ уведомительного пор€дка регистрации территориальными инспекци€ми государственного архитектурно-строительного надзора объектов строительства и выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ с представлением субъектами предпринимательства необходимых документов, оптимизации процедур и сроков подготовки, согласовани€ и утверждени€ материалов по выбору и отводу земельного участка.
»сключительно важное значение в утвержденной ”казом ѕрограмме мер придаетс€ дальнейшему упор€дочению пор€дка проведени€ проверок де€тельности хоз€йствующих субъектов и повышению ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспреп€тствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую де€тельность, нарушение прав частных собственников.
¬ частности, с 1 июл€ 2015 года устанавливаютс€ единые пор€док и периодичность проведени€ плановых проверок, при которых все проверки де€тельности микрофирм, малых предпри€тий и фермерских хоз€йств осуществл€ютс€ в плановом пор€дке не чаще одного раза в четыре года, других хоз€йствующих субъектов – не чаще одного раза в три года, только по решению –еспубликанского совета по координации де€тельности контролирующих органов –еспублики ”збекистан. ѕри этом срок проведени€ плановых проверок, не св€занных с финансово-хоз€йственной де€тельностью, сокращаетс€ с 30 до 10 календарных дней.
ѕлановые проверки финансово-хоз€йственной де€тельности субъектов предпринимательства должны охватывать период только после последней плановой проверки. —убъектам предпринимательства предоставл€етс€ возможность исправить в ходе проверок допущенные ошибки, предотвраща€ тем самым приостановление их де€тельности и фактическую ликвидацию.
Ѕольшое внимание уделено вопросам повышени€ эффективности проводимой со стороны контролирующих органов профилактической работы, направленной на повышение правовой грамотности субъектов предпринимательства и предупреждение правонарушений до назначени€ комплексных проверок их де€тельности. »менно по этому критерию будет оцениватьс€ работа контролирующих органов.
¬ведение этих мер предусматривает прин€тие в новой редакции «акона –ес¬публики ”збекистан «ќ государственном контроле де€тельности субъектов предпринимательства».
¬ ”казе поручено √енеральной прокуратуре, ћинистерству юстиции, ¬ерховному суду –еспублики ”збекистан совместно с заинтересованными структурами выработать и прин€ть конкретные меры по усилению ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспреп€тствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую де€тельность.
“ак, намечаетс€ усилить меры административной ответственности за нарушение пор€дка проведени€ проверок и ревизий финансово-хоз€йственной де€тельности хоз€йствующих субъектов, нарушение пор€дка оказани€ государственных услуг, незаконное приостановление де€тельности хоз€йствующих субъектов и(или) операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на счетах хоз€йствующих субъектов, принудительное привлечение хоз€йствующих субъектов к благотворительности и иным меропри€ти€м, св€занным с отвлечением денежных средств, и другие.
ѕредусматриваетс€ установить административную ответственность за снос зданий, иных строений, сооружений, принадлежащих субъектам предпринимательства, в случае неполного возмещени€ убытков по рыночной стоимости указанного имущества.
¬ отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, неоднократно нарушающих законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской де€тельности, будут примен€тьс€ меры уголовной ответственности.
Ќар€ду с этим предусматриваетс€ внедрение механизма возмещени€ вреда в полном объеме, включа€ упущенную выгоду, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправлени€ граждан или действий (бездействи€) их должностных лиц.
¬се эти изменени€ и дополнени€ должны найти отражение в административном и уголовном законодательстве. “ак, в  одекс –еспублики ”збекистан об административной ответственности предполагаетс€ ввести отдельную √лаву XVI1, предусматривающую административную ответственность за воспреп€тствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую де€тельность и другие правонарушени€, пос€гающие на права и законные интересы хоз€йствующих субъектов. —оответствующие дополнени€ будут внесены и в ”головный кодекс –еспублики ”збекистан.
–еализаци€ прин€того ”каза ѕрезидента –еспублики ”збекистан позволит создать еще более благопри€тные услови€ дл€ ускоренного развити€ малого бизнеса и частного предпринимательства, улучшени€ бизнес-среды, широкого привлечени€ в экономику ”збекистана отечественных и иностранных инвестиций, создани€ новых рабочих мест, что в целом будет способствовать росту благососто€ни€ населени€.