Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
01.12.2015

ѕуть демократических реформ

ѕуть демократических реформ
¬ столице состо€лась международна€ конференци€ "ќбеспечение надежной защиты прав и свобод человека - важнейшее направление демократического обновлени€ и модернизации страны: опыт ”збекистана". ѕредставительный форум организовали Ќациональный центр по правам человека, ”полномоченный ќлий ћажлиса по правам человека (ќмбудсман), министерства юстиции и внутренних дел, √енеральна€ прокуратура, »сследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при ¬ерховном суде, Ќациональна€ ассоциаци€ ЌЌќ, Ќезависимый институт по мониторингу формировани€ гражданского общества при поддержке ѕрограммы развити€ ќќЌ, ќфиса  оординатора проектов ќЅ—≈ в ”збекистане, фондов имени  . јденауэра и имени ‘. Ёберта.
 
 ћеждународна€ конференци€ стала площадкой дл€ обсуждени€ направлений совершенствовани€ законодательства и правоприменительной практики в сфере прав человека, усилени€ законности в де€тельности государственных органов, изучени€ и обобщени€ передового опыта в этой области, объединившей депутатов «аконодательной палаты и членов —ената ќлий ћажлиса, представителей органов исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, научных кругов, образовательных учреждений, —ћ», а также экспертов ”правлени€ ¬ерховного комиссара ќќЌ по правам человека, Ѕюро ќЅ—≈ по демократическим инс­титутам и правам человека, ¬енецианской комиссии, из  ита€, ¬еликобритании, Ўотландии, »рландии, »талии, »спании и других стран. 
 
¬ыступившие на меропри€тии отметили, что высшими приоритетами реформ в нашей стране, идущей по пути построени€ открытого демократического государства и сильного гражданского общества, €вл€ютс€ всесторонн€€ защита прав и свобод человека, обеспечение достойной жизни и благополучи€ народа. ќ колоссальности проделанной работы в сфере защиты прав человека говорит уже тот факт, что само пон€тие "права человека", как основа правового статуса самосто€тельной и свободной личности, было заложено только в годы независимости. ¬ суверенном ”збекистане индивид стал полноправным субъектом экономики, права и политики с соответствующими правами - личными, политическими, экономическими, социальными, культурными и экологическими.

¬ республике выстроена институциональна€ система защиты прав человека. ѕрежде всего ”збекистан присоединилс€ к главным международным документам в этой области - ¬сеобщей декларации прав человека, ћеждународному пакту об экономических, социальных и культурных правах, ћеждународному пакту о гражданских и политических правах. ¬сего же парламент ратифицировал более семидес€ти международных документов по правам человека, включа€ дес€ть основных инструментов ќќЌ, положени€ которых имплементированы в национальное законодательство.

ƒелегации республики участвуют в заседани€х —овета ќќЌ по правам человека и комитетов, организованных дл€ мониторинга исполнени€ конвенций ќќЌ.

Ќадежный правовой фундамент обеспечени€ прав человека в нашей стране составл€ют  онституци€ и конституционные законы, шестнадцать кодексов и более шестисот законов, гарантирующих реализацию прав и свобод личности в политической, социально-экономической и гуманитарной сферах. “ак, ќсновной «акон защищает важнейшие общеприн€тые демократические ценности: права и свободы человека и гражданина, народ как единственный источник власти, возможность свободного существовани€ различных политических взгл€дов, многообразие форм собственности, ограничение государственной власти правом и другие.

”збекистан первым из государств ÷ентральной јзии создал комплексную систему национальных институтов по правам человека. Ќар€ду с традиционными правоохранительными механизмами - судом, прокуратурой и адвокатурой, в нее вход€т  онституционный суд, ”полномоченный ќлий ћажлиса по правам человека (ќмбудсман), Ќациональный центр по правам человека, »нститут мониторинга действующего законодательства, а также подразделени€ по защите прав человека, специально организованные в министерствах юстиции и внутренних дел, √енеральной прокуратуре, различные межведомственные комиссии и группы.

–еспублика выработала уникальную "узбекскую модель" перехода к демократии, теоретической основой которой €вл€ютс€ общепризнанные п€ть принципов, выдвинутых ѕрезидентом: приоритет экономики над политикой, верховенство закона, а также положени€ о главенствующей роли государства в процессе реформ, сильной социальной политике и поэтапному переходу республики к рыночной экономике. ќна стала практическим выражением государственной политики уважени€ и защиты прав человека, его жизни, свободы, чести и достоинства, результаты реализации которой сегодн€ признает все мировое сообщество.

—огласно "¬семирному индексу счасть€", составленному на основе статистических данных ќрганизации ќбъединенных Ќаций, ¬семирного банка, ¬семирной организации здравоохранени€, ќрганизации экономического сотрудничества и развити€, республика зан€ла лидирующие позиции в этом списке среди стран —одружества Ќезависимых √осударств. «а годы независимости экономика ”збекистана выросла более чем в 5,5 раза, реальные доходы на душу населени€ - в дев€ть раз. Ќаша страна сегодн€ занимает п€тое место в мире среди государств с ускоренно развивающейс€ экономикой, а в последние одиннадцать лет, несмотр€ на продолжающийс€ мировой экономический кризис, темпы роста валового внутреннего продукта составл€ют свыше восьми процентов.

Ќар€ду с повышением уровн€ и качества жизни населени€, преображением облика республики важнейшим достижением масштабной правозащитной работы стало формирование у людей нового мышлени€, политической и правовой культуры, чувства сопричастности к происход€щим в нашей стране преобразовани€м, основ активного гражданского общества. «начительное ускорение этим процессам придала  онцепци€ дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, утвержденна€ ќлий ћажлисом в но€бре 2010 года. ¬ рамках этой стратегической программы, определившей правовые и методологические основы углублени€ "узбекской модели" развити€, прин€ты более тридцати законов, дес€тки нормативно-правовых актов. √рандиозна€ законотворческа€ работа по таким магистральным направлени€м, как либерализаци€ государственной власти и управлени€, реформирование судебно-правовой системы, информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации, развитие избирательного законодательства, инс­титутов гражданского общества, дальнейшее углубление рыночных реформ, оказала благотворное воздействие на весь спектр личных, политических, экономических, социальных, культурных и экологических прав человека в ”збекистане.

ѕоэтапные реформирование избирательной системы, обеспечение конституционного принципа разделени€ властей, эффективной системы сдержек и противовесов, усиление парламентского контрол€ гарантировали модернизацию и децентрализацию государственной власти, сбалансированность общегосударственных и региональных интересов и в целом свободу выбора и волеизъ€влени€, права граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, демократическом формировании госорганов. ѕро€влением политической либерализации стала частична€ передача государственных функций неправительственным организаци€м, среди которых различные объединени€, фонды, ассоциации, а также органы самоуправлени€ граждан. — каждым годом растет активность политических партий, благодар€ чему в предвыборных кампани€х представлено все политическое многообразие мнений и видений граждан о дальнейшем развитии ”збекистана.

”никальные возможности дл€ активного вовлечени€ соотечественников в правозащитную работу открыли прин€тие в соответствии с концепцией законов "ќ социальном партнерстве", "ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€", а также конституционное закрепление института общественного контрол€. ¬ традиционную практику вошло привлечение гражданских институтов к прин€тию и реализации социальных, экономических, политических и других решений государства, программ социально-экономического развити€ страны, а также нормативно-правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, де€тельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах.

 роме того, прин€тый в новой редакции «акон "ќ нормативно-правовых актах" установил право разработчиков выносить проект на общественное обсуждение, которое проводитс€ с участием представителей заинтересованных государственных учреждений, органов самоуправлени€ граждан, ЌЌќ и иных организаций. ¬месте со специалистами национальных институтов по правам человека, государственных органов участники третьего сектора задействованы в процессе рассмотрени€ обращений физических лиц, касающихс€ обеспечени€ личных, социальных и экономических прав граждан. ќни выступают организаторами просветительских встреч и семинаров, приз­ванных повышать уровень политического сознани€ и правовую культуру населени€, его информированность о проводимых в стране демократических преобразовани€х.

Ќемаловажно, что в ”збекистане прин€ты меры по созданию правовых условий и таких институтов гражданского общества, как средства массовой информации. »х конституционный статус, базирующийс€ на таких принципах, как свобода масс-медиа, осуществление де€тельности в соответствии с законом, ответственность за достоверность информации и недопустимость цензуры, получил развитие в р€де законодательных актов. ќдним из значимых демократических шагов на пути укреплени€ гарантий права на информацию стал «акон "ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€", ставший знаковым не только дл€ —ћ», но и развити€ всего гражданского общества, обеспечени€ широкого доступа населени€, общественных объединений к информации о принимаемых госорганами решени€х, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.

 лючевым аспектом демократического обновлени€ нашей страны, укреплени€ верховенства закона и социальной справедливости обозначено реформирование судебной власти, направленное на укрепление ее независимости и самосто€тельности, гарантий фундаментального права граждан на судебную защиту своих законных интересов. —огласно концепции внесены изменени€ в уголовно-процессуальное законодательство, которые исключили из полномочий суда несвойственные ему функции - возбуждение уголовного дела и оглашение по нему обвинительного заключени€. –асширены полномочи€ судов в сфере судебного контрол€ над следствием на стадии досудебного производства. ¬веден институт "хабеас корпус" - судам передано право выдачи санкции на заключение под стражу, а также применени€ таких мер процессуального принуждени€, как отстранение от должности и помещение лица в медицинское учреждение.

 роме того, законом от 20 €нвар€ 2014 года определены дополнительные гарантии по трудоустройству работников, избранных или назначенных на должности судей, а также предоставл€емые судь€м после окончани€ их полномочий. –€д демократических новшеств в работе квалификационной коллегии судей установила нова€ редакци€ ѕоложени€ о квалификационных коллеги€х судей, утвержденна€ законом от 22 апрел€ того же года. —озданы предпосылки дл€ полной информатизации судов, что ускорит внедрение электронного судопроизводства в стране и повысит доступность правосуди€ и оперативность судопроизводства.

 ак отметили участники международного форума, не менее впечатл€ющих достижений добилась республика в области обеспечени€ экономических, социальных, культурных и экологических прав граждан. ¬ результате углублени€ демократических рыночных реформ и либерализации экономики развиваетс€ социальна€ сфера и сектор услуг, реализуютс€ проекты по вводу инфраструктурных, транспортных и коммуникационных объектов, повышаетс€ оплата труда.

–еализуютс€ меры по улучшению деловой среды, стимулированию развити€ малого бизнеса и частного предпринимательства, усилению правовой защиты частной собственности. ќчередной пакет актуальных задач в этой сфере определил ”каз ѕрезидента "ќ мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сн€тию преград дл€ их ускоренного развити€" от 15 ма€ 2015 года. »м утверждена комплексна€ программа мер, предусматривающа€ формирование необходимых условий и возможностей дл€ ускоренного развити€ частной собственно­сти и предпринимательства, дальнейшее упрощение пор€дка их создани€, предоставление большей свободы за счет либерализации административного и уголовного законодательства.

Ќагл€дным доказательством практиче­ской реализации прав граждан на квалифицированное медицинское обслуживание, об€зательное двенадцатилетнее образование €вл€етс€ строительство и обновление медицинских и образовательных учреждений, оснащение их современным оборудованием. ѕовсеместно возвод€тс€ объекты детского спорта.  омплексные действи€ в сфере социальной защиты семей, прав молодежи и старшего поколени€, охраны материнства и детства содержат общенациональные и ежегодные государственные прог­раммы. Ѕлагодар€ этим мерам средн€€ продолжительность жизни людей увеличилась с 67 до 73 лет, среди женщин - до 75 лет. ‘ормируютс€ новые поколени€ гармонично и всесторонне развитых молодых узбекистанцев, владеющих востребованными професси€ми, иностранными €зыками и информационными технологи€ми.

  главным достижени€м демократиче­ского развити€ страны следует отнести укрепление обстановки мира, спокойстви€ и гражданского согласи€. ѕод мирным небом ”збекистана в духовной гармонии живут представители более 130 национальностей и 16 религиозных конфессий.  онституционно закрепленный принцип равенства перед законом всех граждан республики без различи€ пола, расы, национальности, €зыка, религии, социального происхождени€, убеждений, личного и общественного положени€ реализуетс€ во всех без исключени€ сферах - будь то возможности дл€ профессионального роста человека, образовани€ или право на качественные медицинские услуги.

— прин€тием «акона "ќб экологическом контроле" в нашей стране созданы услови€ дл€ полной реализации гражданами своих экологических прав - на благопри€тную окружающую среду и достоверную информацию о ее состо€нии. «аконодательно закреплены права негосударственных некоммерческих организаций и органов самоуправлени€ граждан на активное участие в этом процессе, которое подразумевает не только наблюдение за состо€нием окружающей среды, ее охрану и рациональное использование природных ресурсов, но и вовлеченность в разработку и реализацию государственных и иных экологических программ. ѕредусмотрен пор€док формировани€ системы общественных инспекторов при сходах граждан и ЌЌќ.

Ёксперты подчеркнули, что неотъемлемым условием успешности демократиче­ских реформ в нашей стране рассматриваетс€ высока€ правова€ культура людей. ƒл€ ее формировани€ в узбекистанцах с малых лет в республике реализуетс€ Ќациональна€ программа повышени€ правовой культуры в обществе, определ€юща€ приоритетные направлени€ государственной политики в этой сфере. —оздана непрерывна€, поэтапна€ система правового образовани€, котора€ охватывает дошкольные учреждени€, общеобразовательные школы, академические лицеи, профессиональные колледжи и вузы. ѕереведены на узбекский €зык более 120 основных международно-правовых документов по правам человека в семи сборниках. Ѕольша€ часть такой литературы распростран€етс€ среди молодежи и представителей неправительственных организаций, а также работников правоохранительных органов.

— интересом узнав о результатах демократического обновлени€ ”збекистана в годы независимости, иностранные специалисты в свою очередь поделились зарубежным опытом в области обеспечени€ прав человека. јнализиру€ процессы государственного строительства в разных странах, они обратили особое внимание присутствовавших на то, что "узбекска€ модель" развити€, поставивша€ целью защиту прав человека во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни и €вл€€сь во многом уникальной, в то же врем€ соответствует универсальным международным тенденци€м и самым высоким демократическим стандартам.

 оллеги обмен€лись мнени€ми об актуальных в контексте международного развити€ направлени€х дальнейшего совершенствовани€ законодательства и системы институтов по правам человека, демократизации и либерализации государственной власти и управлени€, углублени€ судебно-правовых реформ, усилени€ парламентского и общественного контрол€. ќтдельно были затронуты аспекты социального партнерства в правозащитной работе, повышени€ открытости государственных органов, в том числе благодар€ активному участию в этом процессе масс-медиа. 

»тогом живого обсуждени€, развернувшегос€ в ходе международной конференции, стали выдвинутые национальными и зарубежными экспертами предложени€ и рекомендации по улучшению эффективности де€тельности в области защиты прав человека.

≈лена Ќам.

‘ото –ашида √алиева.
 
√азета: ѕравда ¬остока є232/2015 
—сылка на сайт: http://www.pv.uz/society/22663