Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
03.12.2015

‘инансирование де€тельности ЌЌќ

‘инансирование де€тельности ЌЌќ
 
(–уководство дл€ негосударственных некоммерческих организаций)
 
√лава 1. Ќормативно-правовые акты, регулирующие финансирование ЌЌќ.

1) «акон –еспублики ”збекистан 03.01.2007 г. є «–”-76 «ќ гаранти€х де€тельности негосударственных некоммерческих организаций»;
2) ѕостановление ѕрезидента –еспублики ”збекистан 23.06.2005 г. є ѕѕ-107 «ќ мерах по оказанию содействи€ развитию институтов гражданского общества в ”збекистане»;
3) ѕостановление ѕрезидента –еспублики ”збекистан 07.07.2006 г. є ѕѕ-404 «ќ дополнительных мерах государственной поддержки институтов гражданского общества»;
4) —овместное ѕостановление  енгаша «аконодательной ѕалаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан и  енгаша —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан 03.07.2008 г.  є 843-I/515-I «ќб утверждении нормативно-правовых актов, необходимых дл€ реализации задач ќбщественного ‘онда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан, и состава ѕарламентской комиссии по управлению средствами ќбщественного ‘онда по поддержке некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан»;
5) ѕоложение об ќбщественном фонде по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан (ѕриложение є 1 к —овместному постановлению  енгаша «аконодательной палаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан и  енгаша —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан от 10.07.2008 г. є 843-I/515-I);
6) ѕоложение о ѕарламентской комиссии по управлению средствами ќбщественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан (ѕриложение є 2 к —овместному постановлению  енгаша «аконодательной палаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан и  енгаша —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан от 10.07.2008 г. є 843-I/515-I);
7) ѕоложение о независимой экспертной группе по качественному отбору проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества (ѕриложение є 2 к протоколу заседани€ ѕарламентской комиссии от 2 окт€бр€ 2008 года);
8) ѕоложение о пор€дке проведени€ конкурса и отбора проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана (ѕриложение є 3 к протоколу заседани€ ѕарламентской комиссии от 2 окт€бр€ 2008 года);
9) ѕоложение о пор€дке распределени€ социальных заказов среди негосударственных некоммерческих организаций (ЌЌќ) других институтов гражданского общества (ѕриложение є 3 к протоколу заседани€ ѕарламентской комиссии от 3 декабр€ 2008 г.);
10) —хема размещени€ социальных заказов (ѕриложение к ѕоложению);
11) ѕриложение є2 к ѕоложению о пор€дке проведени€ конкурса и отбора проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана «ќбразец за€вки дл€ участи€ в конкурсе на получение гранта на поддержку негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана»;
12) ѕриложение є 4 к протоколу заседани€ ѕарламентской комиссии от 2 окт€бр€ 2008 года «ќбразец за€вки на выделение субсидии ќбщественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана»;
13) ѕриложение к ѕротоколу заседани€ ѕарламентской комиссии є 1 от 11.07. 2008 г.  с дополнени€ми и изменени€ми от 02.10.2008 г. ѕротокол заседани€ ѕарламентской комиссии є 2 «ѕор€док распределени€ средств ќбщественного ‘онда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан»;
14) ѕриложение є 1 —хема выделени€ субсидий;
15) ѕриложение є 2 —хема выделени€ гранта;
16) ѕриложение є 3 —хема размещени€ социального заказа;  17) «»нструкци€ о банковских счетах, открываемых в банках –еспублики ”збекистан», утверждена ѕостановлением ѕравлени€ ÷ентрального банка –еспублики ”збекистан от 16.03.2009 г. є 7/2, зарегистрирована ћё от 27.04.2009 г. є 1948;
18) ѕостановление  ћ –”з от 19.01.1998 г. є 31 «ќ государственной поддержке развити€ международных научно-технических св€зей, научных программ и проектов по грантам международных и зарубежных организаций и фондов»;
19) ѕостановление  ћ –”з от 26.07.2002 г. є 268 «ќ мерах по обеспечению целевого использовани€ гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействи€»;
20) ѕостановление  ћ –”з от 04.02.2004 г. є 56 «ќ мерах по повышению эффективности учета финансовых средств технического содействи€, грантов и гуманитарной помощи, получаемых от международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций»;
21) ѕоложение «ќ пор€дке применени€ льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленных благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предпри€ти€м и другим дочерним структурам» - приложение к ѕостановлению  ћ –”з от 17.11.1999 г. є 502;
22) постановление ѕрезидента –”з от 24.11.2008 г. є ѕѕ-1005 «ќ создании департамента по координации, учету и контролю целевого использовани€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€ министерства финансов –”з»;
23) «ѕор€док выдачи заключений по денежным средствам и оборудованию, завозимым из-за рубежа в рамках грантов международных и зарубежных организаций и фондов и международных соглашений по научно-техническому сотрудничеству» утвержден √ Ќ“ –”з от 15.04.1998 г., ћ‘ –”з от 16.04.1998 г. є 3ј, √Ќ  –”з от 30.04.1998 г., √“  –”з от 27.03.1998 г, «арегистрирован ћинистерством ёстиции –”з от 18.05.1998 г. є 438;
24) «ѕравила по заполнению форм отчетности, представл€емой получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан» - ѕриложение є 3 к ѕостановлению от 24.12.2008 г., ћ‘ є 119, ÷Ѕ є 307-¬, √оскомстата є 6, ћ¬Ё—»“ є Ё√-01/14-8052 и √“  є 01-02/5-61, зарегистрированному ћинистерством юстиции от 02.02.2009 г. є 1892;
25) «ѕравила по заполнению форм финансовой отчетности» приложение є 7 к ѕриказу ћинистра финансов от 27.12.2002 г. є 140, зарегистрированному ћинистерством юстиции –”з от 24.01.2003 г. є 1209;
26) «ѕравила представлени€ получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ выписок с банковских счетов и информации о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан» - ѕриложение к ѕриказу министра финансов от 30.04.2009 г. є 47, зарегистрированному ћё от 30.05.2009 г. є 1960.
 
√лава 2. —истема государственной поддержки ЌЌќ

¬ ”збекистане создана система государственной поддержки ЌЌќ и финансировани€ их де€тельности. ¬ цел€х содействи€ дальнейшему развитию в стране демократических преобразований и активному участию в этом ЌЌќ, а также развити€ гражданского общества в ”збекистане —овместным постановлением  енгашей «аконодательной палаты и —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан «ќ мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества»  были созданы ќбщественный фонд по поддержке ЌЌќ и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан и ѕарламентска€ комисси€ по управлению средствами фонда, что стало претворением в жизнь механизмов государственной поддержки и гарантий де€тельности ЌЌќ.
ќбщественный фонд по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан (далее – ‘онд) €вл€етс€ не имеющей членства негосударственной некоммерческой организацией – самосто€тельным юридическим лицом, имеющим расчетные счета в национальной и иностранной валюте.
¬ своей де€тельности ‘онд руководствуетс€ принципами обеспечени€ гласности, прозрачности и открытости, а также целевого использовани€ выдел€емых негосударственным некоммерческим организаци€м и другим институтам гражданского общества средств.
  ÷елью ‘онда €вл€етс€ содействие дальнейшему развитию и активному участию в реализации в стране демократических преобразований и либерализации общества независимых ЌЌќ и институтов гражданского общества, создание объективных условий дл€ формировани€ источников их финансировани€.
ќсновными задачами ‘онда €вл€ютс€:
аккумулирование  средств,  получаемых  из  √осударственного  бюджета –еспублики ”збекистан, иных не запрещенных законом источников, организаци€ их использовани€ на реализацию программ, направленных на стимулирование развити€ и поддержку де€тельности институтов гражданского общества, независимых ЌЌќ, их активного участи€ в решении актуальных социальных, экономических, гуманитарных проблем; содействие в реализации проектов и программ, св€занных с укреплением материально-технической базы ЌЌќ, оказанием им правовой, консультативной,  организационной,  технической  и  иной  помощи,  расширением их контактов с зарубежными партнерами (проведение совместных конференций, семинаров, «круглых столов», тренингов, реализаци€ совместных проектов и др.) по вопросам развити€ де€тельности ЌЌќ, институтов гражданского общества, их участи€ в процессах демократического обновлени€ и модернизации страны.
≈сли одной из основных задач ‘онда  €вл€етс€ аккумулирование средств, получаемых из √осударственного бюджета республики, иных не запрещенных законом источников, организаци€ их использовани€ на реализацию программ, направленных на стимулирование развити€ и поддержку де€тельности институтов гражданского общества, то работа ѕарламентской комиссии  позвол€ет обеспечить наиболее прозрачное, открытое, адресное и, что особенно важно, демократическое распределение финансовых средств, направл€емых из √осударственного бюджета на поддержку «третьего сектора», что  вли€ет на укрепление организационно-технической и экономической базы де€тельности ЌЌќ.
»сточниками формировани€ средств ‘онда €вл€ютс€ средства √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан, добровольные спонсорские взносы юридических и физических лиц (как резидентов, так и нерезидентов –еспублики ”збекистан), гранты и безвозмездно передаваемые средства международных организаций и финансовых институтов, иные средства, не запрещенные законодательством.
»мущество ‘онда не может быть использовано в качестве залога либо другого средства обеспечени€ об€зательств, а также выдачи кредитов.
‘онд отвечает по своим об€зательствам своим имуществом, на которое, в соответствии с законодательными актами, может быть обращено взыскание. 
ќсновные задачи ѕарламентской комиссии, согласно ѕоложению:
организаци€ эффективного распределени€ средств ‘онда на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, разработка на основе глубокого изучени€ предложений ЌЌќ, других институтов гражданского общества программ финансировани€ перспективных, социально и общественно значимых программ и проектов, направленных на решение конкретных социально-экономических вопросов регионов, дальнейшее повышение социальной активности граждан;
обеспечение гласности и открытости при распределении средств ‘онда, привлечение широкой общественности к обсуждению вопросов развити€ и повышени€ эффективности де€тельности ЌЌќ и других институтов гражданского обществ, их активного участи€ в проводимых социально-экономических и общественно-политических реформах, обеспечении защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов человека;
осуществление контрол€ (мониторинга) за целевым и эффективным использованием средств ‘онда, финансируемых им проектов и программ, в том числе направленных на укрепление финансовой самосто€тельности и устойчивости ЌЌќ и других институтов гражданского общества;
содействие углублению сотрудничества ЌЌќ с органами государственной власти на местах в реализации приоритетных, других социально и общественно значимых программ и проектов, процессам усилени€ роли ЌЌќ и других институтов гражданского общества в демократизации общественной жизни;
разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы, экономических и правовых гарантий, обеспечивающих свободное и независимое развитие ЌЌќ и других институтов гражданского общества;
другие задачи, не противоречащие законодательству.
  полномочи€м ѕарламентской комиссии относитс€:
прин€тие решени€ о приоритетных направлени€х де€тельности ‘онда, определение объемов средств, направл€емых на каждую из форм поддержки ЌЌќ и других институтов гражданского общества – субсидии, гранты и социальные заказы;
формирование экспертных групп, предназначенных дл€ качественного отбора проектов и программ ЌЌќ и других институтов гражданского общества, проведени€ грантовых конкурсов;
осуществление контрол€ за де€тельностью ‘онда и соответствием ее законодательству, ѕоложению о ‘онде, решени€м ѕарламентской комиссии;
внесение предложений в «аконодательную палату и —енат ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан об изменени€х и дополнени€х ѕоложени€ о ‘онде;
формирование »сполнительного аппарата и –евизионной комиссии ‘онда, осуществление контрол€ за эффективным использованием денежных средств и иного имущества ‘онда;
рассмотрение и утверждение сметы доходов и расходов ‘онда на год с поквартальной разбивкой по видам поддержки ЌЌќ, а также бюджета, годового баланса, годового финансового отчета ‘онда и отчета »сполнительного аппарата ‘онда о его де€тельности;
прин€тие решени€ о привлечении аудиторской организации дл€ проведени€ ежегодной очередной либо внеочередной аудиторской проверки де€тельности ‘онда;
затребование и получение от органов ‘онда документов, касающихс€ де€тельности ‘онда;
приостановление исполнени€ или отмена решений »сполнительного аппарата и иных органов ‘онда, противоречащих цел€м и задачам ‘онда;
представление кандидатуры на должность ƒиректора ‘онда;
прин€тие решений по другим вопросам, вход€щим в полномочи€ ѕарламентской комиссии.
—огласно «акону «ќ гаранти€х» государство может оказывать поддержку де€тельности ЌЌќ в форме:
субсидий, грантов и социальных заказов.
√осударство может оказывать и иную поддержку де€тельности ЌЌќ в соответствии с законодательством.
«акон следующим образом определ€ет эти три формы поддержки ЌЌќ?
—огласно статье 12 «акон определ€ет пон€тие «государственной субсидии»:
√осударственной субсидией €вл€етс€ финансовое или иное материальное содействие за счет средств √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан, государственных целевых фондов, предоставл€емое дл€ поддержки ЌЌќ и не св€занное со специальными проектами.
ѕор€док и услови€ выделени€ государственных субсидий ЌЌќ определ€ютс€  абинетом ћинистров –еспублики ”збекистан.
—тать€ 13 «акона посв€щена государственному гранту:
√осударственным грантом €вл€ютс€ денежные средства и материальные ресурсы, предоставл€емые за счет средств √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан ЌЌќ на конкурсной основе дл€ реализации проектов, направленных на достижение общественно полезных целей.
ѕор€док и услови€ выделени€ государственных грантов ЌЌќ определ€ютс€  абинетом ћинистров –еспублики ”збекистан.
¬ пон€тие «государственный грант», используемое в ст. 13 «акона «ќ гаранти€х» вход€т только гранты, предоставл€емые за счет средств √осударственного бюджета –”з.
¬ существующем законодательстве до конца не урегулирован вопрос касательно предоставлени€ грантов и технической помощи со стороны местных общественных фондов и ЌЌќ, местным юридическим и физическим лицам.
¬ статье 14 «акона определено пон€тие «государственного социального заказа»:
√осударственный социальный заказ ЌЌќ представл€ет собой государственное задание на выполнение работ или проведение меропри€тий дл€ реализации социально значимых проектов путем заключени€ договора между государственным органом и ЌЌќ.
ѕор€док и услови€ предоставлени€ государственного социального заказа ЌЌќ определ€ютс€  абинетом ћинистров –еспублики ”збекистан.
—огласно ѕор€дку распределени€ средств ќбщественного ‘онда по поддержке ЌЌќ и других институтов гражданского общества при ќлий ћажлисе –”з (далее ‘онд), поддержка де€тельности ЌЌќ за счет средств √осударственного бюджета –”з осуществл€етс€ в форме выделени€   субсидий, предоставлени€ грантов и размещени€ социального заказа через ‘онд. —редства ‘онда могут выдел€тьс€ ЌЌќ, прошедшим в установленном законодательством пор€дке государственную регистрацию в соответствующих органах и внесенным в единый государственный реестр юридических лиц.
≈жегодное выделение ‘онду бюджетных средств дл€ поддержки ЌЌќ, институтов гражданского общества, осуществл€етс€ по представлению ѕарламентской комиссии в сроки подготовки, рассмотрени€, обсуждени€ и утверждени€ √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан.
ќбъем выдел€емых средств из √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан и государственных целевых фондов на оказание поддержки де€тельности ЌЌќ ежегодно утверждаетс€ в основных параметрах расходов √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан отдельной строкой, на основе предложений ѕарламентской комиссии.
ѕарламентска€ комисси€ в пределах параметров утвержденного √осударственного бюджета определ€ет объем средств, направл€емых на каждую из форм поддержки, указанных в насто€щем ѕор€дке.
¬ыдел€емые ‘ондом средства ЌЌќ зачисл€ютс€ на их счета в их обслуживающих банках. ‘онд ежегодно публикует в средствах массовой информации отчет о своей де€тельности, распределении и реализации средств, выделенных в рамках оказани€ поддержки де€тельности ЌЌќ и других институтов гражданского общества.
ѕор€док следующим образом определ€ет пор€док выделени€ субсидии:
—убсидией €вл€етс€ финансовое или иное материальное содействие за счет средств √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан, государственных целевых фондов (далее - субсидии), предоставл€емое дл€ поддержки де€тельности ЌЌќ и не св€занное с реализацией специальных проектов.
—убсидии выдел€ютс€ и используютс€ исключительно на выполнение уставных целей и задач ЌЌќ, в том числе на текущее содержание, укрепление материально-технической базы, проведение общественно-значимых меропри€тий.
Ќа получение субсидий могут претендовать ЌЌќ, осуществл€ющие общественно-значимую де€тельность, участвующие в формировании гражданского общества в –еспублике ”збекистан.
–аспределение субсидий между ЌЌќ осуществл€етс€ ѕарламентской комиссией на основе обращени€ ЌЌќ, предъ€вл€емых ими документов и материалов.
Ќар€ду с конкретными ЌЌќ, их объединени€ и ассоциации – Ќациональна€ ассоциаци€ негосударственных некоммерческих организаций, »нститут по изучению гражданского общества, Ќациональна€ ассоциаци€ электронных средств массовой информации, ‘онд региональной политики, ќбщественный фонд поддержки и развити€ независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств, Ёкологическое движение ”збекистана рассматриваютс€ как самосто€тельный объект финансировани€. ¬ыдел€емые указанным учреждени€м бюджетные средства используютс€ на содержание аппаратов, а также реализацию их уставных задач.
ѕоддержка де€тельности ЌЌќ в форме выделени€ субсидий осуществл€етс€ по схеме, согласно приложению є1  к ѕор€дку.
ѕарламентска€ комисси€, рассмотрев предложение ЌЌќ, результаты анализа, осуществл€емого ‘ондом, выносит решение о целесообразности и необходимых объемах субсидировани€ ЌЌќ, направл€ет в  абинет ћинистров –еспублики ”збекистан бюджетную за€вку дл€ включени€ в проект √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан объемов на следующий год (до 20 июн€).
 абинет ћинистров –”з рассматривает за€вку в течение одной недели и принимает решение о включении в проект √осударственного бюджета объемов средств на следующий год.
‘онд в течение дес€ти дней после утверждени€ √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан представл€ет в ѕарламентскую комиссию предложени€ по распределению субсидий по каждой ЌЌќ в пределах утвержденного бюджета.
ѕарламентска€ комисси€ в течение п€ти дней после получени€ предложений ‘онда определ€ет объемы субсидий, выдел€емых каждому ЌЌќ.
¬ыделение ‘ондом субсидии ЌЌќ осуществл€етс€ ежеквартально на основании их письменных за€вок. ƒе€тельность по выделению субсидий ЌЌќ освещаетс€ в средствах массовой информации.
¬ыделение гранта определ€етс€ в следующем пор€дке:
√рантом €вл€ютс€ денежные средства и материальные ресурсы, предоставл€емые ЌЌќ за счет средств √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан на конкурсной основе дл€ реализации проектов, направленных на достижение общественно полезных целей.
ѕарламентска€ комисси€ организует изучение мнений и предложений широкой общественности страны, ЌЌќ и других институтов гражданского общества по вопросам поддержки де€тельности ЌЌќ путем организации грантовых конкурсов (до 15 июн€).
ѕо результатам изучени€ ѕарламентска€ комисси€ формирует и направл€ет в  абинет ћинистров –еспублики ”збекистан бюджетную за€вку дл€ внесени€ в проект √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан объемов средств на следующий год (до 20 июн€).
  абинет ћинистров –еспублики ”збекистан рассматривает бюджетную за€вку в течение одной недели и принимает решение о включении в проект √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан соответствующих объемов средств на следующий год.
 ‘онд в дес€тидневный срок после утверждени€ √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан представл€ет в ѕарламентскую комиссию предложени€ по организации грантовых конкурсов и выделению грантов ЌЌќ в пределах утвержденного бюджета.
ѕарламентска€ комисси€ в течение п€ти дней после получени€ предложений ‘онда определ€ет приоритеты, услови€ и размеры финансовых средств, выдел€емых дл€ организации грантовых конкурсов.
 ‘онд организует грантовые конкурсы. ѕор€док и услови€ проведени€ грантовых конкурсов определ€етс€ ѕарламентской комиссией.
 ѕо результатам проведени€ грантовых конкурсов между ‘ондом и ЌЌќ заключаетс€ грантовое соглашение. –езультаты грантовых конкурсов освещаютс€ в средствах массовой информации.
 ‘онд осуществл€ет финансирование победителей грантовых конкурсов в сроки и по услови€м, предусмотренным в грантовом соглашении, по схеме согласно приложению є 2  к ѕор€дку.
ƒействует ѕоложение о пор€дке проведени€ конкурса и отбора проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана , разработанное в соответствии с √ражданским  одексом –еспублики ”збекистан, «аконами –еспублики ”збекистан «ќб общественных  фондах», «ќ  гаранти€х  де€тельности негосударственных некоммерческих организаци€х», другими  законодательными  актами,  ѕоложением «ќб  ќбщественном  ‘онде  по  поддержке  негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества ”збекистана при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан».
ѕоложение определ€ет пор€док отбора и финансировани€ ‘ондом перспективных социально и общественно значимых проектов и устанавливает пор€док подачи за€вок на получение гранта, отбора и финансировани€ проектов, представленных ЌЌќ и другими институтами гражданского общества ”збекистана.
ќтбор проектов, представленных на конкурс, и определение победителей осуществл€етс€ ѕарламентской комиссией. ‘инансирование проектов ЌЌќ и других институтов гражданского общества осуществл€етс€ на конкурсной основе в форме выделени€ гранта.
ƒл€ предварительного рассмотрени€, отбора и оценки, поступивших от проектов ЌЌќ и других институтов гражданского общества ѕарламентска€ комисси€ формирует экспертные группы из числа специалистов по соответствующим направлени€м, имеющих большой профессиональный и жизненный опыт .
¬ конкурсе могут принимать участие ЌЌќ и другие институты гражданского общества, соответствующие требовани€м, предъ€вл€емым услови€ми конкурса.
ѕосле публикации объ€влени€ ЌЌќ и другие институты гражданского общества, желающие прин€ть участие в конкурсе, подают за€вки  на получение гранта.
ƒл€ ознакомлени€ с дополнительной информацией о конкурсе и образцах конкурсных документов за€вители могут обращатьс€ в исполнительный аппарат ‘онда.
ƒопускаетс€ подача за€вок на получение гранта в электронной форме.
ѕредварительный отбор за€вок на получение гранта на предмет соответстви€ установленным образцам документов, осуществл€етс€ исполнительным аппаратом ‘онда.
  участию в конкурсе не допускаютс€ ЌЌќ и другие институты гражданского общества:
– где не завершено ликвидационное производство либо не закончен процесс реорганизации;
– не представившие в установленный срок все необходимые документы дл€ участи€ в конкурсе;
– не исполн€вшие прин€тые об€зательства по ранее реализованным проектам, в ненадлежащем пор€дке.
«а€вки на получение гранта и проекты ЌЌќ и других институтов гражданского общества, не допущенные к участию в конкурсе, им не возвращаютс€.
»сполнительный аппарат ‘онда:
– публикует в средствах массовой информации объ€вление о проведении конкурса (приложение є1);
– принимает за€вки ЌЌќ и других институтов гражданского общества на получение гранта (приложение є2), обеспечивает их учет, сохранность и конфиденциальность;
– организует сбор, обобщение и оформление необходимой документации дл€ предварительного отбора и оценки экспертной комиссией;
– координирует де€тельность привлекаемых экспертов;
– передает необходимую конкурсную документацию ѕарламентской комиссии дл€ прин€ти€ окончательного решени€;
– организует работу по заключению договора с победителем конкурса.
 ѕубликаци€ (объ€вление) в средствах массовой информации должна содержать следующие сведени€:
– предмет и приоритетные направлени€ представл€емых проектов;
– форма проведени€ конкурса;
– размеры выдел€емых грантов;
– услови€ оформлени€ участи€ в конкурсе ЌЌќ и других институтов гражданского общества и пор€док его проведени€;
– врем€ и место проведени€ конкурса.

ƒанное ѕоложение содержит –егламент проведени€ конкурса, согласно которому: - сроки рассмотрени€ за€вок на получение гранта и проектов ЌЌќ и других институтов гражданского общества и оформлени€ необходимой документации исполнительным аппаратом ‘онда устанавливаютс€ ѕарламентской комиссией;
- за€вки на получение гранта и проекты к ним принимаютс€ в соответствии с требовани€ми ѕоложени€ и объ€вленными услови€ми конкурса. Ќесоблюдение требований ѕоложени€ и объ€вленных условий конкурса, влечет оставление поданных документов без рассмотрени€;
 - за€вки на получение гранта регистрируютс€ исполнительным аппаратом ‘онда в прошнурованной и пронумерованной регистрационной книге;
- за€вител€м и исполнител€м проектов, не допущенным к участию в конкурсе и не представившим в установленный срок все необходимые документы дл€ участи€ в конкурсе, направл€етс€ письменное извещение.

ѕор€док оценки конкурсных проектов определен следующим образом:
ƒл€ проведени€ предварительного отбора и оценки проектов, ѕарламентска€ комисси€ может формировать Ёкспертные группы.
ќценка и отбор конкурсных проектов осуществл€етс€ ѕарламентской комиссией открыто.  ѕри необходимости ѕарламентска€ комисси€ правомочна провести закрытое обсуждение. ѕо каждому конкурсному проекту принимаетс€ мотивированное решение путем открытого голосовани€.
¬ ходе отбора и оценки за€вок на получение гранта, рассмотрени€ проектов, ѕарламентска€ комисси€ может привлечь за€вителей, запрашивать у них дополнительные сведени€ и получать дополнительные по€снени€.
ѕарламентска€ комисси€, рассмотрев заключени€ экспертных групп, определ€ет победителей конкурса и принимает решение о финансировании проектов негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
–ешение ѕарламентской комиссии о победител€х конкурса оформл€етс€ протоколом и направл€етс€ исполнительному аппарату ‘онда дл€ финансировани€ указанных проектов.
¬ течение трех дней со дн€ определени€ ѕарламентской комиссией победителей конкурса его результаты публикуютс€ исполнительным аппаратом ‘онда в средствах массовой информации и на официальном сайте ‘онда.
  »сполнительный аппарат ‘онда, на основании решени€ ѕарламентской комиссии обеспечивает подготовку и заключение договоров о выделении гранта на поддержку негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества (приложение є3)
—ледующим образом определен пор€док размещени€ социального заказа:
—оциальным заказом €вл€етс€ задание на выполнение работ или проведение меропри€тий дл€ реализации социально значимых проектов путем заключени€ договора между ‘ондом и ЌЌќ.
ѕарламентска€ комисси€ организует изучение мнений и предложений ЌЌќ, широкой общественности страны, а также органов государственного власти и управлени€ по вопросам реализации социально-значимых проектов на местах (до 15 июн€).
ѕо результатам изучени€ ѕарламентска€ комисси€ формирует и направл€ет в  абинет ћинистров –еспублики ”збекистан бюджетную за€вку дл€ внесени€ в проект √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан объемов средств на следующий год (до 20 июн€).
 абинет ћинистров –”з рассматривает за€вку в течение одной недели и принимает решение о включении в проект √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан объемов средств на следующий год.
ѕоддержка де€тельности ЌЌќ в форме размещени€ социального заказа осуществл€етс€ по схеме согласно приложению є3 к ѕор€дку.
‘онд в течение дес€ти дней после утверждени€ √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан представл€ет в ѕарламентскую комиссию предложени€ по размещению социального заказа среди ЌЌќ в пределах утвержденного бюджета.
ѕарламентска€ комисси€ в течение п€ти дней после получени€ предложений ‘онда определ€ет приоритеты, услови€ и размеры финансовых средств, а также определ€ет ЌЌќ дл€ размещени€ социального заказа.
 
‘онд на основе договора, заключенного с ЌЌќ, осуществл€ет финансирование социального заказа. –азмещение социального заказа среди ЌЌќ освещаетс€ в средствах массовой информации.
ћеханизм выделени€ социального заказа более или менее детально прописан в ѕоложении о пор€дке распределени€ социальных заказов среди ЌЌќ и других институтов гражданского общества, утвержденном ѕротоколом є 3 заседани€ ѕарламентской комиссии от 03.12.2008 г., а также в —хеме размещени€ социальных заказов.
ѕоложение предусматривает ответственность ЌЌќ, в которых размещены социальные заказы.
–уководители ЌЌќ, в которых размещены социальные заказы, ответственны за правильное и целевое использование выделенных средств, а также за качественное и своевременное выполнение указанных в договоре социально значимых работ и проведение всех меропри€тий.
Ћица, нарушившие требовани€ данного ѕоложени€, отвечают в установленном законодательством пор€дке.
ЌЌќ, получившие средства на выполнение социального заказа, согласно пор€дку и срокам, указанным в ƒоговоре, представл€ют в ‘онд отчеты по использованию выделенных средств.  ‘онд, согласно пор€дку представлени€ отчетности бюджетных организаций, представл€ет каждый квартал в ћинистерство финансов отчеты по использованию выделенных средств.  ¬ыделенные, но неиспользованные дл€ реализации социальных заказов, средства по окончанию срока исполнени€ возвращаютс€ в ‘онд.
 онтроль за целевым и правильным использованием выделенных средств в установленном пор€дке осуществл€етс€ ‘ондом.
ќднако нормы этого ѕоложени€ не раскрывают механизмы выделени€ социального заказа со стороны органов исполнительной власти или же из источников помимо ќбщественного фонда.
»меющийс€ механизм реализации социального заказа слишком общий и неконкретный, и не прописывает процедуры вовлечени€ органов исполнительной власти в формирование социального заказа. ѕоложение о социальном заказе имеет, скорее, рамочный характер, то есть не содержит в себе детального описани€ механизмов его реализации. —уществующий механизм выделени€ государственных социальных заказов в насто€щее врем€ практически ничем не отличаетс€ от механизма выделени€ государственных грантов. ѕолагаем, что необходимо разработать и примен€ть «акон «ќ социальном заказе».

√лава 3. ќтчетность и контроль целевого использовани€ средств

≈жеквартально ЌЌќ, получающие бюджетные средства, представл€ют в ќбщественный ‘онд, в сроки и пор€дке, установленные им, отчет о выполнении меропри€тий по грантам и социальным заказам, а также отчет об использовании полученных средств. ¬ свою очередь ‘онд, после свода отчетов, представленных ЌЌќ, получившими бюджетные средства, представл€ет в ћинистерство финансов в сроки и пор€дке, установленные дл€ бюджетных организаций, отчет об использовании бюджетных средств.
ѕарламентска€ комисси€ и ‘онд обеспечивают контроль за целевым использованием средств, выделенных ЌЌќ.
ѕроверка поступлений и целевого использовани€ ЌЌќ средств, выдел€емых дл€ поддержки их де€тельности, может осуществл€тьс€ также —четной ѕалатой –еспублики ”збекистан по обращению группы депутатов численностью не менее одной дес€той от общего числа депутатов законодательной палаты.
 онтроль за соответствием де€тельности ЌЌќ законодательству и их уставам осуществл€етс€ ћинистерством юстиции –еспублики ”збекистан.
ЌЌќ имеют право получать финансирование из-за рубежа, однако, согласно законодательству, данное финансирование должно быть признано грантом и необходимо получить заключение от  омитета по координации развити€ науки и технологий при  абинете ћинистров –”з.
—огласно ѕостановлению «ќ государственной поддержке развити€ международных научно-технических св€зей» государство освободило с 1 €нвар€ 1998 г. от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизного налога, взимаемых при таможенном оформлении, оборудование (приборы, материалы, системы и средства информационной и организационной техники), поставл€емое в рамках:
- реализации научно-технических и инновационных программ и проектов, выполн€емых в –еспублике ”збекистан по грантам международных и зарубежных организаций и фондов;
- международных соглашений по научно-техническому сотрудничеству, на основании заключени€  омитета по координации развити€ науки и технологий при  абинете ћинистров о соответствии указанного оборудовани€ цел€м и задачам выделенных грантов.

ѕостановление предусматривает необходимость получить от  омитета по координации развити€ науки и технологий при  абинете ћинистров –”з (далее  омитета) заключение в соответствии с «ѕор€дком выдачи заключений по грантам» на предмет соответстви€ полученных денежных средств, материально-технических ресурсов цел€м и задачам выделенных грантов. «аключение выдаетс€  омитетом на основании письменного обращени€ получател€ гранта - исполнител€ научных исследований, научно-технических и инновационных программ и проектов на им€ заместител€ председател€  омитета по соответствующей форме (ѕриложение 1 к «ѕор€дку выдачи заключений по грантам»). “акже необходимо приложить следующие документы:
- копи€ документов, удостовер€ющих выделение грантов от международных и зарубежных организаций и фондов (контракт, научный проект, поданный дл€ заключени€ гранта, календарный план выполнени€ работ, смета расходов и другие документы, определ€ющие цель работы);
- выписка из утвержденных международных научно-технических и инновационных программ, дл€ выполнени€ которых получены денежные средства или оборудование (приборы, материалы, системы и средства информационной и организационной техники);
- другие документы, удостовер€ющие и позвол€ющие провести экспертизу полученных денежных и материально-технических средств на проведение исследовательских работ на предмет соответстви€ цел€м и задачам выделенных грантов или международных научно-технических программ и проектов по международным соглашени€м по научно-техническому сотрудничеству.
«а€витель несет ответственность за достоверность сведений, документов, представленных в  омитет дл€ выдачи заключени€.
 омитет в течение 15 дней с даты поступлени€ за€вки проводит научно-техническую экспертизу представленных документов, по результатам которой выдаетс€ заключение.
ƒл€ вы€влени€ соответстви€ за€вленных средств, оборудовани€ цел€м и задачам грантов международных и зарубежных организаций и фондов, международных научно-технических и инновационных программ  омитет проводит экспертизу по представленным документам.   экспертизе могут быть привлечены эксперты специализированных учреждений и организаций –”з.
«атраты по проведению экспертизы, подготовке и выдаче заключени€ несет за€витель в размере 10 минимальных мес€чных заработных плат.
ѕо результатам экспертизы выдаетс€ заключение, оформленное на бланке  омитета, подписанное руководством, дл€ юридических и физических лиц по соответствующей форме (приложение 2 к «ѕор€дку выдачи заключений по грантам») и физических лиц (приложение 3 к «ѕор€дку выдачи заключений по грантам») не позднее 10 рабочих дней после даты приема полностью соответствующей требовани€м за€вки с документами к экспертизе.
—огласно ѕостановлению «ќ создании департамента по координации, учету и контролю гуманитарной помощи» на ћинистерство финансов –”з возложены функции по координации привлечени€ в республику и своевременного оформлени€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€, а также по организации учета и контрол€ за их целевым использованием. ¬ рамках ћинистерства финансов –”з создан ƒепартамент по координации, учету и контролю целевого использовани€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
ќсновными задачами ƒепартамента, согласно ѕостановлению ѕрезидента –еспублики, ”збекистан 24.11.2008 г. є ѕѕ-1005 «ќ создании ƒепартамента по координации, учету и контролю целевого использовани€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€ ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан», определено:
подготовка предложений по развитию сотрудничества с донорами по вопросам привлечени€ в республику гуманитарной помощи и средств технического содействи€;
координаци€ процесса проработки и реализации проектов гуманитарной помощи и средств технического содействи€;
разработка и осуществление меропри€тий по сокращению сроков оформлени€ и поступлени€ получател€м гуманитарной помощи и средств технического содействи€;
обеспечение полного и системного учета гуманитарной помощи и средств технического содействи€, привлекаемых в –еспублику ”збекистан;
осуществление посто€нного мониторинга освоени€, целевого и эффективного использовани€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€, получаемых министерствами, ведомствами, хоз€йственными объединени€ми, организаци€ми и учреждени€ми республики;
подготовка и представление на системной основе в јппарат ѕрезидента –еспублики ”збекистан и  абинет ћинистров –еспублики ”збекистан отчетов и аналитических материалов о поступлении и ходе освоени€ гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
Ќа казначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан возложена функци€ полного и системного учета всех видов поступающей в –еспублику ”збекистан гуманитарной помощи и средств технического содействи€, в том числе в нематериальной форме.
Ќа √лавное контрольно-ревизионное управление ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан возложена функци€ проведени€ ревизии и контрол€ за целевым использованием средств, недопущением финансовых нарушений при привлечении и освоении гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
”становлен пор€док, в соответствии с которым получатели гуманитарной помощи и средств технического содействи€ представл€ют в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан выписки со своих лицевых банковских счетов, а также информацию о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€, в том числе в нематериальной форме, по формам и в сроки, установленные ћинистерством финансов –еспублики ”збекистан.
«ѕравила представлени€ получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ выписок с банковских счетов и информации о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан» определ€ют пор€док представлени€ получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ выписок с банковских счетов и информации о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан.
ѕолучатели гуманитарной помощи и средств технического содействи€ (далее – грантополучатели) в об€зательном пор€дке представл€ют выписки с банковских счетов и информацию о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ (далее – информаци€) по форме в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан.
»нформацию  в   азначейство  ћинистерства  финансов  –еспублики ”збекистан представл€ют получатели гуманитарной помощи, которые непосредственно определены в программах и соглашени€х с иностранными государствами,  их  федеральными  или  муниципальными  образовани€ми, международными и зарубежными организаци€ми, а также другими юридическими и физическими лицами (далее – доноры) или в решени€х руководител€  омплекса по вопросам образовани€, здравоохранени€ и социальной защиты  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, ответственного за координацию меропри€тий, св€занных с гуманитарной помощью, а по средствам  технического  содействи€ – получатели,  указанные  в  решении международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных  организаций  о  предоставлении  технического  содействи€.
»нформаци€  о  привлекаемых  гуманитарной  помощи  и  средствах технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде (приложение 1 к насто€щим ѕравилам), по почте или нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после утверждени€ программ и соглашений с донорами или решений руководител€  омплекса по вопросам образовани€, здравоохранени€ и социальной защиты  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, ответственного за координацию меропри€тий, св€занных с гуманитарной помощью, а также решений международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных  организаций  о  предоставлении  технического  содействи€.
»нформаци€ о поступлении гуманитарной помощи и средств технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде (приложение 2 к насто€щим ѕравилам), по почте или нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после проведени€ операции по поступлению гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
»нформаци€ об использовании гуманитарной помощи и средств технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде (приложение 3 к насто€щим ѕравилам), нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после проведени€ операции по использованию гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
–уководители и главные бухгалтеры грантополучателей несут ответственность за полноту и достоверность представл€емой информации в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан в соответствии с насто€щими ѕравилами.
 ак мы видим, отчетность, предоставл€ема€ ЌЌќ, согласно «ѕравилам представлени€ получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ выписок с банковских счетов и информации о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан» представл€етс€ чересчур строгой особенно касательно сроков ее предоставлени€, и €вл€етс€ €вно обременительной дл€ ЌЌќ. Ѕолее того, данна€ отчетность во многом дублирует отчетность, которую ЌЌќ должны предоставл€ть, согласно «ѕравилам по заполнению форм отчетности, представл€емой получател€ми гуманитарной помощи и средств технического содействи€ в  азначейство ћинистерства финансов –еспублики ”збекистан» и сильно отличаютс€ от правил отчетности по финансированию ЌЌќ национальным ќбщественным фондом.