Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
23.11.2015

ѕостановление  абинета ћинистров от 8.10.2015 г. N287 Ђќб утверждении типовых положений по осуществлению общественного экологического контрол€ї.

ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈
 јЅ»Ќ≈“ј ћ»Ќ»—“–ќ¬
–≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ
08.10.2015 г.
N 287

ќЅ ”“¬≈–∆ƒ≈Ќ»»
“»ѕќ¬џ’ ѕќЋќ∆≈Ќ»… ѕќ
ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»ё ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя


ѕриложение N 1. “иповое положение о пор€дке
осуществлени€ общественного экологического контрол€
                           
ѕриложение N 2. “иповое положение об общественном
инспекторе экологического контрол€


¬ соответствии с «аконом –еспублики ”збекистан "ќб экологическом контроле"  абинет ћинистров ѕќ—“јЌќ¬Ћя≈“:

1. ”твердить:
“иповое положение о пор€дке осуществлени€ общественного экологического контрол€ согласно приложению N 1;
“иповое положение об общественном инспекторе экологического контрол€ согласно приложению N 2.

2. √осударственному комитету –еспублики ”збекистан по охране природы, ћинистерству здравоохранени€ –еспублики ”збекистан, ћинистерству внутренних дел –еспублики ”збекистан, ћинистерству сельского и водного хоз€йства –еспублики ”збекистан, √осударственному комитету –еспублики ”збекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, √осударственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при  абинете ћинистров –еспублики ”збекистан:
привести прин€тые ими нормативно-правовые акты в соответствие с насто€щим постановлением;
в установленном законодательством пор€дке обеспечить оказание методической помощи и содействие в осуществлении общественного экологического контрол€.

3.  онтроль за исполнением насто€щего постановлени€ возложить на заместител€ ѕремьер-министра –еспублики ”збекистан ј.». »крамова.


ѕремьер-министр
–еспублики ”збекистан                                                                                                        Ў. ћирзиЄев

"—обрание законодательства –еспублики ”збекистан",
19 окт€бр€ 2015 г., N 41, ст. 526



ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ N 1
к ѕостановлению  ћ –”з
от 08.10.2015 г. N 287



“»ѕќ¬ќ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»≈
о пор€дке осуществлени€ общественного
экологического контрол€

I. ќбщие положени€
II. ќсуществление общественного экологического контрол€
органами самоуправлени€ граждан
III. ќсуществление общественного экологического контрол€
негосударственными некоммерческими организаци€ми
IV. ѕрава и об€занности граждан по осуществлению
общественного экологического контрол€
V. ќсновные формы общественного экологического контрол€
VI. ќформление и формы реализации результатов
общественного экологического контрол€


I. ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я

1. Ќасто€щее “иповое положение определ€ет пор€док осуществлени€ общественного экологического контрол€, а также правовые основы де€тельности субъектов общественного экологического контрол€.

2. ќбщественный экологический контроль - система общественных мер, направленных на предотвращение, вы€вление и пресечение нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, повышение эффективности природоохранной де€тельности.

3. ќбщественный экологический контроль осуществл€етс€ в соответствии с  онституцией –еспублики ”збекистан и законами –еспублики ”збекистан "ќб охране природы", "ќб охране здоровь€ граждан", "ќб экологическом контроле", насто€щим “иповым положением и другими актами законодательства.

4. ќбщественный экологический контроль осуществл€етс€:
органами самоуправлени€ граждан;
негосударственными некоммерческими организаци€ми;
гражданами.

5. ѕри осуществлении общественного экологического контрол€ должны быть обеспечены следующие принципы: законность, объективность, независимость, гласность, защита прав и законных интересов личности, общества и государства.

6. ќсновными задачами общественного экологического контрол€ €вл€ютс€:
предотвращение, вы€вление и пресечение нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
наблюдение за состо€нием окружающей среды, вы€вление ситуаций, которые могут привести к загр€знению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
определение соответстви€ экологическим требовани€м намечаемой или осуществл€емой хоз€йственной и иной де€тельности;
обеспечение соблюдени€ прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнени€ ими об€занностей в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
участие в информировании государственных и иных организаций и граждан об изменени€х в окружающей среде, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;
повышение эффективности природоохранной де€тельности и обеспечение участи€ органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ.

7. ќбъектами общественного экологического контрол€ €вл€ютс€:
земл€, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;
природные и техногенные источники воздействи€ на окружающую среду;
де€тельность, действие или бездействие, которые могут привести к загр€знению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

8. ¬ цел€х осуществлени€ общественного экологического контрол€ органы самоуправлени€ граждан и негосударственные некоммерческие организации могут формировать систему общественных инспекторов экологического контрол€ и координировать их де€тельность.

9. —пециально уполномоченные государственные органы в области экологического контрол€, органы государственного и хоз€йственного управлени€, органы государственной власти на местах взаимодействуют с органами самоуправлени€ граждан, негосударственными некоммерческими организаци€ми и гражданами по вопросам общественного экологического контрол€, и принимают своевременные меры по их обращени€м в соответствии с законодательством.

10. —пециально уполномоченные государственные органы в области экологического контрол€, органы государственного и хоз€йственного управлени€, владеющие информацией, необходимой дл€ обеспечени€ экологической безопасности населени€, населенных пунктов, об€заны в установленном законодательством пор€дке обеспечивать органам самоуправлени€ граждан, негосударственным некоммерческим организаци€м и гражданам возможность своевременного и полного ознакомлени€ с данной информацией на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

11. Ёкологическое движение ”збекистана в соответствии со своими уставными задачами также разрабатывает рекомендации, направленные на дальнейшую активизацию участи€ негосударственных некоммерческих организаций в осуществлении экологического контрол€.


II. ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя ќ–√јЌјћ»
—јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я √–ј∆ƒјЌ

12. ƒе€тельность органов самоуправлени€ граждан по общественному экологическому контролю осуществл€етс€ на соответствующей территории самоуправлени€ граждан (поселков, кишлаков, аулов, а также махаллей городов, поселков, кишлаков и аулов).

13. ќрганами самоуправлени€ граждан, нар€ду с перечисленными в пункте 5 насто€щего “ипового положени€ принципами экологического контрол€, должны быть обеспечены демократизм, социальна€ справедливость, самосто€тельность в решении вопросов местного значени€, общественна€ взаимопомощь, социальное партнерство, учет местных обычаев и традиций.

14.  оординаци€ де€тельности органов самоуправлени€ граждан по общественному экологическому контролю осуществл€етс€ –еспубликанским советом по координации де€тельности органов самоуправлени€ граждан, а в –еспублике  аракалпакстан, област€х, городе “ашкенте, районах и городах - соответствующими территориальными советами.

15. ќбщее руководство де€тельностью по общественному экологическому контролю осуществл€етс€ председателем (аксакалом) схода граждан, а также председателем комиссии схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению.

16. ƒе€тельность комиссий сходов граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению в области общественного экологического контрол€ осуществл€етс€ в соответствии с “иповым положением о комиссии схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению, утвержденным постановлением  абинета ћинистров от 7 окт€бр€ 2013 г. N 274.
¬ цел€х осуществлени€ де€тельности по общественному экологическому контролю комисси€ схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению вправе в установленном пор€дке привлекать представителей органов по охране природы, коммунальных служб, негосударственных некоммерческих организаций, осуществл€ющих свою де€тельность в сфере охраны окружающей среды, органов внутренних дел (инспекторы по профилактике), подразделений ќƒћ " амолот", советников председател€ (аксакала) и представителей других профильных комиссий схода граждан.

17. ќрганы самоуправлени€ граждан:
участвуют в подготовке и прин€тии решений по вопросам обеспечени€ охраны окружающей среды, рационального использовани€ природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;
осуществл€ют общественный экологический контроль на соответствующей территории;
осуществл€ют наблюдение за состо€нием окружающей среды и ситуаци€ми, которые могут привести к загр€знению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
участвуют в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контрол€;
внос€т специально уполномоченным государственным органам, органам государственной власти на местах, органам государственного и хоз€йственного управлени€, хоз€йствующим субъектам предложени€ об участии своего компетентного представител€ в качестве наблюдател€ при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€;
информируют специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хоз€йственного управлени€, хоз€йствующих субъектов о вы€вленном ими факте нарушени€ законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
внос€т в соответствующие государственные органы предложени€ о прин€тии мер по вы€вленному факту нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
обращаютс€ в соответствующие государственные органы и получают информацию о состо€нии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению вы€вленного факта нарушени€ законодательства в данной сфере;
провод€т изучение общественного мнени€ по вопросам охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;
заслушивают в пределах своей компетенции отчеты руководителей предпри€тий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории и принимают решени€ по их результатам;
содействуют в охране окружающей среды, взаимодействуют с другими субъектами экологического контрол€ и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контрол€, в том числе в формировании системы общественных инспекторов экологического контрол€;
оказывают содействие в работе по повышению экологической культуры населени€, развитию экологического образовани€ и воспитани€.
ќрганы самоуправлени€ граждан могут осуществл€ть и иные полномочи€ в области экологического контрол€ в соответствии с законодательством.

18. ƒл€ повышени€ эффективности общественного экологического контрол€ органы самоуправлени€ граждан содействуют проведению краткосрочных курсов дл€ общественных инспекторов экологического контрол€ на базе консультативных центров, создаваемых на их территории.
ќбразовательные учреждени€, расположенные на соответствующей территории, по запросу схода граждан могут предоставл€ть дл€ проведени€ различных меропри€тий в рамках работы по повышению экологической культуры населени€, организации краткосрочных курсов дл€ общественных инспекторов экологического контрол€ учебные помещени€, свободные от учебного процесса.

19. ќрганы самоуправлени€ граждан дл€ осуществлени€ экологического контрол€ могут на договорной основе привлекать специалистов и экспертов в соответствии с законодательством.

20. ƒл€ осуществлени€ своих полномочий по общественному экологическому контролю органы самоуправлени€ граждан могут использовать собственные средства и средства, полученные в виде благотворительных пожертвований юридических и физических лиц, а также средства иных источников, не запрещенных законодательством.


III. ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя Ќ≈√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџћ»
Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »ћ» ќ–√јЌ»«ј÷»яћ»

21. Ќегосударственные некоммерческие организации осуществл€ют общественный экологический контроль в соответствии со своими уставными задачами в пределах территории, на которую распростран€етс€ их уставна€ де€тельность.

22. Ќегосударственные некоммерческие организации в соответствии с их уставами имеют право:
участвовать в подготовке решений по вопросам обеспечени€ охраны окружающей среды, рационального использовани€ природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;
осуществл€ть общественный экологический контроль;
участвовать в наблюдении за состо€нием окружающей среды и ситуаци€ми, которые могут привести к загр€знению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контрол€;
вносить специально уполномоченным государственным органам, органам государственной власти на местах, органам государственного и хоз€йственного управлени€, хоз€йствующим субъектам предложени€ об участии своего компетентного представител€ в качестве наблюдател€ при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€;
информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хоз€йственного управлени€, хоз€йствующих субъектов о вы€вленном ими факте нарушени€ законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
вносить в соответствующие государственные органы предложени€ о прин€тии мер по вы€вленному факту нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
обращатьс€ в соответствующие государственные органы и получать информацию о состо€нии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению вы€вленного факта нарушени€ законодательства в данной сфере;
проводить изучение общественного мнени€ по вопросам охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, общественную экологическую экспертизу;
участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управлени€, предпри€тий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории;
взаимодействовать со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€, органами государственного и хоз€йственного управлени€, органами самоуправлени€ граждан, гражданами и средствами массовой информации по вопросам общественного экологического контрол€, в том числе в формировании системы общественных инспекторов экологического контрол€;
оказывать содействие государственным органам и органам самоуправлени€ граждан в работе по повышению экологической культуры населени€, развитию экологического образовани€ и воспитани€;
осуществл€ть выборку и анализ публикаций в средствах массовой информации по вопросам охраны окружающей среды и здоровь€ населени€, рационального использовани€ природных ресурсов, реализации государственных природоохранных программ и осуществл€ть общественный контроль за прин€тием мер по следам данных публикаций;
в установленном законодательством пор€дке создавать общедоступные ресурсы во всемирной информационной сети »нтернет, учреждать средства массовой информации, €вл€тьс€ соучредител€ми средств массовой информации, осуществл€ть издательскую де€тельность по вопросам общественного экологического контрол€;
участвовать в освещении результатов общественного экологического контрол€ средствами массовой информации;
осуществл€ть в цел€х общественного экологического контрол€ фотосъемку, аудио- и видеозапись, публиковать и транслировать данные материалы при условии, если это не нарушает законодательство;
направл€ть обращени€ в надлежащие государственные органы по вопросам экологического контрол€;
в установленном пор€дке участвовать в открытых заседани€х органов государственной власти и управлени€;
инициировать создание рабочих групп, комиссий и научно-технических советов по вопросам охраны окружающей среды и здоровь€ населени€, рационального использовани€ природных ресурсов, реализации государственных экологических программ, привлекать дл€ участи€ в них специалистов и экспертов;
инициировать и проводить общественные слушани€.
Ќегосударственные некоммерческие организации могут иметь другие права в соответствии с законодательством.

23. ƒл€ материально-финансового обеспечени€ де€тельности по общественному экологическому контролю негосударственные некоммерческие организации вправе использовать средства, €вл€ющиес€ источниками формировани€ имущества организации:
вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом;
единовременные и регул€рные поступлени€ от учредителей, участников (членов);
добровольные имущественные взносы и благотворительные пожертвовани€;
доходы (прибыль), полученные от предпринимательской де€тельности;
другие поступлени€, не запрещенные законодательством.
Ќегосударственные некоммерческие организации дл€ осуществлени€ де€тельности по общественному экологическому контролю могут также получать поддержку государства в форме субсидий, социальных заказов и грантов, предоставл€емых в установленном пор€дке.

24. Ќегосударственные некоммерческие организации об€заны:
соблюдать требовани€ законодательства об экологическом контроле;
оказывать содействие другим субъектам экологического контрол€ в осуществлении экологического контрол€;
не подмен€ть функции других субъектов экологического контрол€.
Ќегосударственные некоммерческие организации могут нести другие об€занности в соответствии с законодательством.


IV. ѕ–ј¬ј » ќЅя«јЌЌќ—“» √–ј∆ƒјЌ
ѕќ ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»ё ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

25. √раждане –еспублики ”збекистан вправе осуществл€ть общественный экологический контроль как непосредственно по месту их посто€нного проживани€, так и по месту временного пребывани€ на территории республики.

26. √раждане имеют право:
участвовать в подготовке и прин€тии решений по вопросам обеспечени€ охраны окружающей среды, рационального использовани€ природных ресурсов, а также в разработке и реализации государственных и иных экологических программ;
осуществл€ть наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области экологического контрол€;
информировать специально уполномоченные государственные органы, органы государственной власти на местах, органы государственного и хоз€йственного управлени€, хоз€йствующих субъектов, органы самоуправлени€ граждан о вы€вленном ими факте нарушени€ законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
обращатьс€ в соответствующие государственные органы и получать информацию о состо€нии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению вы€вленного факта нарушени€ законодательства в данной сфере;
участвовать в проведении изучени€ общественного мнени€ по вопросам охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, общественной экологической экспертизы;
участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управлени€, предпри€тий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории.
√раждане могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

27. √раждане об€заны:
соблюдать требовани€ законодательства об экологическом контроле;
оказывать содействие другим субъектам экологического контрол€ в осуществлении экологического контрол€.
√раждане могут нести другие об€занности в соответствии с законодательством.


V. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ ‘ќ–ћџ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

28. ќсновными формами общественного экологического контрол€ €вл€ютс€:
наблюдение за состо€нием окружающей среды и ее изменени€ми под вли€нием хоз€йственной и иной де€тельности, соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, реализацией государственных и иных экологических программ;
участие в качестве наблюдател€ при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€;
заслушивание информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управлени€, предпри€тий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории;
проведение общественной экологической экспертизы.
ќбщественный экологический контроль может осуществл€тьс€ путем анализа и оценки состо€ни€ окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, а также изучени€ общественного мнени€.
ѕри осуществлении общественного экологического контрол€ могут быть использованы и иные формы и методы в соответствии с законодательством.

29. Ќаблюдение осуществл€етс€ в цел€х определени€ (вы€влени€), оценки, анализа и прогноза:
состо€ни€ источников воздействи€ на окружающую природную среду;
физических, химических и биологических процессов, €влений и факторов воздействи€ на окружающую природную среду;
состо€ни€ уровн€ загр€знени€ атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, наземных экосистем и геологической среды;
состо€ни€ растительности и животного мира и процессов их деградации под воздействием хоз€йственной и иной де€тельности.
Ќаблюдение осуществл€етс€ органами самоуправлени€ граждан, негосударственными некоммерческими организаци€ми и гражданами в соответствии с самосто€тельно разрабатываемыми планами и программами доступными дл€ них способами и средствами.

30. ѕредставители органов самоуправлени€ граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждане могут принимать участие в качестве наблюдател€ при осуществлении следующих основных форм государственного экологического контрол€:
проверка соблюдени€ государственными органами, юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;
мониторинг окружающей среды;
государственна€ экологическа€ экспертиза.

31. ¬ыдвижение кандидатур наблюдателей органами самоуправлени€ граждан осуществл€етс€ по представлению комиссий по экологии и охране окружающей среды, благоустройству и озеленению.
¬ыдвижение кандидатур наблюдателей негосударственными некоммерческими организаци€ми осуществл€етс€ по представлению руковод€щего исполнительного органа соответствующей организации.
√раждане могут принимать участие в качестве наблюдател€ при осуществлении государственного экологического контрол€ как путем самовыдвижени€, так и по представлению органа самоуправлени€ граждан (по месту посто€нного проживани€) или негосударственной некоммерческой организации, участниками (членами) или активистами которой €вл€ютс€.

32. ”частие представителей органов самоуправлени€ граждан и негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан в качестве наблюдателей в государственном экологическом контроле осуществл€етс€ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€.

33. ”частие представителей органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей в ведомственном и производственном экологическом контроле осуществл€етс€ по согласованию с соответствующими ведомствами и организаци€ми.
”частие представителей органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в качестве наблюдателей при осуществлении ведомственного и производственного экологического контрол€ допускаетс€ только в присутствии представител€ юридического лица или индивидуального предпринимател€.
«апрещаетс€ проводить обход (осмотр) производственных участков (цехов, отделов) без уведомлени€ администрации организаций и сопровождающего лица.

34. ќрганы самоуправлени€ граждан заслушивают (в пределах их компетенции) отчеты руководителей предпри€тий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории.
Ќегосударственные некоммерческие организации и граждане могут заслушивать информацию и отчеты ответственных лиц специально уполномоченных государственных органов в области экологического контрол€, органов государственной власти и управлени€, руководителей предпри€тий, учреждений и организаций при проведении общественных слушаний, конференций, "круглых столов" и других меропри€тий.

35. ќбщественна€ экологическа€ экспертиза может осуществл€тьс€ по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере де€тельности, котора€ нуждаетс€ в экологическом обосновании. «апрещаетс€ преп€тствовать осуществлению общественной экологической экспертизы.
ќбщественна€ экологическа€ экспертиза может осуществл€тьс€ независимо от проведени€ государственной экологической экспертизы.
«аключение общественной экологической экспертизы имеет рекомендательный характер.


VI. ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ » ‘ќ–ћџ –≈јЋ»«ј÷»»
–≈«”Ћ№“ј“ќ¬   ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

36. –езультаты общественного экологического контрол€ могут быть оформлены путем составлени€ в установленном пор€дке справки или информации, а также другими способами в соответствии с законодательством.
»нформаци€ или справка по результатам общественного экологического контрол€:
утверждаетс€ председателем соответствующего схода граждан или руководителем негосударственной некоммерческой организации при осуществлении экологического контрол€ их представител€ми;
удостовер€етс€ гражданином при осуществлении экологического контрол€ путем самовыдвижени€.
»нформаци€ или справка по результатам общественного экологического контрол€ направл€етс€ органами самоуправлени€ граждан и негосударственными некоммерческими организаци€ми в специально уполномоченные государственные органы в области экологического контрол€, другие государственные органы, а также руководител€м организаций дл€ рассмотрени€ в установленном пор€дке.

37. ‘ормами реализации результатов общественного экологического контрол€ €вл€ютс€:
информирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах и граждан о результатах общественного экологического контрол€;
внесение предложений в соответствующие государственные органы дл€ прин€ти€ мер по вы€вленному факту нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов.
–езультаты общественного экологического контрол€ могут быть реализованы и в иных формах в соответствии с законодательством.

38. »нформирование специально уполномоченных государственных органов, органов государственной власти на местах о результатах общественного экологического контрол€ может иметь форму устных, письменных и электронных обращений (за€влений, предложений или жалоб), подаваемых в установленном пор€дке.
  обращени€м могут прилагатьс€ имеющиес€ у органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций или граждан решени€ (или их копии), ранее прин€тые по существу данных обращений, а также другие документы, необходимые дл€ их рассмотрени€, в том числе фото, аудио и видеоматериалы.
ќбращени€ органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан по вопросам общественного экологического контрол€ рассматриваютс€ в соответствии с законодательством.


"—обрание законодательства –еспублики ”збекистан",
19 окт€бр€ 2015 г., N 41, ст. 526


ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ N 2
к ѕостановлению  ћ –”з
от 08.10.2015 г. N 287


“»ѕќ¬ќ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»≈
об общественном инспекторе
экологического контрол€

I. ќбщие положени€
II. ќсновные задачи общественного инспектора экологического
контрол€
III. ѕрава общественного инспектора экологического контрол€
IV. ќб€занности общественного инспектора экологического контрол€
V. ќформление участи€ общественного инспектора экологического
контрол€ в проведении экологического контрол€
VI. ‘инансовые основы де€тельности общественного инспектора
экологического контрол€
VII. ќтветственность общественных инспекторов экологического
контрол€
ѕриложение N 1. ‘орма удостоверени€ общественного инспектора
экологического контрол€, выдаваемого органом самоуправлени€
граждан
ѕриложение N 2. ‘орма удостоверени€ общественного инспектора
экологического контрол€, выдаваемого негосударственной
некоммерческой организацией
ѕриложение N 3. ќписание удостоверени€ общественного
инспектора экологического контрол€
ѕриложение N 4.  нига учета выдачи и возврата удостоверений
общественного инспектора экологического контрол€


I. ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я

1. Ќасто€щее “иповое положение определ€ет пор€док организации де€тельности общественного инспектора экологического контрол€, его задачи, права и об€занности.

2. ¬ цел€х осуществлени€ общественного экологического контрол€ органы самоуправлени€ граждан и негосударственные некоммерческие организации могут формировать систему общественных инспекторов экологического контрол€ и координировать их де€тельность.

3. ќбщественным инспектором экологического контрол€ может стать гражданин –еспублики ”збекистан, прошедший в установленном пор€дке специальную подготовку и имеющий право на участие в экологическом контроле.
ѕор€док прохождени€ специальной подготовки общественных инспекторов экологического контрол€ определ€етс€ √осударственным комитетом –еспублики ”збекистан по охране природы по согласованию с другими специально уполномоченными государственными органами в области экологического контрол€, Ќациональной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций ”збекистана, –еспубликанским советом по координации де€тельности органов самоуправлени€ граждан и Ёкологическим движением ”збекистана.

4. √ражданин –еспублики ”збекистан, выразивший волеизъ€вление стать общественным инспектором экологического контрол€, обращаетс€ с за€влением по месту жительства в  омиссию схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению (далее -  омисси€), или в негосударственную некоммерческую организацию, осуществл€ющую свою де€тельность в сфере охраны окружающей среды.
«а€вление гражданина выразившего волеизъ€вление стать общественным инспектором экологического контрол€ рассматриваетс€ на собрании  омиссии, либо руководителем негосударственной некоммерческой организации, осуществл€ющей свою де€тельность в сфере охраны окружающей среды при участии представител€ специально уполномоченного государственного органа в области экологического контрол€.
¬ случае одобрени€ его кандидатуры гражданин получает удостоверение общественного инспектора экологического контрол€, выдаваемое по решению председател€ органа самоуправлени€ граждан на основании протокола собрани€  омиссии или приказом руководител€ негосударственной некоммерческой организации.

5. ”достоверение общественного инспектора экологического контрол€ выдаетс€ сроком на один год по формам и описанию согласно приложени€м NN 1, 2 и 3 к насто€щему “иповому положению.

6. ”достоверение общественного инспектора экологического контрол€ имеет пор€дковый номер и регистрируетс€ в  ниге учета выдачи и возврата удостоверений общественного инспектора экологического контрол€ (далее -  нига учета).  нига учета ведетс€  омиссией или негосударственной некоммерческой организацией по форме согласно приложению N 4 к насто€щему “иповому положению.
√ражданин при получении удостоверени€ общественного инспектора экологического контрол€ ставит подпись в соответствующей графе  ниги учета. Ќомер удостоверени€ должен соответствовать пор€дковому номеру в  ниге учета.
 нига учета хранитс€ у председател€  омиссии или руководител€ негосударственной некоммерческой организации, должна соответствовать установленному образцу, иметь переплет с твердой обложкой и должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписью и печатью председател€ органа самоуправлени€ граждан или руководител€ негосударственной некоммерческой организации с указанием количества страниц и даты заведени€ книги.

7. —овершение общественным инспектором экологического контрол€ преступлени€, административного правонарушени€ в области охраны окружающей природной среды и природопользовани€, а также невыполнение об€занностей общественного инспектора экологического контрол€ €вл€етс€ основанием дл€ лишени€ статуса общественного инспектора экологического контрол€.

8. ќбщественный инспектор экологического контрол€ вправе за€вить в орган самоуправлени€ граждан или негосударственную некоммерческую организацию, выдавшим ему удостоверение общественного инспектора экологического контрол€, о сложении предоставленных ему полномочий.

9. ¬ случа€х, предусмотренных пунктами 7 и 8 насто€щего “ипового положени€, а также по истечении срока действи€ удостоверение общественного инспектора экологического контрол€ подлежит возврату.

10. ѕо истечении срока действи€ удостоверени€ общественного инспектора экологического контрол€ оно может быть продлено на год по за€влению общественного инспектора экологического контрол€, на основании решени€ председател€ органа самоуправлени€ граждан или руководител€ негосударственной некоммерческой организации.

11. ћетодическое руководство де€тельностью общественных инспекторов осуществл€ет √осударственный комитет –еспублики ”збекистан по охране природы.

12. ќбщественный инспектор экологического контрол€ в своей де€тельности руководствуетс€ законодательством и насто€щим ѕоложением.


II. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ «јƒј„»
ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ј
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

13. ќсновными задачами общественного инспектора экологического контрол€ €вл€ютс€:
предотвращение, вы€вление и пресечение нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
наблюдение за состо€нием окружающей среды, вы€вление ситуаций, которые могут привести к загр€знению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
определение соответстви€ экологическим требовани€м намечаемой или осуществл€емой хоз€йственной и иной де€тельности;
участие в обеспечении соблюдени€ прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнени€ ими об€занностей в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
участие в информировании государственных и иных организаций и граждан об изменени€х в окружающей среде, прогнозах ее состо€ни€, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;
повышение эффективности природоохранной де€тельности и обеспечение участи€ органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ;
проведение работ по воспитанию у граждан бережного отношени€ к окружающей природной среде, пропаганде и распространению знаний о природе, участие в организации и проведении конкурсов, выставок и других массовых меропри€тий по природоохранной тематике.


III. ѕ–ј¬ј ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ј
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

14. ќбщественный инспектор экологического контрол€ имеет право:
осуществл€ть наблюдение за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов;
принимать участие в качестве наблюдател€ при осуществлении государственного, ведомственного и производственного экологического контрол€;
принимать участие в подготовке обращени€ органа самоуправлени€ граждан и негосударственной некоммерческой организации в соответствующие государственные органы дл€ получени€ информации о состо€нии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, принимаемых мерах по устранению вы€вленного факта нарушени€ законодательства в данной сфере;
получать от юридических и физических лиц необходимые документы и информацию дл€ осуществлени€ общественного экологического контрол€;
участвовать в проведении изучени€ общественного мнени€ по вопросам охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов, общественной экологической экспертизы;
участвовать в заслушивании информации и отчетов руководителей соответствующих органов государственной власти и управлени€, предпри€тий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состо€ни€, благоустройства и озеленени€ территории;
участвовать в работе по повышению экологической культуры населени€, развитию экологического образовани€ и воспитани€;
вносить в соответствующие государственные органы предложени€ по улучшению и совершенствованию природоохранного законодательства по де€тельности всех видов экологического контрол€;
получать поощрени€ в органах самоуправлени€ граждан и негосударственных некоммерческих организаци€х за активное участие в общественно значимых меропри€ти€х и содействие в обнаружении, пресечении природоохранных нарушений и оказание содействи€ в привлечении виновных к ответственности;
составл€ть справки и информацию в установленном пор€дке по фактам нарушени€ гражданами природоохранного законодательства и вы€вленным при внешнем наблюдении за де€тельностью организаций.

15. ќбщественный инспектор экологического контрол€ может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


IV. ќЅя«јЌЌќ—“»
ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ј
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

16. ќбщественный инспектор экологического контрол€ об€зан:
соблюдать требовани€ законодательства об экологическом контроле;
оказывать содействие другим субъектам экологического контрол€ в осуществлении экологического контрол€;
не подмен€ть функции других субъектов экологического контрол€.

17. ќбщественный инспектор экологического контрол€ может нести другие об€занности в соответствии с законодательством.


V. ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»≈ ”„ј—“»я ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ
»Ќ—ѕ≈ “ќ–ј Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя
¬ ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»» Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

18. ќбщественный инспектор экологического контрол€ при проведении наблюдени€ за исполнением законодательства в сфере охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов и при вы€влении нарушени€ данного законодательство составл€ет справку или информацию, которые утверждаютс€ подписью и печатью председател€ схода граждан или руководител€ негосударственной некоммерческой организации и передаютс€ дл€ рассмотрени€ в соответствующие государственные органы дл€ прин€ти€ мер по вы€вленному факту нарушени€ требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использовани€ природных ресурсов.


VI. ‘»ЌјЌ—ќ¬џ≈ ќ—Ќќ¬џ ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ√ќ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ј
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

19. ќбщественные инспектора экологического контрол€ ведут свою де€тельность на добровольной основе.

20. «атраты по созданию условий де€тельности общественного инспектора экологического контрол€, по его обучению и повышению квалификации финансируютс€ за счет средств органа самоуправлени€ граждан и негосударственной некоммерческой организации.

21. ќбщественные инспектора экологического контрол€ могут быть поощрены органами самоуправлени€ граждан и негосударственными некоммерческими организаци€ми.


VII. ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“№
ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ’ »Ќ—ѕ≈ “ќ–ќ¬
Ё ќЋќ√»„≈— ќ√ќ  ќЌ“–ќЋя

22. ќбщественные инспектора экологического контрол€ привлекаютс€ к ответственности за правонарушени€ в сфере своей де€тельности согласно законодательству.