Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
09.02.2016

ѕравова€ основа обращений физических и юридических лиц є5

є 5 30.01.2016 √азета «Ќа посту»

»зучаем закон
ѕравова€ основа обращений физических и юридических лиц
(ѕродолжение. Ќачало в є 52 (4148).

 
—тать€ 5. ¬иды обращений
ќбращени€ могут быть в виде за€влений, предложений и жалоб.
«а€вление – обращение с просьбой об оказании содействи€ в реализации прав, свобод и законных интересов.
ѕредложение – обращение, содержащее рекомендации по совершенствованию государственной и общественной де€тельности.
∆алоба – обращение с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и защите законных интересов.
ќбращени€ независимо от их вида и формы имеют равное значение.

1. ¬иды обращений.

 омментируема€ стать€ определ€ет три вида обращений:
– за€вление,
– предложение,
– жалоба.
“очность терминологии, употребл€емой в юридических документах, способствует правильному применению и исполнению правовых пон€тий, помогает гражданам лучше использовать свои права и выполн€ть возлагаемые на них об€занности.
„еткое разграничение в законодательстве различных видов обращений играет положительную роль в упор€дочении их рассмотрени€, в проведении более глубокого анализа таких дел в цел€х вы€влени€ тенденций общего состо€ни€ законности, степени удовлетворени€ потребностей лиц т.д.  аждый вид обращений имеет специфику и, следовательно, статус, который должен быть нормативно определен.

2. «а€вление.

¬тора€ часть комментируемой статьи определ€ет пон€тие «за€вление», как обращение с просьбой об оказании содействи€ в реализации прав, свобод и законных интересов.
“акой вид обращени€, как за€вление, может преследовать одну из двух целей: позитивную или негативную. ѕозитивной целью €вл€етс€ просьба оказать содействие за€вителю или
иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод.   негативной цели относитс€ сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов самоуправлени€ граждан и должностных лиц, либо критика де€тельности указанных органов и должностных лиц. ’от€ негативной ее можно назвать условно, так как в конечном итоге подразумеваетс€ и
преследуетс€ цель оптимизации, совершенствовани€ законодательства, работы государственных органов и органов самоуправлени€ граждан и должностных лиц. ѕримерами позитивного за€влени€ могут служить: за€вление в органы соцобеспечени€ на оформление субсидий по уплате квартплаты, за€вление о создании юридического лица в органы налоговой инспекции. Ќегативным за€влением будет за€вление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина или юридического лица.

3. ѕредложение.
¬ третьей части комментируемой статьи раскрываетс€ пон€тие «предложение», как обращени€, содержащего рекомендации по совершенствованию государственной и общественной де€тельности.
ƒанный вид обращени€ – одно из наиболее весомых про€влений народовласти€, посредством которого физические и юридические лица реализуют свое право на непосредственное участие в управлении делами государства.
ѕредложение не св€зано ни с нарушением, ни с реализацией каких-либо прав за€вител€, оно направлено на внесение изменений в существующий пор€док. ѕредложение €вл€етс€
одной из важнейших форм реализации права граждан на пр€мое участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей, что установлено ч. 1 ст. 32  онституции –еспублики ”збекистан. ѕо сути, предложение представл€ет собой такой вид обращени€, в котором, излагаютс€ идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации де€тельности органов государственной власти и управлени€ и органов самоуправлени€ граждан, в демократических преобразовани€х в обществе. ћогут быть указаны, предложены конкретные меры, направленные на улучшение организации и де€тельности государственных органов, правовых актов, на решение вопросов социально-экономического развити€ как местного, так и республиканского значени€.
¬нос€ предложение, гражданин не преследует личной цели, не стремитс€ защитить свои права от нарушений, а пытаетс€ воздействовать на прин€тие решений органами государственной власти и управлени€, органом самоуправлени€ граждан, т.е. реализует одно из главнейших гражданских прав – право непосредственного участи€ в управлении государственными и общественными делами.
ѕредложение €вл€етс€ действенным инструментом участи€ гражданина в политическом процессе. ќднако, чтобы на него обратили внимание, прин€ли и реализовали оно должно быть продуманным и конкретным, полезным и практически выполнимым.

4. ∆алоба.

¬ четвертой части комментируемой статьи даетс€ пон€тие такому виду обращени€, как жалоба, согласно которому, жалоба – обращение с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и защиты законных интересов.
— помощью жалобы в государственные органы или органы самоуправлени€ граждан физическое или юридическое лицо стремитс€ обеспечить защиту своего права, свободы, законного интереса или восстановлени€ нарушенных прав. Ћицо подающее жалобу может также действовать в цел€х защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. ѕраво на подачу жалобы €вл€етс€ неотчуждаемым правом. ƒл€ реализации этого права не нужно чьего-либо согласи€ и тем более издани€ актов управлени€.
∆алоба по€вл€етс€ в сфере правовых отношений, которые возникают из нарушени€ прав, свобод и законных интересов физических или юридических лиц, закрепленных законодательством и другими нормами, регламентирующими права, свободы и законные интересы физических или юридических лиц, т.е. в тех случа€х, когда отношени€ между ними и государственными органами выход€т за рамки позитивных. ÷ель подачи жалобы заключаетс€ в защите и восстановлении прав. ∆алобу следует рассматривать как гарантию соблюдени€ законности, так как она представл€ет собой одно из про€влений критики «снизу».
∆алоба €вл€етс€ и средством защиты прав, свобод и законных интересов личности, нарушенных действи€ми или актами государственных органов, иных структур, должностных лиц, служащих, и одним из средств осуществлени€ этих прав. ѕодава€ ее, физические или юридические лица реализуют предоставленные им государством права или требуют восстановлени€ нарушенных прав.
ќднако подача жалобы не сводитс€ к осуществлению только охранной функции. »сследование социально-правовой сущности этого института дает основание полагать, что жалобы имеют двуединое значение:
во-первых, они выступают в качестве средства защиты прав и законных интересов физического или юридического лица, нарушенных действи€ми или бездействием государственных органов;
во-вторых, уведомл€€ о недостатках в их работе, способствуют устранению последних, улучшению работы государственного аппарата, укреплению режима законности.
ќдна из основных функций конституционного права на обжалование – служить средством охраны прав, свобод и законных интересов физических или юридических лиц, которые посредством своего обращени€ могут участвовать в управлении общественными и государственными делами, выражать свою позицию, личное мнение о различных вопросах – в этом заключаетс€ один из аспектов института права жалобы.
 ак показывает практика, главной целью, которую ставит физическое или юридическое лицо, обраща€сь с жалобой, €вл€етс€ либо защита собственных нарушенных прав, либо
устранение преп€тствий дл€ осуществлени€ своих прав и свобод. “ак опосредованно, в ходе борьбы за свои права, осуществл€етс€ участие в управлении делами общества и государства.
Ћюбое лицо, обраща€сь с жалобой с целью защитить нарушенные права, тем самым доводит до сведени€ государственных органов факты, которые, по его мнению, €вл€ютс€ негативными, вызывают нарушение его прав, свобод и законных интересов и нуждаютс€ в устранении.
ѕодава€ жалобу, физическое или юридическое лицо оценивает соответствие поведени€ различных государственных органов и должностных лиц установленным дл€ них об€зательным правилам поведени€ и требует устранени€ нарушений.
—ледовательно, право на жалобу представл€ет собой важное средство общественного контрол€. ¬ этом смысле, использу€ право на жалобу, лицо, подавшее жалобу, выражает свое отношение к тем или иным реали€м. ѕодобна€ информаци€, заложенна€ в данных обращени€х, должна восприниматьс€ как существенный источник вы€влени€ общественных интересов.
ѕри проведении разграничени€ между жалобой и за€влением следует обратить внимание на то, что предметом за€влени€ €вл€етс€ не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а во-первых, реализаци€ через соответствующие органы прав и законных интересов физического или юридического лица и, во-вторых, реализаци€ права на участие в управлении делами общества и государства путем информировани€ о различных недостатках и злоупотреблени€х. “аким образом, за€влени€ не св€заны с произошедшими нарушени€ми конкретных субъективных прав и интересов. ќтказ же в удовлетворении этих прав, свобод и законных интересов и порождает жалобу, т.е. действие, направленное на защиту конкретного интереса физического и юридического лица.
 (продолжение следует)
 Ў. јсь€нов,
ƒиректор ÷ентра изучени€ правовых проблем.