Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
04.01.2016

ѕ–» ј« ћ»Ќ»—“–ј ё—“»÷»» –≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ 25.12.2015 г. N 384-мх

«ј–≈√»—“–»–ќ¬јЌ
ћ»Ќ»—“≈–—“¬ќћ ё—“»÷»»
–≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ
25.12.2015 г.
N 2745



ѕ–» ј«

ћ»Ќ»—“–ј ё—“»÷»»
–≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ
25.12.2015 г.
N 384-мх




ќб утверждении ћетодики
проведени€ антикоррупционной экспертизы
проектов нормативно-правовых актов


¬ соответствии с «аконом –еспублики ”збекистан "ќ нормативно-правовых актах" и ѕоложением о ћинистерстве юстиции –еспублики ”збекистан, утвержденным постановлением ѕрезидента –еспублики ”збекистан от 23 августа 2011 года N ѕѕ-1602, ѕ–» ј«џ¬јё:

1. ”твердить ћетодику проведени€ антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов согласно приложению.

2. ѕроизвести государственную регистрацию насто€щего приказа и ”правлению государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов внести соответствующую запись в √осударственный реестр ведомственных нормативно-правовых актов.

3. ”правлению уголовного, административного и социального законодательства и ”правлению систематизации законодательства и правовой информации обеспечить доведение до сведени€ всех заинтересованных лиц и опубликование в "°збекистон –еспубликаси ?онун ?ужжатлари тҐплами" - "—обрании законодательства –еспублики ”збекистан" насто€щего ведомственного нормативно-правового акта.

4. ”правлению уголовного, административного и социального законодательства, ”правлению экономического законодательства, ”правлению государственной регистрации ведомственных нормативно-правовых актов и ”правлению систематизации законодательства и правовой информации совместно с ѕресс-службой, ћинистерством юстиции –еспублики  аракалпакстан, управлени€ми юстиции областей и города “ашкента:
в мес€чный срок организовать семинары с участием представителей юридических служб соответствующих органов государственного и хоз€йственного управлени€, их территориальных подразделений, а также органов государственной власти на местах;
обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации обобщенных сведений о де€тельности органов юстиции в сфере проведени€ антикоррупционной экспертизы.

5. Ќасто€щий приказ вступает в силу со дн€ его официального опубликовани€.

6.  онтроль за выполнением насто€щего приказа возложить на заместител€ министра ј. ”сманова.


ћинистр                                                                             ћ. »крамов


"—обрание законодательства –еспублики ”збекистан",
28 декабр€ 2015 г., N 51, ст. 644
 

ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈
к ѕриказу министра юстиции
от 25.12.2015 г. N 384-мх,
зарегистрированному ћё
25.12.2015 г. N 2745




ћ≈“ќƒ» ј
проведени€ антикоррупционной экспертизы
проектов нормативно-правовых актов

Ќасто€ща€ ћетодика в соответствии со статьей 22 «акона –еспублики ”збекистан "ќ нормативно-правовых актах" и постановлением ѕрезидента –еспублики ”збекистан от 23 августа 2011 года N ѕѕ-1602 "ќ мерах по дальнейшему совершенствованию де€тельности ћинистерства юстиции –еспублики ”збекистан" определ€ет пор€док проведени€ антикоррупционной экспертизы проектов законов –еспублики ”збекистан, постановлений палат ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, указов, постановлений и распор€жений ѕрезидента –еспублики ”збекистан, постановлений  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, решений органов государственной власти на местах, а также нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств (далее - проекты) на предмет вы€влени€ в их содержании коррупциогенных факторов, которые могут способствовать коррупционным про€влени€м в процессе правоприменени€.


√Ћј¬ј 1. ќЅў»≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я

1. ¬ насто€щей ћетодике примен€ютс€ следующие пон€ти€:

нормативно-правовой акт - официальный документ, прин€тый в соответствии с «аконом "ќ нормативно-правовых актах", направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеоб€зательных государственных предписаний;

правова€ экспертиза - осуществление проверки соответстви€ проектов  онституции и законам –еспублики ”збекистан, иным актам законодательства, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу, цел€м и задачам проводимых в стране реформ, правилам законодательной техники, а также обоснованности и целесообразности применени€ отсылочных норм;

коррупциогенные факторы - нормы проектов, устанавливающие дл€ правоприменител€ необоснованно широкие пределы усмотрени€ или возможность необоснованного применени€ исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требовани€ к физическим и юридическим лицам, а также пробелы в правовом регулировании;

органы юстиции - ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан, ћинистерство юстиции –еспублики  аракалпакстан, управлени€ юстиции областей и города “ашкента.

2. јнтикоррупционна€ экспертиза проводитс€ в рамках правовой экспертизы.

3. «адачами антикоррупционной экспертизы €вл€ютс€:
вы€вление в проектах коррупциогенных факторов, создающих возможность совершени€ коррупционных правонарушений;
обща€ оценка последствий прин€ти€ проекта в части возможности совершени€ коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновени€ рисков коррупционного характера в процессе применени€ нормативно-правовых актов;
разработка рекомендаций и прин€тие мер, направленных на устранение вы€вленных в проектах коррупциогенных факторов.

4. ѕроведение антикоррупционной экспертизы основываетс€ на следующих основополагающих принципах:
законность - соответствие содержани€ норм проектов нормативно-правовым актам более высокой юридической силы;
правопримен€емость - исключение норм, которые могут вызвать противоречивое толкование и применение положений нормативно-правовых актов;
прозрачность и устойчивость норм - изложение текста проекта лаконичным, простым и €сным €зыком. »спользуемые в проекте пон€ти€ и термины примен€ютс€ единообразно в соответствии с их значением, прин€тым в законодательстве, исключающим возможность различного толковани€. Ќе допускаетс€ употребление форм разговорной речи, терминов иностранных €зыков при наличии равнозначных слов и пон€тий на государственном €зыке, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
объективность - проведение антикоррупционной экспертизы объективно и беспристрастно, на строго законодательной, теоретической и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме;
независимость - проведение антикоррупционной экспертизы независимым лицом. Ќе допускаетс€ воздействие на лицо, провод€щее антикоррупционную экспертизу, в цел€х получени€ заключени€ в пользу заинтересованных лиц.


√Ћј¬ј 2. Ќќ–ћџ ѕ–ќ≈ “ќ¬, »ћ≈ёў»≈
 ќ––”ѕ÷»ќ√≈ЌЌџ≈ ‘ј “ќ–џ


5.  оррупциогенными факторами, устанавливающими дл€ правоприменител€ необоснованно широкие пределы усмотрени€ или возможность необоснованного применени€ исключений из общих правил, €вл€ютс€:

а) широта дискреционных полномочий (полномочи€, из содержани€ которых невозможно определить их пределы), заключающа€с€ в основном:
в отсутствии или неопределенности сроков и предусмотрении возможности продлить или сократить установленный срок без мотивированных причин;
в отсутствии условий или оснований прин€ти€ решени€, а также в предоставлении государственным и иным органам или их работникам (далее - органы) возможности по своему усмотрению издавать решени€, принимать несколько видов решений и определ€ть способ их исполнени€;
в позволении органам по своему усмотрению оценивать юридический факт и самосто€тельно определ€ть пор€док совершени€ физическими и юридическими лицами соответствующих действий;
в предоставлении возможности органу по своему усмотрению инициировать возникновение правоотношений с физическими и юридическими лицами, их изменение или прекращение без соответствующей мотивировки;
в наличии дублирующих полномочий органов;

б) наличие норм, создающих возможность их различного и неоднозначного толковани€ правоприменител€ми;

в) необоснованное определение компетенции, выраженное в диспозитивном установлении возможности совершени€ органами действий в отношении физических и юридических лиц;

г) возможность выборочного изменени€ объема прав, то есть необоснованное установление исключений из общего пор€дка дл€ физических и юридических лиц по усмотрению органов;

д) чрезмерна€ свобода подзаконного нормотворчества, характеризуема€ наличием бланкетных и отсылочных норм, привод€щих к прин€тию подзаконных актов, относимых к компетенции другого органа;

е) прин€тие нормативно-правовых актов органами, не имеющими полномочий на прин€тие данных актов;

ж) предоставление органам полномочий, не относ€щихс€ к их компетенции;

з) установление в проектах подзаконных актов норм, которые согласно законодательству должны быть регламентированы законодательным актом;

и) отказ от конкурсных процедур предоставлени€ соответствующих прав или полномочий с закреплением внеконкурсного пор€дка их предоставлени€;

к) несоответствие норм проектов предписани€м нормативно-правовых актов, обладающим более высокой юридической силой.

6.  оррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требовани€ к физическим и юридическим лицам, €вл€ютс€:

а) наличие завышенных требований, предъ€вл€емых к правоприменителю дл€ реализации принадлежащего ему права, заключающихс€ в основном:
в установлении требований, направленных на ограничение прав и свобод физических и юридических лиц и (или) предъ€вление которых не обосновано нормами законодательства;
в возложении на физических и юридических лиц об€занностей, в выполнении которых нет необходимости;
в возложении на физических и юридических лиц об€занности представл€ть документы, информацию, не предусмотренные законодательством;
в наличии об€занностей соответствовать признакам (профессиональным, имущественным, социальным), которые не соответствуют приобретаемому праву;

б) отсутствие четкой регламентации осуществлени€ физическими и юридическими лицами, принадлежащих им прав;

в) употребление неусто€вшихс€, двусмысленных пон€тий либо отсутствие пон€ти€, научной обоснованности и достоверности примен€емых терминов;

г) установление преимуществ дл€ одной группы субъектов правоотношений, став€щих других в неравное, дискриминационное положение.

7.  оррупциогенными факторами, которые св€заны с наличием пробелов в правовом регулировании, €вл€ютс€:

а) отсутствие или неполнота административных процедур, то есть отсутствие пор€дка совершени€ органами определенных действий, в том числе:
отсутствие органа, принимающего решение и исполн€ющего требование законодательства;
неурегулированность действий и полномочий органа;
нерегламентированность процессуального пор€дка исполнени€ полномочий;
отсутствие или неопределенность оснований дл€ выполнени€ органами административных процедур;
отсутствие об€занности мотивировать принимаемое решение;
наличие норм, не имеющих конкретного механизма их реализации;

б) отсутствие норм об ответственности органов, а также обжаловании их действий (решений);

в) отсутствие указани€ на формы и виды контрол€ за де€тельностью органов;

г) отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации (за исключением информации, составл€ющей охран€емую законом тайну) о де€тельности органов и о пор€дке предоставлени€ ими сведений по запросам физических и юридических лиц;

д) отсутствие возможности из содержани€ проекта установить орган, ответственный за выполнение соответствующих действий;

е) необоснованное отложение вступлени€ в силу нормативно-правового акта;

ж) отсутствие у правоприменителей об€занностей при наличии прав, либо наличие об€занностей при отсутствии прав;

з) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие соответствующего делегировани€.


√Ћј¬ј 3. »Ќ‘ќ–ћј÷»я, »—ѕќЋ№«”≈ћјя
ѕ–» ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»» јЌ“» ќ––”ѕ÷»ќЌЌќ… Ё —ѕ≈–“»«џ.
ѕ–ј¬ј » ќЅя«јЌЌќ—“» —ќ“–”ƒЌ» ј ќ–√јЌј ё—“»÷»»,
ѕ–ќ¬ќƒяў≈√ќ јЌ“» ќ––”ѕ÷»ќЌЌ”ё Ё —ѕ≈–“»«”


8. ѕри проведении антикоррупционной экспертизы используетс€ как официальна€, так и неофициальна€ информаци€.

9.   официальной информации относ€тс€:
нормативно-правовые акты;
международные договоры;
официальные публикации, включа€ официальные ресурсы всемирной информационной сети »нтернет;
статистические данные и отчеты;
судебна€ практика.

10.   неофициальной информации относ€тс€:
сообщени€ средств массовой информации;
научные издани€;
неофициальные ресурсы всемирной информационной сети »нтернет.

11. ќсновные права сотрудника органа юстиции, провод€щего антикоррупционную экспертизу:
в установленном законодательством пор€дке знакомитьс€ с документами, относ€щимис€ к предмету проектов, по которым проводитс€ антикоррупционна€ экспертиза;
запрашивать дополнительные документы, необходимые дл€ проведени€ антикоррупционной экспертизы;
уточн€ть нормы проектов, по которым проводитс€ антикоррупционна€ экспертиза, и получать по ним соответствующие разъ€снени€.

12. ќсновные об€занности сотрудника органа юстиции, провод€щего антикоррупционную экспертизу:
соблюдать установленные законодательством требовани€ по организации и проведению антикоррупционной экспертизы;
при наличии оснований дл€ самоотвода немедленно за€вить об этом своему руководителю;
не разглашать сведени€, которые стали ему известны в св€зи с проведением антикоррупционной экспертизы;
обеспечивать сохранность представленных документов.


√Ћј¬ј 4. ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ѕ–ќ¬≈ƒ≈Ќ»я
јЌ“» ќ––”ѕ÷»ќЌЌќ… Ё —ѕ≈–“»«џ


13. јнтикоррупционна€ экспертиза проектов проводитс€ органами юстиции.
јнтикоррупционна€ экспертиза может проводитьс€ юридической службой разработчика или органа, принимающего нормативно-правовой акт, а также органов, с которыми проекты должны быть согласованы.

14. ѕри проведении антикоррупционной экспертизы осуществл€етс€ анализ каждой нормы или положени€ проекта, а также уровн€ соответстви€ положений проекта другим нормативно-правовым актам в данной области.

15. ¬ случае вы€влени€ в проекте коррупциогенных факторов, результаты антикоррупционной экспертизы органа юстиции отражаютс€ в заключении, подготавливаемом по итогам проведенной правовой экспертизы.

16. ¬ заключении должны быть указаны вы€вленные при проведении антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы с отражением структурных единиц проекта, в которых они вы€влены.

17. «амечани€ и предложени€ по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проектов, за исключением ведомственных нормативно-правовых актов, нос€т рекомендательный характер.

18. ¬ случае вы€влени€ в ведомственных нормативно-правовых актах норм, содержащих коррупциогенные факторы, ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан отказывает в их государственной регистрации в соответствии с ѕравилами подготовки и прин€ти€ ведомственных нормативно-правовых актов (рег. N 2565 от 28 феврал€ 2014 года).


√Ћј¬ј 5. «ј Ћё„»“≈Ћ№Ќџ≈ ѕќЋќ∆≈Ќ»я

19. јнтикоррупционна€ экспертиза действующих нормативно-правовых актов, международных договоров –еспублики ”збекистан и их проектов проводитс€ в соответствии с насто€щей ћетодикой.

20. ѕо итогам антикоррупционной экспертизы действующих нормативно-правовых актов органами юстиции в соответствии с пунктом 10 ѕоложени€ о ћинистерстве юстиции –еспублики ”збекистан, утвержденного постановлением ѕрезидента –еспублики ”збекистан от 23 августа 2011 года N ѕѕ-1602, в органы государственного управлени€, органы государственной власти на местах, правоохранительные и контролирующие структуры могут быть внесены соответствующие представлени€.

21. Ћица, виновные в нарушении насто€щей ћетодики, несут ответственность в установленном пор€дке.


"—обрание законодательства –еспублики ”збекистан",
28 декабр€ 2015 г., N 51, ст. 644