Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
05.03.2016

јЋ№“≈–Ќј“»¬Ќџ… ѕ–ќ≈ “: «ј ќЌ –≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ ЂќЅ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќћ  ќЌ“–ќЋ≈ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ ”«Ѕ≈ »—“јЌї


јЋ№“≈–Ќј“»¬Ќџ… ѕ–ќ≈ “
÷ентра изучени€ правовых проблем
(26.02.2016)

«ј ќЌ
–≈—ѕ”ЅЋ» » ”«Ѕ≈ »—“јЌ

«ќЅ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќћ  ќЌ“–ќЋ≈ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ ”«Ѕ≈ »—“јЌ»



√лава 1. ќбщие положени€

—тать€ 1. ÷ель насто€щего «акона

÷елью насто€щего «акона €вл€етс€ регулирование отношений в области осуществлени€ общественного контрол€ за де€тельностью органов государственной власти и управлени€ и их должностных лиц.

—тать€ 2. «аконодательство об общественном контроле

«аконодательство об общественном контроле состоит из насто€щего «акона и иных актов законодательства, регламентирующих особенности осуществлени€ общественного контрол€ в отдельных сферах.
≈сли международным договором –еспублики ”збекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством –еспублики ”збекистан об общественном контроле, то примен€ютс€ правила международного договора.

—тать€ 3. ѕон€тие общественного контрол€

ќбщественный контроль – контроль осуществл€емый субъектами общественного контрол€, в установленных законом формах, за де€тельностью органов государственной власти и управлени€ (далее – государственные органы).  
—убъектами общественного контрол€ €вл€ютс€ граждане –еспублики ”збекистан (далее – граждане), негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправлени€ граждан, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также комиссии общественного контрол€ создаваемые в цел€х обеспечени€ выполнени€ задач общественного контрол€.
 омиссии общественного контрол€ – органы создаваемые при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгесе –еспублики  аракалпакстан,  енгашах народных депутатов, областей, районов, городов в цел€х формировани€ и поддержки системы общественного контрол€ за де€тельностью органов государственной власти и управлени€.
ќбъект общественного контрол€ – де€тельность государственных органов и их должностных лиц, св€занна€ с исполнением возложенных на них законодательством об€занностей. Ќе €вл€етс€ объектом общественного контрол€ информаци€, содержаща€ государственную или иную охран€емую законом тайну, а также конкретные дела и материалы, наход€щиес€ в производстве органов дознани€, предварительного следстви€ и суда.

—тать€ 4. ќсновные задачи общественного контрол€

ќсновными задачами общественного контрол€ €вл€ютс€:
обеспечение конституционного права граждан участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей;
повышение ответственности государственных органов перед обществом и гражданами;
укрепление открытости и прозрачности де€тельности государственных органов;
повышение правосознани€, правовой культуры и гражданской ответственности населени€.
вы€вление недостатков и нарушений в де€тельности государственных органов и их должностных лиц, а также содействие их устранению;
разработка рекомендаций по совершенствованию де€тельности государственных органов.

—тать€ 5. ќсновные принципы общественного контрол€

ќсновными принципами общественного контрол€ €вл€ютс€:
приоритет защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
законность и открытость действий субъектов общественного контрол€;
независимость, объективность и беспристрастность субъектов общественного контрол€;
доступность и открытость де€тельности государственных органов дл€ общественного контрол€;
добровольность участи€ граждан в осуществлении общественного контрол€;
подотчетность и ответственность государственных органов перед обществом и гражданами.

√лава 2. ќрганизаци€ общественного контрол€


—тать€ 6. ќсновани€ осуществлени€ общественного контрол€

ќсновани€ми дл€ осуществлени€ общественного контрол€ могут быть:
обращени€ физических и юридических лиц, сведени€ средств массовой информации о нарушении государственными органами требований законодательства, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, другие источники информации, свидетельствующие о недостатках в работе государственных органов;
инициатива государственных органов о проведении общественного контрол€ в цел€х обеспечени€ прав, свобод и законных интересов граждан;
собственна€ инициатива субъектов общественного контрол€.

—тать€ 7. —оздание и де€тельность комиссии общественного контрол€

 омиссии общественного контрол€ создаютс€ при ќлий ћажлисе –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгесе –еспублики  аракалпакстан, областных и районных (городских)  енгашах народных депутатов в цел€х формировани€ и поддержки системы общественного контрол€ за де€тельностью государственных органов.
 омиссии общественного контрол€ формируютс€ из представителей общественности, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, кандидатуры которых утверждаютс€ на сесси€х ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгеса –еспублики  аракалпакстан,  енгашах народных депутатов областей, районов, городов на срок до двух лет.
„исленный состав комиссии общественного контрол€ утверждаетс€ совместным постановлением ѕалат ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгеса –еспублики  аракалпакстан, решением  енгашей народных депутатов, при которых они создаютс€. ќн должен быть нечетным и не менее 15 человек.  
 андидаты в члены комиссии общественного контрол€ выдвигаютс€ по одному представителю от каждого ЌЌќ и института гражданского общества, осуществл€ющих де€тельность на соответствующей территории и желающих прин€ть участие в работе комиссии и регистрируютс€ до 1 декабр€ текущего года в канцел€рии соответственно, «аконодательной ѕалаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгеса –еспублики  аракалпакстан, областного и районного (городского)  енгаша народных депутатов.
¬ комиссии общественного контрол€ включаютс€ до 3 представителей от государственных органов. ѕредседатель комиссии общественного контрол€ избираетс€ на общем собрании комиссии общественного контрол€ открытым голосованием.
 омиссии общественного контрол€ вправе проводить мониторинги, собирать информацию, знакомитьс€ с документами, организовывать и проводить меропри€ти€ по изучению общественного мнени€, проводить встречи и собрани€ и составл€ть отчеты, осуществл€ть проверки де€тельности государственных органов и по их результатам проводить публичные общественные обсуждени€, давать рекомендации государственным органам по совершенствованию их де€тельности.
 омисси€ общественного контрол€ может иметь бланк и круглую печать со своим наименованием. ‘инансирование де€тельности комиссии общественного контрол€ (заработна€ плата секретар€ комиссии, канцел€рские и почтовые расходы и т.д.) осуществл€етс€ за счет средств соответствующего бюджета в размере, утверждаемом соответственно ќлий ћажлисом –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгесом –еспублики  аракалпакстан,  енгашем народных депутатов при которых они созданы.  омиссии общественного контрол€ не €вл€ютс€ юридическими лицами.
„лены комиссии общественного контрол€ работают на добровольной и безвозмездной основе. –ешение об исключение того или иного члена из  омиссии общественного контрол€ может быть прин€то только с согласи€ большинства членов комиссии общественного контрол€, или по решению ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, ∆окаргы  енгеса –еспублики  аракалпакстан или решению  енгаша народных депутатов при котором они созданы.  

—тать€ 8. ‘ормы общественного контрол€

ќбщественный контроль осуществл€етс€ в следующих формах:
•    обращени€ и запросы в государственные органы;
•    общественные обсуждени€;
•    общественные слушани€;
•    общественный мониторинг;
•    общественна€ экспертиза;
•    журналистское расследование;
•    общественна€ проверка;
•    изучение общественного мнени€;
•    заслушивание отчетов должностных лиц государственных органов.
ќбщественный контроль может осуществл€тьс€ и в других формах, предусмотренных законом.

—тать€ 9. ќбращени€ и запросы в государственные органы

—убъекты общественного контрол€ вправе обращатьс€ в государственные органы с за€влени€ми и жалобами о фактах нарушени€ требований законодательства, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц государственными органами, а также с требовани€ми о прин€тии мер по устранению нарушений законодательства, восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, вносить предложени€ о совершенствовании де€тельности государственных органов.
—убъекты общественного контрол€ вправе направл€ть запросы государственным органам о предоставлении информации о своей де€тельности, св€занной с исполнением ими требований актов законодательства, сто€щих перед ними задач и полномочий в общественно-политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, св€занных с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан.
ќбращени€ и запросы субъектов общественного контрол€ подлежат рассмотрению в пор€дке, предусмотренном законодательством.
ѕраво субъектов общественного контрол€ на информацию может быть ограничено в случае, если указанна€ информаци€ отнесена в установленном законом пор€дке к сведени€м, составл€ющим государственные секреты или иную охран€емую законом тайну.

—тать€ 10. ќбщественные обсуждени€

ќбщественные обсуждени€ - это публичные обсуждени€ общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых и иных актов государственных органов, осуществл€емые с участием представителей указанных органов, представителей негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества, а также граждан, интересы которых затрагиваютс€ предметом обсуждени€.
ќрганизаторами общественных обсуждений могут выступать органы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также комиссии общественного контрол€ и общественно-консультативные органы.
¬ случа€х, предусмотренных законодательством, государственные органы могут с учетом требований насто€щей статьи самосто€тельно организовывать общественные обсуждени€ или обращатьс€ к субъектам общественного контрол€ об организации общественных обсуждений.
ќбщественные обсуждени€ могут предусматривать организацию и проведение конференций, форумов, круглых столов, собраний, встреч должностных лиц государственных органов с общественностью, теле- и радиодебатов, в том числе посредством использовани€ современных информационно-коммуникационных технологий.
¬ этих цел€х организаторы общественных обсуждений:
- обращаютс€ в государственные органы с обоснованным предложением о совместном проведении общественного обсуждени€ и запросом о получении проектов программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов;
- заблаговременно информируют общественность о дате и месте проведени€ общественного обсуждени€, содержании вопроса или названии проекта программы социально-экономического развити€, нормативно-правового акта и других решений государственных органов, которые вынос€тс€ на обсуждение;
- создают необходимые услови€ дл€ обеспечени€ эффективного участи€ общественности в общественных обсуждени€х и выражени€ своих предложений и замечаний по проектам программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов;
- ведут учет предложений и замечаний участников общественных обсуждений, представленных по итогам общественных обсуждений в устной, письменной и электронной форме с последующим размещением их на своих веб-сайтах;
- предоставл€ют разработчикам проекта программы социально-экономического развити€, нормативно-правового акта или другого решени€ государственных органов возможность участвовать в их обсуждении, представл€ть свои аргументированные доводы и по€снени€ в ответ на замечани€, высказанные в ходе общественных обсуждений.
ѕо итогам общественных обсуждений организаторы подготавливают рекомендации и направл€ют их в соответствующий государственный орган, на рассмотрении которого находитс€ или к ведению которого относитс€ предмет общественных обсуждений.
–екомендации должны содержать:
объективные и обоснованные выводы о соответствии или несоответствии проектов программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов правам, свободам и законным интересам граждан;
оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий прин€ти€ обсуждаемого проекта программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов;
предложени€ по совершенствованию проекта программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов.
–екомендации общественных обсуждений могут размещатьс€ на официальном веб-сайте соответствующего государственного органа, а также на официальных веб-сайтах организатора общественных обсуждений в сети »нтернет.
–екомендации общественных обсуждений подлежат рассмотрению государственным органом, на рассмотрении которого находитс€ или к ведению которого относитс€ предмет общественных обсуждений, в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц.

¬ об€зательном пор€дке провод€тс€ публичные общественные обсуждени€ относительно:
•    ‘ормировани€ бюджета и его расходных статей на предсто€щий год;
•    ѕроектов нормативно-правовых актов, имеющих важное общественное значение или касающихс€ конституционных прав, свобод, интересов и об€занностей граждан, а также актов, которыми предусматриваетс€ предоставление льгот или установление ограничений дл€ хоз€йствующих субъектов, негосударственных некоммерческих организаций, институтов гражданского общества или органов самоуправлени€ граждан;
•    ќбеспечени€ населени€ и хоз€йствующих субъектов газом, электричеством и другой тепловой энергией;
•    »зъ€ти€ земельных участков дл€ государственных или общественных нужд и вопросы компенсации гражданам и юридическим лицам за сносимые дома, здани€ и сооружени€, принадлежащие им на праве собственности:
•    ѕроектов генеральных планов застройки городов и других населенных пунктов, и внесени€ изменений в указанные планы, вопросов развити€ городской инфраструктуры и дорог, строительства административных зданий и других объектов, стро€щихс€ за счет республиканского или местного бюджета;
•    ѕроектов государственных и региональных программ экономического, социального и культурного развити€, решений относительно состо€ни€ их выполнени€;
•    Ёкологических проблем территории;
•    ¬опросов усилени€ социально-экономической поддержки инвалидов и инвалидных организаций;
•    ¬опросов предупреждени€ правонарушений и борьбы с преступностью;
•    –азвити€ гражданского общества и системы негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества;
•    ќтчетов распор€дителей бюджетных средств об их расходовании за прошлый год.

—тать€ 11. ќбщественные слушани€

ќбщественные слушани€ - это собрани€, организуемые дл€ обсуждени€ вопросов, касающихс€ де€тельности государственных органов и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права, свободы и законные интересы юридических и физических лиц.
ќрганизаторами общественных слушаний могут выступать органы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также комиссии общественного контрол€ и общественно-консультативные органы. ¬ случа€х, предусмотренных законодательством, государственные органы могут с учетом требований насто€щей статьи самосто€тельно организовывать общественные слушани€ или обращатьс€ к субъектам общественного контрол€ об организации общественных слушаний.

¬ этих цел€х организаторы общественных слушаний:
- могут обращатьс€ в государственные органы, научные учреждени€, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации и другие организации с запросом о предоставлении информации о ходе реализации государственными органами требований законодательства, сто€щих перед ними задач и полномочий в общественно-политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, св€занных с обеспечением прав, свобод и законных интересов различных слоев населени€;
- должны заблаговременно информировать общественность о дате и месте проведени€, предмете общественного слушани€, создавать необходимые услови€ дл€ обеспечени€ эффективного участи€ общественности в общественных слушани€х и выражени€ своих предложений и замечаний, направленных на повышение эффективности хода реализации программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов, совершенствование законодательства и правоприменительной практики;
- об€заны предоставить государственным органам, ответственным за реализацию программы социально-экономического развити€, нормативно-правового акта возможность участвовать в общественных слушани€х, представл€ть свои аргументированные доводы и по€снени€ по вопросу общественных слушаний;
- ведут учет предложений и замечаний участников общественных слушаний, представленных организаторам в устной, письменной и электронной форме;
- устанавливают правила поведени€ и регламент проведени€ общественных слушаний.
ѕо итогам общественных слушаний организаторы подготавливают рекомендации и направл€ют их в соответствующий государственный орган, ответственный за прин€тие решений по вопросам, обсуждавшимс€ на общественных слушани€х.
–екомендации должны содержать предложени€ по повышению эффективности реализации программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов.
–екомендации общественных слушаний могут размещатьс€ на официальном веб-сайте соответствующего государственного органа, а также на веб-сайтах организатора общественных слушаний в сети »нтернет.
–екомендации подлежат рассмотрению государственным органом, ответственным за прин€тие решений по вопросам обсуждавшимс€ на общественных слушани€х, в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц.

—тать€ 12. ќбщественный мониторинг

ќбщественный мониторинг – осуществл€емое на системной основе субъектами общественного контрол€ наблюдение за де€тельностью государственных органов, предусматривающее регул€рную оценку качества и эффективности исполнени€ возложенных на них законодательством об€занностей.
ќбщественный мониторинг могут проводить органы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также комиссии общественного контрол€ и общественно-консультативные органы. ¬ случа€х, предусмотренных законодательством, государственные органы могут обращатьс€ к субъектам общественного контрол€ о проведении общественного мониторинга.
ѕо итогам общественного мониторинга подготавливаютс€ рекомендации и направл€ютс€ в соответствующий государственный орган, ответственный за прин€тие решений по объекту общественного мониторинга.
√осударственный орган рассматривает внесенные рекомендации в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц.

—тать€ 13. ќбщественна€ экспертиза

ќбщественна€ экспертиза – это исследование, анализ и оценка программ социально-экономического развити€, нормативно-правовых актов и других решений государственных органов (далее – акты), их проектов, на предмет их соответстви€ «аконам –еспублики ”збекистан, правам, свободам и законным интересам граждан.
ќбщественна€ экспертиза проводитс€ субъектами общественного контрол€ в соответствии с учредительными документами и актами законодательства, регламентирующими их де€тельность, а также при наличии соответствующей профессиональной квалификации лиц, готов€щих экспертное заключение, самосто€тельно или по запросу государственных органов, физических и юридических лиц.
—рок проведени€ общественной экспертизы социально-экономических программ, нормативно-правовых и других актов и их проектов, проводимых по запросу государственных органов, физических и юридических лиц, определ€етс€ субъектами общественного контрол€ по согласованию с указанными органами и лицами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. —рок проведени€ самосто€тельной общественной экспертизы определ€етс€ самим субъектом общественного контрол€.
ѕо итогам общественной экспертизы субъект общественного контрол€ формулирует выводы и вырабатывает обоснованные рекомендации, которые направл€ет в соответствующий государственный орган, физическому или юридическому лицу, обратившемус€ с запросом о проведении общественной экспертизы.   выводам и рекомендаци€м могут быть приложены документы и иные материалы, послужившие основанием к их разработке и представлени€.
√осударственные органы, физические и юридические лица, обратившиес€ с запросом о проведении общественной экспертизы, после получени€ рекомендаций по итогам общественной экспертизы, вправе организовать их обсуждение с участием экспертов субъекта общественного контрол€.
√осударственные органы об€заны рассмотреть представленные рекомендации по итогам общественной экспертизы, а также прин€ть меры по реализации указанных рекомендаций, если они способствуют улучшению качества исполнени€ социально-экономических программ и нормативно-правовых актов и их проектов.

—тать€ 14. ∆урналистское расследование

∆урналистское расследование – изучение представителем средств массовой информации действий, событий, обсто€тельств, свидетельствующих о нарушении государственными органами законодательства, прав, свобод и законных интересов граждан, и беспреп€тственное распространение в средствах массовой информации результатов данного изучени€.
ѕри осуществлении журналистского расследовани€ представитель средств массовой информации пользуетс€ правами и гаранти€ми, предусмотренными «аконом –еспублики ”збекистан «ќ защите профессиональной де€тельности журналиста» и другими актами законодательства.

—тать€ 15. ќбщественна€ проверка

ќбщественна€ проверка – совокупность действий заключающихс€ в получении информации и разъ€снений непосредственно от должностных лиц и сотрудников органов государственной власти и управлени€, изучении служебной и иной документации, посещении офисов и предпри€тий государственного органа, а также установлении фактов и обсто€тельств касающихс€ де€тельности государственных органов, в цел€х определени€ ее соответстви€ требовани€м актов законодательства, сто€щим перед ними задачам и полномочи€м в общественно-политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, св€занных с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан.
ќбщественна€ проверка проводитс€ комисси€ми общественного контрол€, наделенными законодательством соответствующими полномочи€ми.
ќбщественна€ проверка проводитс€ по решению уполномоченного руковод€щего органа субъекта общественного контрол€ и при об€зательном уведомлении государственного органа, де€тельность которого стала объектом общественной проверки.
ќснованием дл€ общественной проверки могут быть:
обращени€ государственных органов с предложением о проведении общественной проверки де€тельности подведомственной организации;
обращени€ физических и юридических лиц о нарушении их прав, свобод и законных интересов;
публикации в средствах массовой информации сведений о фактах волокиты или бездействи€ государственных органов при рассмотрении обращений физических и юридических лиц по поводу нарушени€ их прав, свобод и законных интересов.
ѕо итогам проверки субъектом общественного контрол€ составл€етс€ акт о результатах проведенной проверки, а в случа€х вы€влени€ фактов нарушени€ прав, свобод и законных интересов граждан, рекомендации по устранению вы€вленных нарушений.
¬ случае установлени€ или подтверждени€ фактов нарушени€ прав, свобод и законных интересов граждан субъект общественного контрол€ направл€ет рекомендации и акт об итогах общественной проверки в соответствующие государственные органы, в том числе правоохранительные органы, в соответствии с их компетенцией.
√осударственный орган, де€тельность которого стала объектом общественной проверки, об€зан не позднее чем в двадцатидневный срок со дн€ окончани€ проверки рассмотреть рекомендации и акт об итогах общественной проверки и сообщить субъекту общественного контрол€ о прин€тых решени€х. ¬ случае несогласи€ с выводами, содержащимис€ в акте и рекомендаци€ми, государственный орган об€зан в дес€тидневный срок со дн€ рассмотрени€ акта общественной проверки и рекомендаций, направить субъекту общественного контрол€ мотивированное заключение по акту общественной проверки и рекомендаци€м с обоснованными возражени€ми.
¬ случае несогласи€ государственного органа с выводами и рекомендаци€ми, изложенными в акте общественной проверки, государственный орган вправе оспорить их обратившись в уполномоченный руковод€щий орган комиссии общественного контрол€ и потребовать проведение повторной общественной проверки, либо оспорить выводы, изложенные в акте общественной проверки и рекомендации в судебном пор€дке.

—тать€ 16. »зучение общественного мнени€

»зучение общественного мнени€ – сбор, обобщение, обработка и анализ информации с целью оценки мнени€ различных социальных групп населени€ о де€тельности государственных органов и их должностных лиц по соблюдению ими требований законодательства, обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.
»зучение общественного мнени€ проводитс€ субъектами общественного контрол€ на основании акта законодательства либо их учредительных документов.
¬ цел€х изучени€ общественного мнени€ субъекты общественного контрол€ могут:
проводить социологические исследовани€ и наблюдени€ (опрос, анкетирование, анализ информационных материалов и т.д.);
создавать телефонные «гор€чие линии», проводить мониторинги комментариев, отзывов, интервью, других материалов в средствах массовой информации дл€ определени€ позиции различных социальных групп населени€ и заинтересованных сторон;
обрабатывать и обобщать высказанные в обращени€х физических и юридических лиц предложени€ и замечани€ по предмету изучени€ общественного мнени€.
ѕо итогам изучени€ общественного мнени€ подготавливаетс€ отчет, содержащий тему и вопросы, примен€вшиес€ методы изучени€ общественного мнени€, информацию о социальных группах населени€, изучение мнени€ которых проводилось, а также рекомендации по совершенствованию де€тельности государственных органов.
—убъекты общественного контрол€ об€заны предоставить государственным органам, де€тельность которых стала объектом изучени€ общественного мнени€, возможность ознакомитьс€ с отчетом об итогах изучени€ общественного мнени€ и в случае несогласи€ с ним, представить свои аргументированные доводы и по€снени€ по спорным положени€м отчЄта.
ќтчет об итогах изучени€ общественного мнени€ может размещатьс€ на официальном веб-сайте государственного органа, де€тельность которого стала объектом изучени€ общественного мнени€, а также на веб-сайтах субъектов общественного контрол€.
ќтчет об итогах изучени€ общественного мнени€ подлежит рассмотрению соответствующими государственными органами в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц.

—тать€ 17. «аслушивание отчетов должностных лиц государственных органов


«аслушивание отчетов должностных лиц государственных органов – систематическое и регул€рное публичное заслушивание и обсуждение отчетов должностных лиц государственных органов о результатах их де€тельности по исполнению требований актов законодательства, решению сто€щих перед ними задач в общественно-политической, социально-экономической, гуманитарной и других сферах, св€занных с обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан.
—убъекты общественного контрол€ могут обращатьс€ в государственные органы с инициативами о заслушивании отчетов конкретных должностных лиц государственных органов по вопросам, вход€щим в сферу де€тельности субъекта общественного контрол€, с представлением вопросов, информаци€ по которым подлежит заслушиванию и обсуждению. √раждане реализуют свое право на заслушивание отчета должностных лиц государственных органов через негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправлени€ граждан, средства массовой информации и другие институты гражданского общества.
√осударственные органы рассматривают обращени€ субъектов общественного контрол€ о заслушивании отчетов должностных лиц в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц, и принимают в соответствующее решение, с указанием места, времени и пор€дка проведени€ меропри€ти€ по заслушиванию отчЄта конкретного должностного лица.
Ќа заслушивании отчетов должностных лиц государственных органов, по приглашению субъектов общественного контрол€, могут участвовать граждане, представители средств массовой информации, негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.
ѕо итогам заслушивани€ отчета оформл€етс€ протокол, содержащий оценку де€тельности государственных органов и его должностных лиц, выводы и рекомендации по совершенствованию их де€тельности, который направл€етс€ в государственный орган и его вышесто€щий орган дл€ рассмотрени€.
ѕротокол по итогам заслушивани€ отчета должностных лиц государственных органов подлежит рассмотрению в пор€дке, установленном законодательством дл€ рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц.

—тать€ 18. ѕрава и об€занности субъектов общественного контрол€

—убъекты общественного контрол€ имеют право:
запрашивать необходимую информацию, документы или иные сведени€ дл€ ознакомлени€, снимать с них выписки и копии, кроме случаев, установленных законом;
участвовать в выработке решений государственных органов в пор€дке, предусмотренном законодательством;
обращатьс€ к членам —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, депутатам «аконодательной ѕалаты ќлий ћажлиса дл€ прин€ти€ мер парламентского, депутатского контрол€ в отношении государственных органов;
обжаловать неправомерные действи€ (бездействие) должностных лиц государственных органов в вышесто€щие органы и суд в соответствии с законодательством.
—убъекты общественного контрол€ об€заны:
не вмешиватьс€ в де€тельность государственных органов при осуществлении ими полномочий, определенных законодательством;
рассматривать и учитывать при подготовке и прин€тии рекомендации по итогам общественного контрол€ обоснованные возражени€ государственных органов;
не участвовать в осуществлении общественного контрол€ в случае личной заинтересованности в результатах общественного контрол€, а также не использовать результаты общественного контрол€ в личных цел€х;
в случае вы€влени€ по результатам общественного контрол€ нарушений государственными органами законодательства, прав, свобод и законных интересов граждан незамедлительно сообщать о вы€вленных нарушени€х вышесто€щим государственным органам, а в случае необходимости и правоохранительным органам дл€ рассмотрени€ в установленном пор€дке вопроса о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а также устранении нарушений законности.

—тать€ 19. ѕрава и об€занности органов государственной власти и управлени€

ѕри осуществлении общественного контрол€ государственные органы вправе:

непосредственно присутствовать при проведении меропри€тий по общественному контролю, участвовать в обсуждении его результатов, давать объ€снени€ по вопросам, относ€щимс€ к предмету общественного контрол€;
знакомитьс€ с результатами меропри€тий по общественному контролю и требовать повторного рассмотрени€ результатов общественного контрол€ с участием своего представител€ в случае несогласи€ с ними;
получать информацию, предоставление которой предусмотрено насто€щим «аконом и иными актами законодательства;
обжаловать неправомерные действи€ (бездействие) представителей субъектов общественного контрол€ в вышесто€щие органы и суд в соответствии с законодательством.

√осударственные органы об€заны:

—одействовать субъектам общественного контрол€ в осуществлении ими своих полномочий, давать разъ€снени€ по вопросам, относ€щимс€ к объекту общественного контрол€, создавать субъектам общественного контрол€ услови€ дл€ реализации прав, указанных в насто€щем «аконе;
”читывать результаты проведени€ общественного контрол€ и его рекомендации при прин€тии решени€ по результатам общественного контрол€ и использовани€ их в дальнейшей работе;
¬ случае вы€влени€ по результатам общественного контрол€ нарушений государственными органами законодательства, прав, свобод и законных интересов граждан незамедлительно прин€ть меры по их изучению и устранению, а при необходимости передаче информации об этих нарушени€х в правоохранительные органы дл€ рассмотрени€ в установленном пор€дке.


√лава 3. «аключительные положени€


—тать€ 20. ќтветственность за нарушение законодательства об общественном контроле

«апрещаетс€ ограничение права, воспреп€тствование де€тельности субъектов общественного контрол€ в реализации своих полномочий.
Ћица, виновные в нарушении законодательства об общественном контроле, несут ответственность в пор€дке, установленном законодательством.

—тать€ 21. ѕриведение нормативно-правовых актов в соответствие с насто€щим «аконом


 абинету ћинистров –еспублики ”збекистан:
привести решени€ правительства в соответствие с насто€щим «аконом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управлени€ их нормативно-правовых актов, противоречащих насто€щему «акону.

—тать€ 22. ¬ступление в силу насто€щего «акона

Ќасто€щий «акон вступает в силу со дн€ его официального опубликовани€.
 
 
”важаемые коллеги!
ѕредлагаемый ¬ам дл€ ознакомлени€ и оценки законопроект «ќб общественном контроле в –еспублике ”збекистан» разработан ÷ентром изучени€ правовых проблем на основе р€да предыдущих вариантов законопроекта (2012-2015 г.г.) и весьма обоснованных и серьЄзных рекомендаций ћеждународного ÷ентра некоммерческого права, предоставленных вице-президентом этого ÷ентра Ќ. Ѕоржелли.
–азработчики законопроекта особое внимание уделили разработке механизмов реализации положений законопроекта, и, в первую очередь, тех, которые определ€ют содержание форм общественного контрол€ (ст. 9-17).
“акже, в цел€х формировани€ системы общественного контрол€, координации действий субъектов общественного контрол€, разработчики предлагают ввести институт комиссий общественного контрол€ (ст. 7), которые будут формироватьс€ при представительных органах государственной власти, что позволит упор€дочить общественный контроль, придать ему функциональную форму, общественный вес и авторитет. —оздание и функционирование комиссий общественного контрол€, ни в коей мере не будет ограничивать или управл€ть де€тельностью других субъектов общественного контрол€, т.к. де€тельность указанных комиссий будет сосредоточена в основном на проведении общественных проверок, тогда как другие субъекты общественного контрол€ будут осуществл€ть свою де€тельность в иных формах контрол€.
Ѕезусловно, что дл€ организации и обеспечени€ эффективной работы комиссий общественного контрол€, будет необходимо разработать и прин€ть подзаконный нормативно-правовой акт (например,: постановление  абинета министров), устанавливающий правила назначени€ и проведени€ проверок комисси€ми общественного контрол€.
¬ заключение мы хотим отметить, что, работа€ над текстом законопроекта, разрабатыва€ механизмы реализации его положений, мы, в первую очередь, руководствовались указани€ми ѕрезидента –еспублики ”збекистан ».ј.  аримова озвученными в его докладе 24.01.2015 г. на совместном заседании «аконодательной палаты и —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, где в частности было особо отмечено, что:
« ак показывают результаты проведенного анализа, нередко принимаемые законы, изменени€ и дополнени€ к ним не действуют из-за того, что, во-первых, не содержат конкретные механизмы реализации имеющихс€ в них норм, во-вторых – не издаютс€ или несвоевременно издаютс€ соответствующие подзаконные акты, без которых положени€ этих законов просто не могут работать».

”важаемые коллеги!
ѕросим прислать ¬аши замечани€ и предложени€ по законопроекту до 10 – марта 2016 года.
 

— уважением,                                                                              ÷ентр изучени€ правовых проблем.
02.03.2016 г.