Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
07.04.2016

»нформационное сообщение о п€том пленарном заседании —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан

»нформационное сообщение о п€том пленарном заседании —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан

31 марта 2016 года в городе “ашкенте открылось п€тое пленарное заседание —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан. Ќа нем присутствовали приглашенные члены  абинета ћинистров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации.

«аседание вел ѕредседатель —ената ќлий ћажлиса Ќ. …улдошев.
—енаторы начали работу с рассмотрени€ «акона –еспублики ”збекистан «ќ парламентском контроле». ќтмечалось, что в последние годы в соответствии с  онцепцией дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, разработанной главой государства и прин€той парламентом, реализованы меры, способствовавшие повышению роли парламента в системе государственной власти, проведена значительна€ по масштабам работа, направленна€ на последовательную реализацию конституционного принципа разделени€ ветвей власти, расширение полномочий и контролирующих функций ќлий ћажлиса, органов представительной власти на местах.
¬ 2014 году в  онституцию –еспублики ”збекистан были внесены изменени€ и дополнени€, направленные на конституционное закрепление института парламентского контрол€, дальнейшее расширение и усиление контрольных функций законодательной власти, повышение ответственности органов государственной власти и управлени€ за исполнение законодательства.
Ќа торжественном собрании, посв€щенном 23-й годовщине  онституции –еспублики ”збекистан, ѕрезидент нашей страны особо отметил необходимость прин€ти€ «акона «ќ парламентском контроле».
ќсновной целью рассматриваемого закона стало создание целостной системной законодательной базы осуществлени€ парламентского контрол€ за исполнением требований  онституции и законов, повышение эффективности де€тельности и ответственности органов государственной власти и управлени€ по реализации возложенных на них задач и функций, а также важнейших государственных программ.
¬ законе определены субъекты и объекты парламентского контрол€, закреплены его формы, регламентированы меры, принимаемые по результатам парламентского контрол€.
“ак, к субъектам парламентского контрол€ отнесены палаты ќлий ћажлиса, комитеты (комиссии) палат, фракции политических партий, депутатские группы, депутаты и сенаторы, а также ”полномоченный ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан по правам человека (омбудсман).
„етко определены формы парламентского контрол€: рассмотрение исполнени€ √осударственного бюджета страны, заслушивание отчета ѕремьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развити€ страны, информации членов правительства, отчетов —четной палаты, √енерального прокурора, √оскомприроды, ÷ентрального банка. «акреплены и такие формы контрол€, как парламентский запрос, запрос депутата и сенатора, изучение комитетами палат ќлий ћажлиса состо€ни€ исполнени€ законодательных актов, р€д новых, но уже апробированных на практике таких форм контрол€, как мониторинг прин€ти€ подзаконных актов во исполнение принимаемых законов, парламентское расследование, и другие.
 ак отмечалось в ходе заседани€, особое значение имеет закрепление в законе организационно-правовых мер, которые могут быть прин€ты по результатам парламентского контрол€, а также об€занностей субъектов парламентского контрол€ и государственных органов в ходе его осуществлени€.
ѕо мнению сенаторов, прин€тие данного закона станет важным фактором дальнейшей реализации конституционного принципа разделени€ ветвей власти, создани€ между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усилени€ роли ќлий ћажлиса в системе органов государственной власти, обеспечени€ верховенства закона, законности, исполнени€  онституции и законов –еспублики ”збекистан, повышени€ ответственности органов государственной власти и управлени€ за исполнение возложенных на них задач. «акон одобрен сенаторами.
ƒалее сенаторы рассмотрели «акон –еспублики ”збекистан «ќ бухгалтерском учете» (нова€ редакци€), внесенный в нижнюю палату ќлий ћажлиса  абинетом ћинистров. ќтмечалось, что закон направлен на совершенствование системы правового регулировани€ бухгалтерского учета в соответствии с международными принципами и стандартами, повышение прозрачности бухгалтерского учета, а также ответственности руководителей хоз€йствующих субъектов, их бухгалтерских служб путем четкого разграничени€ их прав и об€занностей.
¬ законе устранены устаревшие нормы и пробелы в действующем законодательстве, вы€вленные в результате анализа практики его применени€ в системе организации бухгалтерского учета. ќтдельные нормы приведены в соответствие с изменени€ми в национальном законодательстве и тенденци€ми развити€ бухгалтерского учета в международной практике. ¬ частности, четко закреплены требовани€, предъ€вл€емые к руководител€м службы бухгалтерского учета, их квалификационным навыкам, работе по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, срокам хранени€ бухгалтерских документов, а также де€тельности по организации внешнего и внутреннего контрол€ в этой сфере. — учетом масштабной работы, проводимой в стране по созданию условий дл€ широкого развити€ частной собственности и предпринимательства, в законе устанавливаетс€, что малые предпри€ти€ и микрофирмы представл€ют только годовую финансовую отчетность, состо€щую из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, р€д других мер.
«аконодательное закрепление нормы о возможности создани€ общественных объединений бухгалтеров, по мнению сенаторов, обеспечит необходимые услови€ дл€ представлени€ и защиты общих интересов бухгалтеров. «акон одобрен сенаторами.
¬ ходе пленарного заседани€ представители верхней палаты парламента рассмотрели «акон –еспублики ”збекистан «ќ внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты –еспублики ”збекистан», основной целью которого €вл€етс€ дальнейшее совершенствование действующего законодательства в общественно-политической, социально-экономической и судебно-правовой сферах.
ƒанным законом внос€тс€ изменени€ и дополнени€ в ”головный кодекс, ”головно-процессуальный кодекс, √ражданский кодекс,  одекс –еспублики ”збекистан об административной ответственности, законы «ќ негосударственных некоммерческих организаци€х», «ќб оперативно-розыскной де€тельности», «ќ государственном пенсионном обеспечении граждан», «ќб акционерных обществах и защите прав акционеров», «ќ защите прав потребителей», «ќ техническом регулировании», «ќ недрах», р€д других законодательных актов.
“ак, данным законом внесены изменени€ и дополнени€ в законодательство, направленные на дальнейшее совершенствование инвестиционного климата и деловой среды, развитие предпринимательской де€тельности.
¬о исполнение ”каза ѕрезидента –еспублики ”збекистан от 24 апрел€ 2015 года «ќ мерах по внедрению современных методов корпоративного управлени€ в акционерных обществах» внесены изменени€ и дополнени€ в «акон «ќб акционерных обществах и защите прав акционеров», направленные на дальнейшее совершенствование системы корпоративного управлени€, повышение эффективности де€тельности акционерных обществ. ¬ частности, в законе устанавливаетс€ пор€док, согласно которому увеличение уставного капитала акционерного общества осуществл€етс€ исключительно путем выпуска и размещени€ дополнительных акций. ѕри этом запрещаетс€ формирование или увеличение государственной доли в уставном капитале акционерных обществ за счет имеющейс€ налоговой и иной задолженности перед государством при отсутствии согласи€ не менее двух третей частных акционеров.
”станавливаетс€ пор€док, в соответствии с которым выплата акционерным обществом начисленных дивидендов по простым акци€м осуществл€етс€ с соблюдением равных прав акционеров на получение дивидендов.
¬ цел€х приведени€ в соответствие с действующим законодательством некоторых норм внесены изменени€ и дополнени€ в законы «ќ естественных монополи€х» и «ќ защите прав потребителей». ¬ соответствии с этими изменени€ми, в частности, устанавливаетс€, что действи€ и решени€ должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы непо-средственно в суд или в вышесто€щий в пор€дке подчиненности орган либо должностному лицу. ѕри этом подача жалобы в суд приостанавливает исполнение обжалуемого действи€ или решени€, за исключением действий или решений, св€занных с предотвращением возникновени€ чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населени€, до вступлени€ в законную силу решени€ суда.
¬несены изменени€ и дополнени€ в «акон «ќ недрах». —енаторы отметили, что эти изменени€ будут способствовать дальнейшему повышению эффективности геологоразведочных работ и созданию конкурентной среды в сфере недропользовани€, а также улучшению правоприменительной практики в сфере рационального использовани€ минерально-сырьевой базы республики.
«аконом внесен р€д изменений и дополнений в законодательство, регулирующее отношени€ в судебно-правовой сфере. ¬ частности, внесены поправки в ”головный кодекс и  одекс об административной ответственности, предусматривающие дальнейшее совершенствование ответственности за ввоз и установку физически изношенного и морально устаревшего оборудовани€ и технологий, что будет способствовать повышению эффективности масштабной работы, проводимой в стране по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразовани€м в экономике страны, а также экспортного потенциала, конкурентоспособности производимых товаров.
ѕовышаетс€ ответственность за нарушение пор€дка обеспечени€ безопасности полетов, правил паспортной системы. ¬ соответствии с дополнени€ми в √ражданский кодекс усовершенствован пор€док сдачи в аренду, безвозмездного пользовани€ жилыми помещени€ми, контрол€ за их целевым использованием.
—енаторы рассмотрели вопрос о  омиссии —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан по контролю за де€тельностью органов прокуратуры. ќтмечено, что за годы независимости осуществлена значительна€ по масштабам работа по реформированию судебно-правовой системы, направленна€ на обеспечение верховенства закона, законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан.
ќдним из решающих условий дальнейшего продвижени€ осуществл€емых сегодн€ реформ по формированию демократического правового государства, построению справедливого общества, углублению общественно-политических, социально-экономических реформ €вл€етс€ безусловное исполнение законов, растущее правовое сознание граждан.
¬ажнейша€ роль в эффективной реализации указанных задач принадлежит органам прокуратуры, на которые в соответствии с  онституцией и законами –еспублики ”збекистан возложены функции по надзору за точным и единообразным исполнением законов, предупреждению и профилактике правонарушений.
¬месте с тем, как отмечалось на заседании, в формировании и реализации установленной  онституцией страны «подотчетности органов прокуратуры —енату ќлий ћажлиса» необходимо наладить действенный механизм парламентского контрол€ за де€тельностью √енеральной прокуратуры и ее органов на местах.
Ќеобходимость усилени€ парламентского контрол€ за обеспечением законности в де€тельности органов прокуратуры особо подчеркивалась в докладе ѕрезидента »слама  аримова на торжественном собрании, посв€щенном 23-й годовщине  онституции –еспублики ”збекистан.
¬ цел€х дальнейшего совершенствовани€ организационно-правовых механизмов осуществлени€ парламентского контрол€ за де€тельностью органов прокуратуры, повышени€ эффективности их работы по обеспечению верховенства закона и законности в стране, надежной защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства 19 феврал€ текущего года было прин€то совместное постановление  енгашей —ената и «аконодательной палаты об образовании  омиссии —ената ќлий ћажлиса по контролю за де€тельностью органов прокуратуры.
ѕостановлением определено, что члены  омиссии избираютс€ —енатом из числа сенаторов на срок его полномочий в составе п€тнадцати человек, представл€ющих все регионы республики.
¬ этой св€зи после обсто€тельного и всестороннего обсуждени€ сенаторы сформировали и утвердили состав  омиссии —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан по контролю за де€тельностью органов прокуратуры.
Ќа  омиссию возложены задачи по осуществлению системного парламентского контрол€ за де€тельностью органов прокуратуры, эффективностью выполнени€ возложенных на них функций по обеспечению верховенства закона и законности, защиты прав и свобод граждан, всестороннему изучению и обобщению правоприменительной практики органов прокуратуры, выработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, регламентирующего де€тельность органов прокуратуры, а также правоприменительной практики и методов их работы.
ƒалее сенаторы заслушали отчет о де€тельности ”полномоченного ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан по правам человека (омбудсмана) в 2015 году. Ѕыло отмечено, что де€тельность омбудсмана в прошлом году была направлена на осуществление мер по усилению парламентского контрол€ за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и управлени€, их должностными лицами, содействию совершенствованию законодательства в этой сфере.
ѕроведен р€д меропри€тий по повышению правовой культуры населени€ и укреплению взаимодействи€ институтов гражданского общества с органами государственной власти и управлени€, правоохранительными и судебными структурами, совершенствованию механизма общественного контрол€ за их де€тельностью в деле защиты прав и свобод человека.
ќсобое внимание удел€лось рассмотрению омбудсманом обращений граждан о нарушени€х их прав и свобод, прин€тию законных мер по их восстановлению.
”полномоченным ќлий ћажлиса по правам человека (омбудсманом) была отмечена тенденци€ роста правовой культуры и правовой грамотности среди населени€.
¬ 2015 году омбудсман прин€л активное участие в разработке р€да законов, направленных на дальнейшее углубление демократических реформ в социально-экономической,общественно-политической и судебно-правовой сферах. Ѕольша€ работа проведена по реализации постановлени€ —ената «ќб амнистии в св€зи с двадцать третьей годовщиной прин€ти€  онституции –еспублики ”збекистан».
¬ ходе обсуждени€ сенаторы высказали р€д предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию де€тельности ”полномоченного ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан по правам человека (омбудсмана).
ƒалее в соответствии с конституционными полномочи€ми сенаторы заслушали отчет о де€тельности —четной палаты –еспублики ”збекистан за 2015 год. ќтмечалось, что в услови€х усилени€ парламентского контрол€ за де€тельностью органов исполнительной власти, в частности, по исполнению √осударственного бюджета страны, профессиональна€ де€тельность —четной палаты €вл€етс€ одним из действенных механизмов контрол€ и обеспечени€ целевого и эффективного расходовани€ бюджетных средств. ¬сесторонний и комплексный анализ де€тельности —четной палаты, выработка сенаторами рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию ее работы €вл€ютс€ одними из важнейших функций —ената ќлий ћажлиса.
ƒе€тельность —четной палаты осуществл€лась на основе задач, определенных главой государства на заседании  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, посв€щенном итогам социально-экономического развити€ в 2014 году и приоритетным направлени€м экономической программы на 2015 год, состо€вшемс€ 16 €нвар€ 2015 года.
¬ соответствии с Ѕюджетным кодексом –еспублики ”збекистан проведены внешний аудит и оценка отчета об исполнении √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан за 2014 год, осуществлена экспертиза основных направлений налогово-бюджетной политики и проекта √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан на 2016 год. ѕо результатам аудита и экспертиз в  абинет ћинистров внесены соответствующие заключени€ —четной палаты.
¬ отчетном году —четной палатой проведены контрольные меропри€ти€ на 90 объектах страны по 30 направлени€м.
ѕо результатам совместных проверок в отдельных регионах страны определены дополнительные резервы по увеличению доходной базы и оптимизации расходов местных бюджетов, а также дана оценка мерам по реализации государственных программ.
ѕо итогам контрольных меропри€тий в адрес проверенных министерств и ведомств направлено 28 информационных писем —четной палаты, включающих перечень меропри€тий по устранению вы€вленных нарушений законодательства, а также предложени€ по совершенствованию нормативно-правовых актов. ¬ результате прин€тых мер за отчетный период в доход государства взыскано 75,9 миллиарда сумов.
¬ ходе обсуждени€ отчета сенаторы высказали рекомендации, направленные на усиление и повышение эффективности контрольных меропри€тий —четной палаты, прин€тие необходимых мер по сокращению финансовых правонарушений и их предотвращению в будущем. ¬ыработаны предложени€ по активизации взаимодействи€ —четной палаты и ќлий ћажлиса в сфере осуществлени€ парламентского контрол€ за исполнением √осударственного бюджета.
Ќа этом первый день работы п€того пленарного заседани€ —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан был завершен.
 
»нформационна€ служба
—ената ќлий ћажлиса
–еспублики ”збекистан.