Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
25.07.2016

"ƒ¬≈–№ ¬ ЁЋ≈ –ќЌЌќ≈ √ќ—”ƒј–—“¬ќ"

»стори€ электронного правительства Ёстонии началась с  создани€ в 1996 году Ќационального комитета по компьютеризации системы образовани€, в задачу которого входила разработка проекта интеграции информационных технологий в средних общеобразовательных школах.
 
“аким проектом стала Ќациональна€ программа информатизации под названием "ѕрыжок тигра" (www.tiigrihype.ee), направленна€ на инвестирование средств в развитие и расширение компьютерной и сетевой инфраструктуры Ёстонии, с особым акцентом на перестройку всей системы образовани€.
 
Ѕлагодар€ общенациональной государственной программе, школы Ёстонии были оборудованы современным технологическим оборудованием, программным обеспечением, доступом к сети »нтернет, создан образовательный портал "Ўкольна€ жизнь", учебные ресурсы которого содержат более 4500 документов на эстонском, русском и английском €зыках.

— помощью электронного правительства значительно сократились бумажные потоки и бюрократические процедуры, поскольку государственные структуры  обмениваютс€ между собой данными, имеющимис€ внутри самой системы, не требу€ лишних документов от граждан.

ѕоэтому следующей ступенью было внедрение в 2000 году системы электронного документооборота в парламенте, где полностью отказались от бумажного делопроизводства, переместив его на электронные носители, что сократило врем€ заседаний парламента, дало возможность наблюдать в реальном времени все принимаемые решени€ и  в краткие сроки вносить необходимые изменени€ в законы.

Ќаиболее показательным результатом внедрени€ электронного документооборота €вл€етс€  присоединение всех министерств, уездных управ, департаментов, инспекций и более 500 других учреждений к электронному обмену документами.

 стати, по итогам конкурса ≈вропейской комиссии, проект переведени€ организаций государственного сектора Ёстонии на электронную документацию был признан лучшим среди стран ≈вропейского —оюза.

¬ процессе реализации концепции электронного правительства в 2001 году был запущен портал «—егодн€ решаю €», где любой гражданин страны может прин€ть участие в управлении государством, благодар€ чему у чиновников выработалась привычка быстрого реагировани€ на активность граждан в сети.

¬ цел€х создани€ и передачи знаний об электронном правительстве, электронной демократии и развитии гражданского общества, в декабре 2002 года была официально основана специальна€ неправительственна€ некоммерческа€ организаци€ - јкадеми€ электронного управлени€ Ёстонии (e-Governance Academy, http://www.ega.ee).

»нтересно, что в  де€тельности данной структуры участвуют не государственные служащие, а  независимые эксперты.

ƒе€тельность јкадемии электронного управлени€ заключаетс€ в обучении и консультировании лидеров и заинтересованных сторон использованию информационных технологий дл€ увеличени€ эффективности правлени€ и улучшени€ демократических процессов с целью построени€ открытых информационных обществ.

¬ дополнение к практической консультационной работе, јкадеми€ электронного управлени€ также участвует в исследовани€х, как в сотрудничестве с университетами и другими научными учреждени€ми и за счет своих собственных проектов.

—реди академических исследований можно отметить проекты по политической онлайн-кампании (выборы в ≈вропарламент, выборы органов местного самоуправлени€ Ёстонии, выборы национального парламента),  работу по электронному обручению представителей правительственных учреждений, разработку пособий по электронной демократии и демократии администрации дл€ государств-членов ≈— и т.д.

“аким образом, јкадеми€ €вл€етс€ своеобразной платформой дл€ сбора, анализа, синтеза и активного распространени€ информации и знаний об электронном правительстве и играет важную роль в развитии информационного общества Ёстонии.

  насто€щему времени структура электронного правительства Ёстонии признана одной из лучших в мире. Ќесомненно, что одной из составл€ющих такого успеха  €вл€етс€ наличие политической воли и возможности дл€ быстрого, без бюрократических задержек внесени€  необходимых изменений в законы.

Ёто произошло благодар€ понимаю со стороны правительства ситуации, котора€ позволила этой стране  действовать намного эффективнее других стран бывшего ———– в части активного внедрени€  интернет-технологий и повышени€ уровн€ электронных коммуникаций с той целью,  чтобы все решени€ государственных органов были открыты и доступны любому гражданину страны.

«десь прежде всего заслуживает внимани€ система  построени€ отношений между государством и отдельно вз€тым человеком, при которой выстраиваетс€ горизонталь власти с преобладанием общественного интереса, в св€зи с чем у представителей гражданского общества открываютс€ большие возможности дл€ вли€ни€ на де€тельность государственных органов.
Ёстони€ приступила к внедрению своих программ, име€ низкий уровень информатизации страны, а в итоге более 90% граждан страны используют компьютерные сети дл€ решени€ повседневных задач и около 99% всех государственных услуг доступны в режиме онлайн.

   примеру, через единый портал государственных услуг можно участвовать в выборах, зарегистрировать предпри€тие, подать налоговую декларацию, получить водительские права, зарегистрировать рождение ребенка, подать за€вление на получение социального пособи€, оплатить парковку машины по мобильному телефону, проконтролировать учебу ребенка в школе и сделать многие другие полезные вещи, сэкономив  много времени и средств.

ѕри этом точки доступа к сети »нтернет наход€тс€ на всей территории Ёстонии: в библиотеках, почтовых учреждени€х, торговых центрах,  ресторанах,  кафе и т.д.

¬ насто€щее врем€ в Ёстонии есть три способа идентификации личности в »нтернете: ID - карта, карта Digi-ID и мобильна€ идентификаци€ Mobil-ID.

Ќаиболее распространенным средством идентификации гражданина, которым  владеют более 90% населени€ Ёстонии, €вл€етс€ ID-карта, замен€юща€ традиционный паспорт выполн€юща€ две основные функции: во-первых, это обычное средство идентификации человека в реальной жизни, во-вторых, в нее включен чип с двум€  приложени€ми (идентификационное с PIN-кодом и приложение электронной цифровой подписи со своим PIN-кодом).

¬ пределах Ёстонии карта дает владельцу доступ ко всей электронной информации, включа€ как личные, так и коммерческие данные человека, позвол€ет подписывать электронные документы, оплачивать проезд в общественном транспорте.

“ака€ карта замен€ет водительские права  и другие документы гражданина, с ней даже можно путешествовать по странам ≈—.

Ёстонцы, наход€щиес€ за пределами своего государства, при помощи этой карты через »нтернет могут принимать участие в электронном голосовании на выборах.

 роме того, в Ёстонии введена карта Digi-ID, котора€ по существу €вл€етс€ чипом без средств визуальной идентификации и элементов визуальной защиты.

Ёта карта €вл€етс€ более упрощенным средством доступа, поскольку основную часть государственных услуг в Ёстонии можно получить посредством интернета,  следовательно, идентификаци€ человека через интернет становитс€ достаточно непростой задачей, и кроме того, в случае утраты основной  ID-карты человек лишаетс€ возможности потреблени€ услуг, до того времени, пока не оформит новую.

¬ то же врем€, карту Digi-ID можно получить в любом департаменте гражданства и миграции буквально за несколько минут, что позвол€ет продолжать пользоватьс€ необходимыми услугами до изготовлени€ основной ID-карты.

— 2007 года в Ёстонии также существует другой способ идентификации - мобильна€ идентификаци€ Mobil-ID, при которой на SIM-карту мобильного оператора  записываютс€ приложени€, необходимые дл€ идентификации человека с помощью мобильного телефона, с той лишь разницей, что ему не нужно дл€ этого считывающее устройство дл€ ID-карты.

—истема Mobil-ID очень попул€рна и доступна всем жител€м Ёстонии от школьников до пенсионеров, поскольку мобильной сетью покрыта почти вс€ территори€ страны, при этом данное приложение работает и в международном роуминге, при обслуживании другими  сотовыми операторами.

  тому же законодательством Ёстонии предусмотрена возможность совершени€ микроплатежей с мобильного счета абонента, что само по себе стимулирует участие в этом процессе всех мобильных операторов.

Ќесколько лет назад Ёстони€ внедрила государственную программу, предусматривающую введение так называемого статуса «электронного гражданина» дл€ граждан других государств.  
ѕолучив такой статус, любой иностранец получает немало возможностей по ведению бизнеса не только в Ёстонии, но и в других странах, к примеру, возможность  получить электронную подпись дл€ верификации своих документов в любой точке мира.

–егистраци€ за€вки иностранного лица по поводу открыти€ компании посредством государственного онлайн-сервиса, включа€ получение лицензий и сертификатов, занимает всего несколько часов (рекордным временем регистрации €вл€етс€ 18 минут).

ѕосле отправки за€вки электронна€ форма проходит проверку в правоохранительных органах Ёстонии, а  и в случае положительного результата,  кандидат приглашаетс€ на встречу с представител€ми консульства в любом городе страны, где есть консульство Ёстонии.
¬ течение мес€ца после прохождени€ указанных процедур, кандидат на приобретение статуса «электронного гражданина» получает необходимые документы, в частности, эстонскую ID-карту с электронным чипом, замен€ющим личную подпись.

  насто€щему времени такие карты имеют уже более 10 тыс€ч человек, а к  2025 году Ёстони€ планирует увеличить число «электронных граждан» до 10 миллионов человек.

“ем самым Ёстони€ доказала, что внедрение технологий электронного правительства создает эффективный государственный сектор и обеспечивает благопри€тные услови€ дл€ развити€ экономики и бизнеса.

ќсновой дл€ внедрени€ данной системы стали законодательные акты, регулирующие вопросы о  базах данных, о публичной информации,  о цифровой подписи, о защите личных данных, об интеллектуальной собственности и другие.

¬ насто€щее врем€ в единую систему электронного правительства объединены более ста электронных баз различных государственных и негосударственных организаций  Ёстонии.

Ќаиболее важную роль в процессе построени€ электронного правительства и развити€ системы  электронных государственных услуг сыграло то, что правительство было заинтересовано в продвижении и финансировании данной идеи и начина€ с 1995 года ежегодно выдел€ло 1% от  ¬¬ѕ на создание программ и инициатив по развитию  электронного государства и информационного общества.

ƒругой важный фактор заключаетс€ в том, что гражданское общество было готово и  желало активно претвор€ть в жизнь восприн€ть все эти инновации.

 роме того, экспертами изначально была выработана правильна€ концепци€ развити€ электронного правительства, согласно которой основными иде€ми были следующие:
разработка надежного и качественного механизма идентификации человека, без которой в принципе невозможно строительство электронного правительства;

наличие эффективной системы межведомственного электронного взаимодействи€, определенного набора технологических правил и регламентов дл€ взаимодействи€ различных систем  между собой;

посто€нна€ поддержка и интерес государства в  компьютеризации и интернетизации общества.
¬ сфере электронного государства с целью эффективного и безопасного обмена данными, создана современна€ система электронного взаимодействи€ X-Road, в которой реализовано более 2000 различных сервисов.

ѕри этом сервисы X-Road доступны не только дл€ государственных, но и дл€ частных предпри€тий, что обеспечило эффективную работу государственного сектора и создало благопри€тные услови€ дл€ развити€ экономики и бизнеса.

’от€ каждое министерство или ведомство страны имеет свою базу данных, работающих на различных платформах,  тем не менее, X-Road-центр, расположенный в ћинистерстве экономики и коммуникаций, отвечает за совпадение всех форматов, дат и предоставл€емой  информации.

ѕри разработке системы X-Road были соблюдены следующие принципиально важные услови€, св€занные с передачей данных: безопасность, стандартизаци€, наблюдаемость, достоверность.

—истема электронного правительства сокращает до минимума врем€ на общение юридического лица с представител€ми контролирующих и регистрирующих органов.

ƒл€ обеспечени€ безопасности данных на едином портале электронного правительства Ёстонии применен принцип, при котором каждый пользователь самосто€тельно контролирует статистику просмотров своих данных.

¬ случае обнаружени€ пользователем незаконного просмотра его данных сотрудниками госаппарата, житель Ёстонии может обжаловать такие действи€ чиновников в »нспекцию по защите данных, котора€ проводит проверку о правомочности такого запроса. ¬ результате разбирательства таких жалоб  должностные лица могут быть привлечены к таким мерам взыскани€, как штрафы, понижение в должности, либо против виновных лиц  возбуждаютс€  уголовное дела.

—истема X-Road также эффективно используетс€ гражданами, поскольку еЄ можно объединить с проектом общегосударственной электронной ID - картой и с интернет-банком дл€ реализации платных сервисов. “ак, посредством интернета можно ознакомитьс€ с успеваемостью детей, оплатить коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, при помощи мобильного телефона можно оплатить парковку машины, определить точное местоположение, с которого был произведен тот или иной звонок и т.д.

Ќаиболее €рким достижением реализации электронного правительства в Ёстонии €вл€етс€ внедрение технологии электронного голосовани€, когда в 2005 году страна  стала первой в мире страной, предоставившей своим избирател€м возможность голосовать через »нтернет на парламентских выборах.

¬ 2011 году, также впервые в мире, применена технологи€ мобильных выборов, при которой избиратели могли идентифицировать себ€ с помощью Mobil-ID.

Ѕыл разработан специальный регламент в цел€х устранени€ возможности оказани€ давлени€ на гражданина в ходе голосовани€.  ѕри этом в случае, если гражданин не смог  проголосовать на интернет-сервисе, он  имеет возможность проголосовать традиционным способом.

“аким образом, внедрение системы электронного правительства в Ёстонии способствует развитию гражданского общества и обеспечивает решение следующих задач:

эффективность и оперативность предоставлени€ государственных услуг гражданам, что в конечном итоге способствует развитию гражданского общества  и экономических основ государства;

повышение качества услуг, предоставл€емых со стороны государственных органов;

устранение риска коррупции;

обеспечение прозрачности взаимодействи€ между государством и обществом за счет применени€ электронной системы безопасности и благодар€ доступности всей публичной информации;

снижение уровн€ бюрократических барьеров, позвол€ющее сократить финансовых расходы на содержание государственного аппарата.
 
÷ентр изучени€ правовых проблем