Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
24.10.2016

”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан


ќ мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан
 
”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан

¬ цел€х дальнейшей демократизации и либерализации судебно-правовой системы, повышени€ эффективности де€тельности судебных, правоохранительных и контролирующих органов, повышени€ довери€ населени€ к правосудию, обеспечени€ верховенства закона и укреплени€ законности в обществе:

1. ќсновными приоритетами государственной политики в сфере дальнейшего реформировани€ судебно-правовой системы определить обеспечение подлинной независимости судебной власти, надежной защиты прав и свобод граждан, а также повышение уровн€ доступа к правосудию.

¬ажнейшими задачами судебных, правоохранительных и контролирующих органов по реализации основных приоритетов государственной политики установить:

обеспечение неукоснительного соблюдени€ конституционных норм о независимости судебной власти и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в де€тельность по отправлению правосуди€;

незамедлительное прин€тие необходимых мер по фактам пос€гательств, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан;

своевременное разрешение обращений физических и юридических лиц, обеспечение неотвратимости ответственности, вплоть до уголовной, за допущение фактов волокиты и безразличного отношени€ к рассмотрению обращений, а также прин€тие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав;

обеспечение открытости и прозрачности де€тельности, широкое применение эффективных механизмов взаимодействи€ с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением;

планирование и организацию де€тельности на основе комплексного анализа итогов работы, направленного, прежде всего, на вы€вление и устранение причин и условий системных нарушений путем совершенствовани€ правоприменительной практики и действующего законодательства;

усиление ведомственного контрол€ по предупреждению, профилактике и пресечению злоупотреблений и других правонарушений среди работников, обеспечение неукоснительного соблюдени€ правил этического поведени€;

совершенствование системы приема на работу на основе прозрачного конкурсного отбора кадров, обладающих высокими морально-волевыми и профессиональными качествами, способных обеспечить выполнение возложенных задач и эффективную реализацию осуществл€емых реформ;

внедрение передовых научно-технических средств и информационно-коммуникационных технологий, современных форм и методов организации работы, направленных на повышение эффективности де€тельности, а также обеспечение безусловного соблюдени€ прав и законных интересов граждан.

2. ќдобрить предложение ¬ысшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при ѕрезиденте –еспублики ”збекистан, ¬ерховного суда, ¬ысшего хоз€йственного суда, √енеральной прокуратуры и ћинистерства юстиции –еспублики ”збекистан, предусматривающее назначение (избрание) судей на первоначальный п€тилетний и очередной дес€тилетний сроки, в последующем на бессрочный период пребывани€ в должности.

3. ”становить, что с 1 апрел€ 2017 года:

упраздн€етс€ уголовное наказание в виде ареста с расширением применени€ альтернативных видов наказани€, не св€занных с лишением свободы;

срок задержани€ лиц, подозреваемых в совершении преступлени€, сокращаетс€ с 72 до 48 часов;

предельный срок применени€ мер пресечени€ в виде содержани€ под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следстви€ сокращаетс€ с 1 года до 7 мес€цев;

право выдачи санкции на арест почтово-телеграфных отправлений и на производство эксгумации передаетс€ судам;

судам предоставл€етс€ право примен€ть альтернативные меры пресечени€ при отказе в применении меры пресечени€ в виде заключени€ под стражу или домашнего ареста;

отмен€етс€ институт возвращени€ судом уголовного дела дл€ производства дополнительного расследовани€ с внедрением механизмов восполнени€ неполноты следстви€ в ходе судебного разбирательства;

срок пересмотра судебного решени€ по гражданскому делу в пор€дке надзора сокращаетс€ с 3 лет до 1 года;

упраздн€етс€ институт рассмотрени€ судами областного уровн€ уголовных и гражданских дел в пор€дке надзора с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в пор€дке надзора;

исключаютс€ дублирующие полномочи€ ѕленума ¬ерховного суда –еспублики ”збекистан по рассмотрению дел в пор€дке надзора;

¬ерховному суду –еспублики ”збекистан передаютс€ функции и полномочи€ органов юстиции в сфере материально-технического и финансового обеспечени€ де€тельности судов общей юрисдикции;

в системе хоз€йственных судов создаютс€ региональные апелл€ционные суды.

4. ”твердить ѕрограмму комплексных мер по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан (далее – ѕрограмма) согласно приложению є 1.

¬озложить персональную ответственность на руководителей министерств и ведомств за своевременное и качественное выполнение меропри€тий, предусмотренных ѕрограммой.

5. —оздать  омиссию по реализации ѕрограммы комплексных мер по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан (далее –  омисси€) в составе согласно приложению є 2.

 омиссии (јбдуллаев ».Ѕ.):

образовать экспертные группы по подготовке проектов актов законодательства с привлечением специалистов министерств и ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества;

обеспечить подготовку проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных ѕрограммой на основе глубокого критического анализа законодательства и правоприменительной практики, а также изучени€ передового зарубежного опыта;

прин€ть меры по организации широкого обсуждени€ проектов актов законодательства среди общественности, в том числе путем проведени€ «круглых столов», семинаров и конференций;

обеспечить контроль за качественной подготовкой и своевременным внесением в установленном пор€дке проектов нормативно-правовых актов, а также реализацией других меропри€тий, предусмотренных ѕрограммой.

6. ¬ерховному суду, ¬ысшему хоз€йственному суду, √енеральной прокуратуре и ћинистерству юстиции –еспублики ”збекистан на основе глубокого изучени€ передового зарубежного опыта в срок до 1 июл€ 2017 года разработать и внести предложени€, предусматривающие:

совершенствование системы повышени€ квалификации судебно-прокурорских работников и подготовки руковод€щих кадров;

либерализацию уголовных наказаний, предусмотренных дл€ несовершеннолетних, усиление их правовой защиты при проведении процессуальных действий, а также пересмотр сроков и оснований погашени€ и сн€ти€ судимости;

расширение института освобождени€ от уголовной ответственности в св€зи с примирением сторон;

декриминализацию отдельных составов преступлений, не представл€ющих большой общественной опасности;

расширение перечн€ составов преступлений, по которым возбуждение уголовного дела производитс€ исключительно по за€влению потерпевшего;

создание административных судов путем пересмотра компетенции судов по гражданским, уголовным делам и хоз€йственных судов;

повышение качества отправлени€ правосуди€ путем дальнейшего внедрени€ современных форм и методов электронного судопроизводства и исполнительного производства, а также передовых механизмов обеспечени€ доступа к правосудию.

7. ћинистерству юстиции, ћинистерству финансов –еспублики ”збекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами на основе глубокого изучени€ передового зарубежного опыта в трехмес€чный срок внести предложени€, предусматривающие:

дальнейшее совершенствование и повышение эффективности де€тельности юридической службы в государственных органах;

создание в системе органов юстиции подразделений по координации де€тельности юридических служб и оказанию им методологического содействи€.

8.  онтроль за исполнением насто€щего ”каза возложить на исполн€ющего об€занности √осударственного советника ѕрезидента –еспублики ”збекистан ћуродова ќ.Ѕ. и первого заместител€ √осударственного советника ѕрезидента –еспублики ”збекистан  оканбаева Ѕ.ј.


»сполн€ющий об€занности
ѕрезидента –еспублики ”збекистан                                                Ў.ћирзиЄев


√ород “ашкент,
21 окт€бр€ 2016 года.

* * *

 ќћћ≈Ќ“ј–»…
к ”казу ѕрезидента –еспублики ”збекистан
«ќ мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан»

ѕроведенные за годы независимости реформы способствовали демократизации и либерализации судебно-правовой сферы, повышению роли и значени€ судебной власти в деле защиты прав и законных интересов граждан.

¬месте с тем, современные требовани€ и стратегические приоритеты развити€ страны требуют дальнейшего совершенствовани€ судебно-правовой системы.

”каз ѕрезидента –еспублики ”збекистан «ќ мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменовал переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень, определив следующие три основных приоритета:

обеспечение подлинной независимости судебной власти;

усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;

повышение уровн€ доступа к правосудию.

¬ цел€х реализации данных приоритетов важнейшими задачами судебных, правоохранительных и контролирующих органов определены:

обеспечение неукоснительного соблюдени€ норм статьи 112  онституции –еспублики ”збекистан о независимости судей, подчинении их только закону и принципа неотвратимости ответственности за вмешательство в де€тельность судей по отправлению правосуди€;

защита прав и законных интересов граждан, прин€тие всех необходимых мер по фактам пос€гательств, недопущение волокиты и нарушений пор€дка рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц;

обеспечение открытости и прозрачности де€тельности путем своевременного доведени€ соответствующей информации до общественности, повышение эффективности взаимодействи€ с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и населением;

вы€вление и устранение причин системных недостатков и нарушений путем совершенствовани€ правоприменительной практики и действующего законодательства, внедрение в работу передовых научно-технических средств и информационно-коммуникационных технологий;

усиление ведомственного контрол€, профилактика, пресечение злоупотреблений и других правонарушений среди работников, качественное улучшение кадрового состава, внедрение современных механизмов отбора кадров, обеспечивающих прин€тие на работу наиболее достойных кандидатов.

¬ соответствии с ”казом в цел€х обеспечени€ подлинной независимости судебной власти, повышени€ престижа профессии, формировани€ высококвалифицированного и эффективно действующего судейского корпуса впервые пересмотрены сроки полномочи€ судей.

“ак, введен пор€док, предусматривающий назначение (избрание) судей на первоначальный п€тилетний и очередной дес€тилетний сроки, а в последующем на бессрочный период пребывани€ в должности.

¬водимые изменени€ полностью соответствуют международным стандартам и передовому опыту развитых демократических государств.

Ќар€ду с этим, ”казом с 1 апрел€ 2017 года вводитс€ р€д изменений в уголовное, уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и другое законодательство, направленных на повышение эффективности отправлени€ правосуди€ с учетом обеспечени€ приоритета прав и свобод человека, усилени€ гарантий на справедливое и своевременное судебное разбирательство, справедливость и гуманность наказани€.

¬ частности, упраздн€етс€ уголовное наказание в виде ареста с расширением применени€ альтернативных видов наказани€, не св€занных с лишением свободы.

“ем самым из системы уголовных наказаний исключаетс€ одна из наиболее строгих мер воздействи€, что €вл€етс€ логическим продолжением проводимой политики по либерализации уголовных наказаний, широкого применени€ прогрессивных форм и методов воспитательно-исправительного воздействи€ на правонарушителей.

¬ рамках усилени€ правовых гарантий по защите прав и свобод граждан в ходе уголовного процесса, повышени€ оперативности расследовани€ уголовных дел сокращаютс€:

с 72 до 48 часов срок задержани€ лиц, подозреваемых в совершении преступлени€;

с 1 года до 7 мес€цев предельные сроки применени€ мер пресечени€ в виде содержани€ под стражей и домашнего ареста, а также предварительного следстви€ по уголовным делам.

¬ведение данных мер обеспечит, с одной стороны, защиту граждан от случаев необоснованного ограничени€ их свободы, с другой стороны, повышение ответственности и эффективности де€тельности органов дознани€ и следстви€.

¬ рамках дальнейшего расширени€ применени€ института «’абеас корпус» полномочи€ прокуроров по санкционированию таких следственных действий, как арест почтово-телеграфных отправлений и производство эксгумации передаютс€ в компетенцию судебных органов.

Ёти изменени€ в полной мере соответствуют  онституции –еспублики ”збекистан, общепризнанным принципам и нормам международного права, устанавливающим, что личные права и свободы человека €вл€ютс€ незыблемыми, и никто не вправе без суда лишать или ограничивать их.

 роме того, суду предоставл€етс€ возможность примен€ть альтернативные меры пресечени€ в случае отказа в применении меры пресечени€ в виде заключени€ под стражу или домашнего ареста.

ќсобо следует отметить такое новшество, как отмена института возвращени€ судом уголовных дел дл€ производства дополнительного расследовани€, направленное на повышение оперативности и качества судопроизводства, исключение необоснованного зат€гивани€ сроков прин€ти€ окончательных решений по делу и усиление роли судов в уголовном процессе.

¬водима€ мера по сокращению с 3 лет до 1 года срока, в течение которого возможен пересмотр судебного решени€ по гражданскому делу в пор€дке надзора, призвана обеспечить устойчивость гражданско-правовых отношений, защиту прав и законных интересов участников гражданского процесса.

¬ цел€х совершенствовани€ действующей системы пересмотра законности и обоснованности судебных решений, а также устранени€ излишних промежуточных инстанций, негативно сказывающихс€ на сроках и качестве судебного процесса, ”каз предусматривает упразднение дублирующей инстанции по пересмотру судами областного уровн€ гражданских и уголовных дел в пор€дке надзора, с исключением полномочий соответствующих председателей судов и прокуроров по принесению протеста в пор€дке надзора.

Ќар€ду с этим, исключаютс€ дублирующие полномочи€ ѕленума ¬ерховного суда –еспублики ”збекистан по рассмотрению дел в пор€дке надзора.

”странение излишних и дублирующих инстанций позволит предотвратить случаи неоднократного рассмотрени€ дел одной и той же надзорной инстанцией, обеспечить окончательность и стабильность судебных решений и как следствие повысить уровень довери€ граждан к судам.

”каз также предусматривает создание в системе хоз€йственных судов региональных апелл€ционных судов, что направлено на устранение полномочий областных хоз€йственных судов по пересмотру своих же решений.

ќсобенно значимым положением ”каза, определ€ющим укрепление основ независимости судебной власти, €вл€етс€ передача ¬ерховному суду –еспублики ”збекистан функций и полномочий органов юстиции по материально-техническому и финансовому обеспечению де€тельности судов общей юрисдикции.

ƒанна€ мера создает дополнительные гарантии самосто€тельности судов и невмешательства в их де€тельность.

Ќар€ду с этим, ”казом ¬ерховному суду, ¬ысшему хоз€йственному суду, √енеральной прокуратуре и другим заинтересованным ведомствам поручено до 1 июл€ 2017 года на основе изучени€ передового зарубежного опыта подготовить обоснованные предложени€ по:

совершенствованию системы повышени€ квалификации судебно-прокурорских работников и подготовки руковод€щих кадров;

усилению правовой защиты несовершеннолетних при осуществлении процессуальных действий, либерализации уголовных наказаний, а также пересмотру сроков и оснований погашени€ и сн€ти€ судимости;

расширению в уголовном процессе института примирени€ с учетом его соответстви€ таким вековым традици€м узбекского народа, как доброта и милосердие. Ёта норма позволит освободить от уголовной ответственности искренне раска€вшихс€ и загладивших причиненный вред граждан, преступивших закон;

декриминализации отдельных составов преступлений, не представл€ющих большой общественной опасности;

расширению перечн€ составов преступлений, по которым возбуждение уголовного дела производитс€ исключительно по за€влению потерпевшего;

повышению качества отправлени€ правосуди€ за счет внедрени€ современных форм и методов электронного судопроизводства и исполнительного производства, передовых механизмов обеспечени€ доступа к правосудию. –еализаци€ инициативы будет служить повышению эффективности судебной де€тельности, а также последовательному воплощению в жизнь принципов открытости, прозрачности и доступности правосуди€ дл€ общества в полном соответствии с требовани€ми современного этапа развити€ республики в рамках реализации «акона «ќб электронном правительстве».

 роме того, в цел€х повышени€ роли юридических служб государственных органов в обеспечении законности и эффективной реализации осуществл€емых в стране преобразований, предусматриваютс€ конкретные меры по дальнейшему совершенствованию их де€тельности.

ƒл€ претворени€ в жизнь обозначенных приоритетов и реализации на практике новых норм ”казом утверждена ѕрограмма комплексных мер, предусматривающа€ реализацию 45 конкретных меропри€тий по 8 наиболее приоритетным сферам развити€ судебно-правовой системы.

¬ рамках реализации ”каза будут внесены изменени€ и дополнени€ в  онституцию –еспублики ”збекистан, ”головный, ”головно-процессуальный, √ражданский процессуальный, ’оз€йственный процессуальный кодексы и р€д иных законодательных актов.

¬ цел€х последовательного совершенствовани€ и укреплени€ системы защиты прав и свобод граждан, на основании общепризнанных международных стандартов планируетс€ прин€тие специальных законов, включа€ законы «ќ защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса», «ќ медиации», «ќб административном судопроизводстве» и др.

–еализаци€ данного программного документа позволит подн€ть на качественно новый уровень де€тельность судебно-правовой системы страны, обеспечить надежную защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также значительно укрепить доверие населени€ к правосудию.