Logo Logo  

Меню

Главная | Часто задаваемые вопросы | О компании | Третейский суд | Комментарии к Гражданскому Кодексу | Ювенальная юстиция | Правовая консультация ННО | Гражданское общество | Контакты | Отзывы | Законодательство по защите прав инвалидов |

Наши партнеры:

| | |
24.10.2016

Как исполнительная власть готовит законопроекты

Постановлением Кабинета Министров от 17.10.2016 г. № 345 утверждены Типовой регламент законопроектной деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, а также Основные требования, предъявляемые к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту.

Типовой регламент определил несколько стадий законопроектной деятельности в органах государственного и хозяйственного управления и органах исполнительной власти на местах (далее – органы).

I. Планирование

Органы разрабатывают и утверждают текущие (на предстоящий год), а при необходимости – перспективные (на срок более одного года) планы подготовки законопроектов.

Они разрабатываются юридической службой и утверждаются руководителем органа до 1 сентября каждого года.

II. Подготовка, согласование и внесение законопроектов в Кабинет Министров

Непосредственная подготовка законопроекта осуществляется на основе отдельного плана-графика (составляется основным исполнителем), как правило, со стороны рабочих групп (комиссий). Мониторинг за работой комиссии ведет юридическая служба, которая ежемесячно информирует руководителя органа о результатах.

Работа над законопроектом начинается с его концепции, которая утверждается руководителем органа. На ее основе и составляется (подготавливается) сам текст законопроекта. Требования к концепции здесь.

Законопроект согласовывается с другими подразделениями-соисполнителями, юридической службой органа и его руководителем. После этого он направляется для согласования в другие заинтересованные органы. О процедуре согласования здесь.

Затем законопроект вносится в Кабинет Министров с соблюдением требований, установленных в законах «О нормативно-правовых актах», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и Регламенте Кабинета Министров.

III. Общественное и профессиональное обсуждение законопроектов


Общественное обсуждение проводится с участием представителей заинтересованных госорганов, ННО и др. организаций, ученых и специалистов, экспертов путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов законопроектов и аналитических материалов к нему на официальном веб-сайте органа, а также иными способами.

Профессиональное же обсуждение законопроекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей.

Предложения и замечания, высказанные в ходе общественного и профессионального обсуждения, подлежат рассмотрению основным исполнителем или рабочей группой (комиссией).

Нужно отметить, что общественное и профессиональное обсуждение не является обязательной стадией.

IV. Участие органа в подготовке и обсуждении законопроектов, разрабатываемых иными органами


Участие органа в работе над законопроектом, который готовит другой орган, может осуществляться в двух формах:

- путем направления руководителем или его заместителем представителя своего органа в рабочую группу (комиссию);
- рассмотрение подразделением органа, в компетенцию которого входят правоотношения, подлежащие регулированию, законопроекта поступившего на согласование от субъектов законодательной инициативы (ст. 83 Конституции) и иных органов (согласование проводится в течение 7 календарных дней, п. 26 Регламента Кабинета Министров)

По всем законопроектам, поступающим в органы на согласование, юридическая служба определяется соисполнителем и обеспечивает его правовую экспертизу.

V. Участие в составе представителей Кабинета Министров при рассмотрении законопроектов и законов в палатах Олий Мажлиса


Органы при внесении законопроекта в Кабинет Министров одновременно представляют кандидатуры из числа своих руководителей и работников, а также сотрудников заинтересованных министерств и ведомств для формирования состава представителей Кабинета Министров при рассмотрении законопроектов в палатах Олий Мажлиса.

Состав представителей Правительства, которые будут участвовать на всех стадиях обсуждения законопроектов, утверждается решением Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан.

 
***
 
Согласно Основным требованиям, предъявляемым к концепции законопроекта, пояснительной записке, аналитическим и информационным материалам, прилагаемым к законопроекту, подготовка законопроекта начинается с разработки его концепции.

В концепции должны быть определены:

  • основная идея, цель и предмет правового регулирования;
  • общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов;
  • обоснование необходимости разработки законопроекта;
  • основные положения законопроекта;
прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона.

Разработчик может указать в концепции и иную необходимую информацию.

Пояснительная записка к законопроекту должна содержать:
  • основание для подготовки законопроекта и обоснование необходимости его принятия;
  • полное наименование разработчика законопроекта;
  • цели и задачи, а также основные положения, определяемые законопроектом, их краткое обоснование;
  • ожидаемые результаты от принятия закона;
  • информация о принципах, положениях и формулировках международных документов и законодательства зарубежных стран, относящихся к предмету законопроекта;
  • характеристику содержания законопроекта;
  • информацию о наличии или отсутствии необходимости внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты либо признания их утратившими силу в связи с принятием закона;
  • обоснование каждой ссылки на другие нормативно-правовые акты, используемые в законопроекте;
  • краткое финансово-экономическое обоснование;
  • информацию о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении законопроекта и его результатах;
  • информация о согласовании законопроекта с заинтересованными министерствами и ведомствами;
  • краткое изложение содержания разногласий по законопроекту и мотивированное мнение о них (в случае наличия разногласий).
В пояснительной записке могут содержаться и иные сведения, необходимые для обоснования законопроекта.

К подготовленному законопроекту помимо пояснительной записки прилагаются:
  • аналитическая сравнительная таблица;
  • перечень подзаконных актов, подлежащих принятию, изменению или дополнению, признанию утратившими силу в связи с принятием законопроекта;
  • сопоставительная таблица, если законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в иные законодательные акты;
  • таблица разногласий;
  • финансово-экономическое обоснование;
  • справка о хронологии подготовки и согласования законопроекта.
К законопроекту могут быть приложены и иные аналитические и информационные материалы.
 
Подробнее на сайте "Норма"