Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
25.11.2016

—вобода ассоциаций Ч важный фактор проведени€ демократических и свободных выборов

ƒемократические выборы немыслимы без соблюдени€ прав человека, свободы слова и информации, свободы собрани€ и ассоциаций. ќбеспечение этих свобод €вл€етс€ основной предпосылкой эффективной избирательной кампании, свободного и осознанного выбора избирателей.

—вобода ассоциаций, котора€ включает гарантии создани€ и де€тельности негосударственных некоммерческих организаций (ЌЌќ), занимает в этом р€ду важное место. —егодн€ мы €вл€емс€ свидетел€ми того, что ЌЌќ €вл€ютс€ непременными участниками избирательной кампании, выступают важным фактором обеспечени€ открытости и прозрачности выборов.

¬о-первых, они провод€т масштабную работу, направленную на повышение правовой культуры и электоральной активности всех участников избирательного процесса. ЌЌќ занимают важное место в прин€той 7 окт€бр€ текущего года ÷ентральной избирательной комиссией ѕрограмме меропри€тий по повышению правовой культуры избирателей. ќблада€ солидным опытом непосредственной работы с населением, только с начала избирательной кампании ЌЌќ в формате социального партнерства с государственными органами, образовательными учреждени€ми провели более 37 тыс€ч информационно-просветительских меропри€тий, из них 27 тыс€ч конференций, «круглых столов», семинаров, тренингов и встреч, которыми были охвачены все слои населени€, в том числе женщины, молодежь, ветераны, люди с ограниченными физическими возможност€ми, а также военнослужащие, органы самоуправлени€ граждан, трудовые коллективы, учащиес€ учебных заведений, представители разных национальностей, проживающие в ”збекистане.

¬о-вторых, активисты ЌЌќ принимают де€тельное участие в подготовке и проведении выборов ѕрезидента –еспублики ”збекистан в составе окружных и участковых избирательных комиссий. “ак, в окружных избирательных комисси€х представители ЌЌќ составл€ют 23,4 процента, причем среди председателей каждый второй — представитель ЌЌќ, среди заместителей председателей — каждый четвертый, а среди секретарей — каждый шестой.

¬ составе участковых избирательных комиссий их представленность превышает 10 процентов. —реди них 4 778 представителей комитетов женщин, 2 321 — профессиональных союзов, 3 395 — общественного движени€ молодежи « амолот» и другие.

¬-третьих, ЌЌќ установили общественный контроль за ходом подготовки и проведени€ выборов ѕрезидента –еспублики ”збекистан. “ак, в насто€щее врем€ Ќезависимый институт по мониторингу формировани€ гражданского общества подробно и тщательно изучает процесс подготовки и проведени€ выборов, информирует население о соблюдении всех требований законодательства, тем самым содействует организации избирательной кампании в соответствии с демократическими требовани€ми.

«амечу, что результаты мониторинга предыдущих парламентских и президентских выборов широко обсуждались среди общественности и легли в основу дальнейшего развити€ избирательного законодательства и практики.

Ѕолее того, из 37,5 тыс€чи наблюдателей от политических партий более шести тыс€ч €вл€ютс€ активистами ЌЌќ. ќни тоже будут обеспечивать прозрачность и законность процесса голосовани€ и подсчета голосов.

Ѕез вс€кого преувеличени€ можно сказать — в нашей стране сформирована система самосто€тельных, устойчивых ЌЌќ, пользующихс€ поддержкой широких слоев населени€, которые сегодн€ выступают гарантом проведени€ справедливых, подлинных и честных выборов, обеспечени€ их открытости и гласности. Ёто результат всемерного содействи€ становлению и развитию ЌЌќ в нашей стране, всех демократических преобразований, которые осуществл€ютс€ системно, последовательно и поэтапно, с учетом особенностей развити€ страны и роста политико-правовой культуры, общественного сознани€ населени€ в тесной взаимосв€зи с процессами демократизации и модернизации других сфер общественного и государственного строительства.

ƒанные демократические преобразовани€ можно условно разделить на следующие этапы.

ѕервый этап, с 1991 по 2000 год — этап первоочередных реформ, формировани€ законодательных основ создани€ и де€тельности ЌЌќ. ¬ этот период созданы конституционные основы и укреплены правовые гарантии свободного становлени€ и независимого развити€ различных организационно-правовых форм ЌЌќ — общественных объединений, массовых общественных движений, профессиональных союзов и других. ¬ статье 32  онституции было закреплено право граждан –еспублики ”збекистан участвовать в управлении делами общества и государства. ѕри этом содействие реализации прав граждан на свободу ассоциаций стало государственной задачей конституционного ранга (стать€ 34).

–едчайшим примером конституционного строительства €вл€етс€ то, что отдельна€ глава 13 ќсновного закона посв€щена негосударственным некоммерческим организаци€м. ќна образует основу законодательного обеспечени€ прав и свобод граждан на создание ЌЌќ, их гарантий на свободу де€тельности.

¬ соответствии с конституционными нормами и гаранти€ми в ”збекистане прин€ты отвечающие общепризнанным демократическим стандартам законы «ќб общественных объединени€х в –еспублике ”збекистан» (1991 год), «ќ профессиональных союзах, правах и гаранти€х их де€тельности» (1992 год), «ќ негосударственных некоммерческих организаци€х» (1999 год) и другие.

¬торой этап, с 2000 по 2010 год — характеризуетс€ усилением роли и значени€, консолидацией усилий ЌЌќ в демократизации страны, развитием механизмов их материальной и финансовой поддержки.

Ќовому этапу присуще создание национальной инфраструктуры, обеспечивающей реальную независимость ЌЌќ. ¬ основе этой работы лежала убежденность, что только самосто€тельные, располагающие достаточными финансовыми ресурсами и независимыми источниками финансировани€ ЌЌќ способны эффективно выполн€ть свои функции.

¬ этот период сформировалась система поддержки и развити€ многообразных ЌЌќ, которые по мере роста гражданской активности, национального самосознани€, политико-правовой культуры и духовности членов общества объедин€ли свои усили€ дл€ представлени€ своих интересов. Ѕыли созданы Ќациональна€ ассоциаци€ ЌЌќ ”збекистана, Ёкологическое движение ”збекистана, Ќациональна€ ассоциаци€ электронных средств массовой информации, ќбщественный фонд поддержки и развити€ независимых печатных —ћ» и информационных агентств ”збекистана и другие, позволившие укрепить позиции ЌЌќ в обеспечении и поддержании баланса интересов в обществе, создать противовес государственным структурам в политической и социальной сфере, защите демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов людей. ѕрин€ты законы «ќб общественных фондах» (2003 год), «ќ гаранти€х де€тельности негосударственных некоммерческих организаций» (2007 год), «ќ благотворительности» (2007 год) и другие.

 лючевую роль на данном этапе сыграло прин€тие постановлени€ ѕрезидента –еспублики ”збекистан от 23 июн€ 2005 года «ќ мерах по оказанию содействи€ развитию институтов гражданского общества в ”збекистане», которое способствовало дальнейшему совершенствованию институциональных основ всемерной поддержки ЌЌќ, расширению их прав, полномочий в системе общественного и государственного строительства.

Ќасто€щим постановлением на органы государственной власти и управлени€ была возложена об€занность всемерного содействи€ и поддержки де€тельности ЌЌќ, направленной на защиту прав, интересов и повышение благососто€ни€ граждан, социально-экономическое, общественно-политическое развитие страны.

«акон «ќ гаранти€х де€тельности негосударственных некоммерческих организаций» определил правовые гарантии ЌЌќ — право на свободу де€тельности, доступ к информации, защиту деловой репутации, результатов интеллектуальной де€тельности, защиту от неправомерных решений государственных органов, действий (бездействий) их должностных лиц. ќн дал также возможность широкого практического применени€ механизмов государственной поддержки в виде государственных субсидий, социальных заказов и грантов.

¬ цел€х практической реализации вышеуказанного закона в 2008 году было прин€то совместное постановление  енгашей палат ќлий ћажлиса

«ќ мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества», в соответствии с которым при высшем законодательном органе создан ќбщественный фонд по поддержке ЌЌќ и других институтов гражданского общества, а также ѕарламентска€ комисси€ по

управлению средствами данного фонда, в состав которой вошли также представители ведущих ЌЌќ и других институтов гражданского общества.

¬ажным фактором обеспечени€ финансовой устойчивости ЌЌќ стали установленные в законодательстве льготы по уплате налогов и других об€зательных платежей. “ак, в соответствии с Ќалоговым кодексом, ЌЌќ освобождаютс€ от выплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на имущество юридических лиц, земельного налога с юридических лиц, налога за пользование водными ресурсами и других.

“ретий этап, с 2010 по 2014 год — усиление роли и значени€ ЌЌќ в дальнейшем углублении демократических реформ и формировании гражданского общества, всемерное укрепление социального партнерства между государственными органами и ЌЌќ.

¬ процессе дальнейшего углублени€ демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства, на фоне роста общественно-политической активности и политико-правовой культуры населени€ была продолжена работа по совершенствованию организационно-правовых основ де€тельности ЌЌќ, созданию дополнительных условий дл€ активного участи€ в их де€тельности различных слоев населени€, дальнейшего повышени€ общественной, социально-экономической активности ЌЌќ.

“ретий этап характерен тем, что ЌЌќ в полной мере сформировались в качестве равноправных субъектов общественно-государственных отношений, про€вл€ют свою сопричастность к происход€щим в стране преобразовани€м во всех сферах жизни общества и государства, и они готовы брать на себ€ большую ответственность за благополучие страны. ќтличительной особенностью периода стало признание ЌЌќ со стороны государства в качестве равноправных партнеров.

Ётот важный этап открыла  онцепци€ дальнейшего углублени€ демократических реформ и формировани€ гражданского общества в стране, прин€та€ парламентом страны в но€бре 2010 года. Ќа ее основе за последние п€ть лет прин€ты такие важнейшие законы, как «ќб экологическом контроле», «ќб открытости де€тельности органов государственной власти и управлени€», «ќ социальном партнерстве» и другие, которые имеют большое значение в деле динамичного развити€ ЌЌќ.

ќтдельное место в этом р€ду занимает «акон «ќ социальном партнерстве», которым усовершенствованы организационно-правовые механизмы взаимодействи€ государственных органов с ЌЌќ в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развити€ и актов законодательства. ѕри представительных органах на местах сформированы общественные комиссии по социальному партнерству. ¬ их состав вошли депутаты, представители государственных органов и ЌЌќ. ƒе€тельность общественных комиссий по социальному партнерству будет способствовать дальнейшему повышению роли и ответственности представительных и исполнительных органов власти на местах за формирование и свободное развитие ЌЌќ, обеспечение их активного участи€ в демократических преобразовани€х и модернизации страны.

 роме того, с прин€тием 12 декабр€ 2013 года постановлени€ ѕрезидента «ќ дополнительных мерах по оказанию содействи€ развитию институтов гражданского общества», а также постановлени€  абинета ћинистров о мерах по его реализации значительно упрощены организационно-правовые аспекты де€тельности ЌЌќ. ¬ частности:

во-первых, в 5 раз снижены ставки государственных пошлин за регистрацию ЌЌќ и в 2,5 раза размеры сборов, взимаемых за регистрацию их символик. ”становлено, что за регистрацию общественных объединений инвалидов, ветеранов, женщин и детей взимаетс€ государственна€ пошлина в размере 50 процентов от утвержденных размеров;

во-вторых, снижен с двух до одного мес€ца срок рассмотрени€ за€влени€ о государственной регистрации ЌЌќ;

в-третьих, упрощена процедура оформлени€ учредительных документов, исключено требование об их нотариальном заверении, установлено, что они представл€ютс€ не в трех, как это было раньше, а только в двух экземпл€рах и только на одном — государственном €зыке;

в-четвертых, упрощен пор€док подачи документов на перерегистрацию ЌЌќ, исключены требовани€ о предоставлении излишних документов;

в-п€тых, отменена практика ежеквартального предоставлени€ в органы юстиции сведений о прин€тых решени€х руковод€щих органов ЌЌќ;

в-шестых, исключено распространение на ЌЌќ положени€ статьи 53 √ражданского кодекса, предусматривающего в качестве основани€ дл€ ликвидации юридических лиц неосуществление ими финансово-хоз€йственной де€тельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести мес€цев.

» самое главное, на ћинистерство юстиции, €вл€ющеес€ органом надзора за де€тельностью ЌЌќ, возложена задача по обеспечению соблюдени€ прав и законных интересов ЌЌќ.

„етвертый этап начинаетс€ с 2014 года и характеризуетс€ становлением ЌЌќ реальными субъектами общественного контрол€. ¬ соответствии с внесенными в 2014 году дополнени€ми в статью 32  онституции страны, институт общественного контрол€ обрел конституционный статус.

—егодн€ ЌЌќ €вл€ютс€ не только равноправными партнерами государственных органов, но и осуществл€ют общественный контроль над их де€тельностью. “акой контроль направлен на реализацию конституционного права граждан участвовать в управлении делами общества и государства, обеспечение прозрачности де€тельности государственных органов, повышение ответственности их должностных лиц перед обществом.

¬ насто€щее врем€ находитс€ на стадии обсуждени€ проект закона «ќб общественном контроле в –еспублике ”збекистан», предусматривающий создание правового механизма осуществлени€ со стороны ЌЌќ и других институтов гражданского общества контрол€ за де€тельностью государственных органов и их должностных лиц.

“аким образом, государство поэтапно и последовательно реализует меры, направленные на укрепление гарантий свободы де€тельности ЌЌќ, их устойчивого и самосто€тельного развити€, а также усиление роли и вли€ни€ ЌЌќ на прин€тие важнейших государственных решений, расширение участи€ граждан в общественном и государственном строительстве.

 ак показывают исследовани€ ÷ентра изучени€ общественного мнени€ «»жтимоий фикр», абсолютное большинство граждан (94,3 процента) всемерно поддерживает основные направлени€ государственной политики в данной сфере. ѕри этом 95,7 процента опрошенных представителей ЌЌќ высоко оценивают государственную поддержку, оказываемую им. ѕо их мнению, органы государственной власти и управлени€ вид€т в ЌЌќ равноправных партнеров, поддерживают и сотрудничают с ними. ќпрос общественного мнени€ также показал значительный рост уровн€ осведомленности граждан об ЌЌќ и основных направлени€х их де€тельности. ¬ этом большую роль сыграло обеспечение открытости и подотчетности организаций обществу, тесное взаимодействие со средствами массовой информации.

ѕредсто€щие 4 декабр€ выборы ѕрезидента –еспублики ”збекистан станут своеобразным экзаменом дл€ действующих в стране институтов гражданского общества — показателем эффективности и уровн€ их участи€ в одном из важнейших общественно-политических меропри€тий в стране, оценкой масштабной работы по обеспечению свободы и поддержки их де€тельности.
 
»сточник "Ќародное слово