Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
29.12.2016

«акон –еспублики ”збекистан "ќ социальных услугах дл€ престарелых, инвалидов и других социально у€звимых категорий населени€"


«акон –еспублики ”збекистан
ѕрин€т «аконодательной палатой 6 окт€бр€ 2016 года
ќдобрен —енатом 12 окт€бр€ 2016 года

 
√лава 1. ќбщие положени€
 
—тать€  1.  ÷ель насто€щего «акон
а
 
÷елью насто€щего «акона €вл€етс€ регулирование отношений в области социальных услуг дл€ престарелых, инвалидов и других социально у€звимых категорий населени€ (далее – социальные услуги).
 
—тать€  2.  «аконодательство о социальных услугах
 

«аконодательство о социальных услугах состоит из насто€щего «акона и иных актов законодательства.
≈сли международным договором –еспублики ¬”збекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством –еспублики ”збекистан о социальных услугах, то примен€ютс€ правила международного договора.
 
—тать€  3.  ќсновные принципы социальных услуг
 

ќсновными принципами социальных услуг €вл€ютс€:
законность;
соблюдение прав человека;
гуманность;
доступность;
профилактическа€ направленность;
адресность и индивидуальный подход;
добровольность.
 
—тать€  4.     ќсновные направлени€  государственной политики  в области социальных услуг

 
ќсновными направлени€ми государственной политики в области социальных услуг €вл€ютс€:
обеспечение прав, свобод и законных интересов социально у€звимых категорий населени€;
вы€вление и учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, и организаци€ их предоставлени€;
создание необходимых условий дл€ сохранени€ св€зей получателей социальных услуг с семьей и обществом, их пребывани€ в благопри€тной среде;
обеспечение открытости де€тельности государственных органов;
обеспечение соблюдени€ стандартов социальных услуг;
развитие социального партнерства.
 
—тать€ 5. —оциальные услуги
 
—оциальными услугами €вл€етс€ комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мер по оказанию помощи лицу, нуждающемус€ в услугах, направленных на повышение качества жизни, создание ему равных с другими гражданами возможностей участвовать в жизни общества и (или) расширение его возможностей самосто€тельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности.
 
—тать€ 6. —оциально у€звимые категории населени€
 

—оциально у€звимыми категори€ми населени€ €вл€ютс€ лица, признанные в установленном законодательством пор€дке нуждающимис€ в социальных услугах, в том числе:
одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуж¬дающиес€ в постороннем уходе;
инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;
лица, имеющие социально значимые заболевани€;
дети-сироты и дети, оставшиес€ без попечени€ родителей.
 
√лава  2. ќрганы и организации в области  социальных услуг
 
—тать€  7.     —истема органов и организаций в области социальных услуг

 
¬ систему органов и организаций в области социальных услуг вход€т:
органы государственного управлени€;
органы государственной власти на местах;
органы самоуправлени€ граждан;
негосударственные некоммерческие организации;
субъекты предпринимательства, предоставл€ющие социальные услуги.
 
—тать€  8.     ѕолномочи€ органов государственного  управлени€ в области социальных услуг
 
ќрганы государственного управлени€ в пределах своих полномочий:
реализуют государственную политику в области социальных услуг;
разрабатывают государственные программы в области социальных услуг и участвуют в их реализации;
разрабатывают стандарты социальных услуг;
обеспечивают ведение мониторинга социальных услуг;
вы€вл€ют и ведут учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, предоставл€ют им соответствующие социальные ¬услуги;
информируют население о социальных услугах и услови€х их предоставлени€;
провод€т анализ потребностей социально у€звимых категорий населени€ в социальных услугах;
принимают меры по совершенствованию де€тельности органов и организаций в области социальных услуг;
организуют проведение научных исследований, подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области социальных услуг;
координируют де€тельность подведомственных организаций в области социальных услуг;
взаимодействуют с другими органами и организаци€ми в области социальных услуг.
ќрганы государственного управлени€ могут осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.
 
—тать€  9.     ѕолномочи€ органов государственной  власти на местах в области социальных услуг
 
ќрганы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
реализуют государственную политику в области социальных услуг;
участвуют в реализации государственных программ в области социальных услуг;
разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области социальных услуг;
обеспечивают ведение мониторинга социальных услуг;
вы€вл€ют и ведут учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, предоставл€ют им соответствующие социальные услуги;
провод€т анализ потребностей социально у€звимых категорий населени€ в социальных услугах;
координируют де€тельность территориальных органов государственного управлени€ в области социальных услуг;
взаимодействуют с другими органами и организаци€ми в области социальных услуг.
ќрганы государственной власти на местах могут осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.
 
—тать€ 10.   ѕолномочи€ органов самоуправлени€  граждан в области социальных услуг
 
ќрганы самоуправлени€ граждан в пределах своих полномочий:
реализуют меры по поддержке социально у€звимых категорий населени€, обеспечивают целевое и эффективное использование централизованно выдел€емых на эти цели государственных средств в пор€дке, установленном законодательством;
вы€вл€ют совместно с другими органами и организаци€ми лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
ведут учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
реализуют меропри€ти€ по привлечению других органов и организаций, благотворителей, иных лиц и ресурсов дл€ оказани€ социальных услуг;
осуществл€ют прием лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, рассматривают их за€влени€, предложени€ и жалобы, предоставл€ют соответствующую информацию и необходимые справки;
обеспечивают де€тельность комиссии схода граждан по социальной поддержке;
осуществл€ют общественный контроль за де€тельностью соответствующих органов и организаций в области социальных услуг;
взаимодействуют с другими органами и организаци€ми в области социальных услуг.
ќрганы самоуправлени€ граждан могут осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.
 
—тать€  11.  ”частие негосударственных некоммерческих  организаций в области социальных услуг
 
Ќегосударственные некоммерческие организации могут:
участвовать в разработке и реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;
вы€вл€ть и вести учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
предоставл€ть социальные услуги или оказывать содействие в предоставлении социальных услуг;
проводить исследовани€ по вы€влению потребностей ¬социально у€звимых категорий населени€ в социальных ¬услугах;
осуществл€ть общественный контроль за де€тельностью соответствующих органов и организаций в области социальных услуг;
получать государственные социальные заказы, субсидии, гранты в области социальных услуг;
участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам,
а также получать другие формы государственного финансировани€ на предоставление социальных услуг в пор€дке, ¬установленном законодательством;
заключать с субъектами предпринимательства, предо¬ставл€ющими социальные услуги, договоры на предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в области социальных услуг.
Ќегосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в иных меропри€ти€х в соответствии с законодательством.
 
—тать€  12.  ”частие субъектов предпринимательства,  предоставл€ющих социальные услуги

 
—убъекты предпринимательства, предоставл€ющие социальные услуги, могут:
участвовать в реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг;
вы€вл€ть и вести учет лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
предоставл€ть социальные услуги, в том числе путем создани€ интернатных, медико-социальных и образовательно-воспитательных учреждений, а также оказывать содействие в предоставлении социальных услуг;
проводить исследовани€ по вы€влению потребностей социально у€звимых категорий населени€ в социальных услугах;
участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам;
заключать договоры на предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в области социальных услуг.
—убъекты предпринимательства, предоставл€ющие социальные услуги, могут участвовать и в иных меропри€ти€х в соответствии с законодательством.
 
√лава  3.      ‘ормы и виды предоставлени€ социальных услуг
 
—тать€  13. ‘ормы предоставлени€ социальных услуг

 
—оциальные услуги предоставл€ютс€ в следующих ¬формах:
услуги социального сопровождени€ и консультативные услуги;
социальные услуги по уходу на дому;
социальные услуги в учреждени€х дневного и (или) кратковременного пребывани€;
социальные услуги в интернатных учреждени€х.
 
—тать€  14.  ”слуги социального сопровождени€ и консультативные услуги
 
”слуги социального сопровождени€ и консультативные услуги включают в себ€ следующие виды:
консультирование по вопросам предоставлени€ социальных услуг, направление в соответствующие органы и организации, предоставл€ющие социальные услуги;
содействие в трудоустройстве;
содействие в установлении опеки и попечительства, усыновлении (удочерении), прин€тии детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, на воспитание в семью (патронат), в детские интернатные учреждени€;
подготовка родителей или лиц, их замен€ющих, к приему воспитанника детских интернатных учреждений в
семью;
содействие в жилищно-бытовом устройстве и получении материальной помощи;
содействие в получении протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации.
”слуги социального сопровождени€ и консультативные услуги могут включать в себ€ и иные виды в соответствии с законодательством.
 
—тать€  15.  —оциальные услуги по уходу на дому
 
—оциальные услуги по уходу на дому включают в себ€ следующие виды:
бытовое обслуживание, включа€ покупку и доставку на дом продуктов питани€, товаров гигиены, лекарственных средств и изделий медицинского назначени€;
содействие в приготовлении пищи, уборке помещений, осуществлении мер личной гигиены;
содействие в оказании необходимой медицинской помощи, обеспечение по медицинским показани€м протезно-ортопедическими издели€ми и техническими средствами реабилитации.
—оциальные услуги по уходу на дому могут включать в себ€ и иные виды в соответствии с законодательством.
 
—тать€  16.  —оциальные услуги в учреждени€х  дневного и (или) кратковременного пребывани€

 
—оциальные услуги в учреждени€х дневного и (или) кратковременного пребывани€ включают в себ€ следующие виды:
обучение получателей социальных услуг навыкам самообслуживани€, самосто€тельного передвижени€ и ориентации, общени€, контрол€ своего поведени€, навыкам, необходимым дл€ обучени€ или трудовой де€тельности, включа€ обучение пользованию техническими средствами ¬реабилитации;
обучение членов семьи либо других законных представителей навыкам ухода за лицами, имеющими нарушени€ состо€ни€ здоровь€, инвалидность, навыкам общени€ с ними, основам их реабилитации в домашних услови€х;
обучение родителей либо лиц, их замен€ющих, навыкам ухода и воспитани€ за детьми, в том числе за детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей, принимаемыми на воспитание в семью (патронат), усыновл€емыми (удочер€емыми);
проведение дл€ получателей социальных услуг психологических и социально-педагогических консультаций.
—оциальные услуги в учреждени€х дневного и (или) кратковременного пребывани€ могут включать в себ€ и иные виды в соответствии с законодательством.
 
—тать€  17.  —оциальные услуги  винтернатных учреждени€х
 
—оциальные услуги в интернатных учреждени€х включают в себ€ следующие виды:
обеспечение посто€нного ухода, бытовое обслуживание, предоставление благоустроенного помещени€ с мебелью, инвентарем, постельными принадлежност€ми, обеспечение одеждой и обувью, другими предметами первой необходимости, организаци€ питани€ с учетом возраста и сс¬то€ни€ здоровь€;
оказание первой медицинской помощи, проведение диспансеризации, при необходимости направление на стацио¬нарное лечение, обеспечение по медицинским показани€м лекарственными средствами, протезно-ортопедическими издели€ми и техническими средствами реабилитации;
предоставление специальной психолого-педагогической помощи, развитие жизненных навыков;
организаци€ досуга, клубной и кружковой работы дл€ формировани€ и развити€ интересов;
создание условий дл€ выхода лиц из интернатных учреждений и их самосто€тельной жизни или проживани€ в семье.
—оциальные услуги в интернатных учреждени€х могут включать в себ€ и иные виды в соответствии с законодательством.
 
√лава  4.  ѕредоставление социальных услуг
 
—тать€  18.  ќрганизаци€ предоставлени€  социальных услуг

 
ќрганизаци€ предоставлени€ социальных услуг включает в себ€ следующие этапы:
вы€вление лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
оценка жизненной ситуации лиц, нуждающихс€ в социальных услугах;
разработка и реализаци€ индивидуальной программы социальных услуг (при необходимости);
мониторинг индивидуальной программы социальных услуг.
 
—тать€  19.  ¬ы€вление лиц, нуждающихс€ в социальных услугах
 
¬ы€вление лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, осуществл€етс€:
при подворных обходах;
на основе информации, предоставленной физическими и юридическими лицами;
при самосто€тельном обращении лица, нуждающегос€ в социальных услугах.
 
—тать€  20.  ќценка жизненной ситуации лиц,  нуждающихс€ в социальных услугах
 
ќценка жизненной ситуации лиц, нуждающихс€ в социальных услугах, проводитс€ соответствующими органами и организаци€ми, предоставл€ющими социальные услуги.
ќснованием дл€ проведени€ оценки жизненной ситуации лица, нуждающегос€ в социальных услугах, €вл€етс€ письменное за€вление данного лица или его законного представител€.
ѕолучатели социальных услуг или их законные представители об€заны предоставл€ть информацию, имеющую значение дл€ прин€ти€ решени€ о нуждаемости в социальных услугах и услови€х их предоставлени€, и несут ответственность за достоверность предоставленной информации.
ѕо результатам оценки жизненной ситуации лица, нуждающегос€ в социальных услугах, органами и организац般ми, предоставл€ющими социальные услуги, принимаетс€ решение о признании лица нуждающимс€ в социальных услугах либо об отклонении за€влени€ на предоставление социальных услуг.
¬ случае прин€ти€ решени€ о признании лица нуждающимс€ в социальных услугах оно включаетс€ в список получателей социальных услуг и ему предоставл€ютс€ консультации, при необходимости разрабатываетс€ индивидуальна€ программа социальных услуг или соответствующие материалы направл€ютс€ к другим компетентным органам и организаци€м, предоставл€ющим социальные услуги.
 
—тать€  21.  –азработка и реализаци€ индивидуальной  программы социальных услуг

 
ќснованием дл€ разработки индивидуальной программы социальных услуг €вл€ютс€ результаты оценки жизненной ситуации лица, нуждающегос€ в социальных услугах.
–азработка индивидуальной программы социальных услуг проводитс€ специалистами органов и организаций, предоставл€ющих социальные услуги.
»ндивидуальна€ программа социальных услуг включает в себ€ формы, виды социальных услуг, их объем, периодичность, услови€ и сроки их предоставлени€, а также сведени€ об ответственных лицах.
»ндивидуальна€ программа социальных услуг разрабатываетс€ при участии получател€ социальных услуг или его законного представител€.
ѕолучатель социальных услуг или его законный представитель вправе полностью или частично отказатьс€ от получени€ социальных услуг, предоставл€емых согласно индивидуальной программе социальных услуг.
¬ случае письменного отказа получател€ социальных услуг или его законного представител€ от выполнени€ индивидуальной программы социальных услуг в целом или какой-либо ее части органы и организации, предоставл€ющие социальные услуги, не несут ответственность за невыполнение индивидуальной программы социальных услуг или ее части.
»нформаци€, содержаща€с€ в индивидуальной программе социальных услуг, €вл€етс€ конфиденциальной и
не ¬может распростран€тьс€ без письменного согласи€ получател€ социальных услуг или его законного представител€.
 
—тать€  22.  ћониторинг индивидуальной программы социальных услуг
 

ћониторинг индивидуальной программы социальных услуг проводитс€ в цел€х определени€ эффективности социальных услуг, пересмотра индивидуальной программы или ее прекращени€.
ѕересмотр индивидуальной программы социальных услуг проводитс€ в св€зи с изменением жизненной ситуации получател€ социальных услуг.
ѕолучатели социальных услуг или их законные представители об€заны своевременно информировать органы и организации, предоставл€ющие социальные услуги, об изменении жизненной ситуации, обуславливающей потребность в предоставлении социальных услуг.
ќсновани€ми дл€ прекращени€ индивидуальной программы социальных услуг €вл€ютс€:
преодоление жизненной ситуации получателем социальных услуг;
отказ получател€ социальных услуг от таких услуг;
переезд получател€ социальных услуг на другое место жительство;
смерть получател€ социальных услуг;
вы€вление недостоверных или искаженных сведений;
заключение получател€ социальных услуг под стражу;
улучшение жизненной ситуации получател€ социальных услуг вследствие изменени€ его семейного положени€;
длительное отсутствие получател€ социальных услуг по месту проживани€.
 
√лава  5. ћониторинг, оценка, государственный  и общественный контроль в области социальных услуг
 
—тать€  23. ћониторинг и оценка социальных услуг

 
ћониторинг социальных услуг представл€ет собой посто€нный и системный процесс сбора информации на основе показателей, утвержденных органами государственного управлени€ и характеризующих эффективность де€тельно¬сти других органов и организаций, предоставл€ющих социальные услуги.
ќткрытые данные, полученные в результате мониторинга социальных услуг, размещаютс€ на ≈дином портале интер¬активных государственных услуг.
ќценка социальных услуг представл€ет собой анализ на основе стандартов социальных услуг исполнени€ законодательства о социальных услугах, качества, результативности и безопасности предоставл€емых социальных услуг.
ћониторинг и оценку социальных услуг осуществл€ют органы государственного управлени€, органы государственной власти на местах, а также другие государственные органы в соответствии с законодательством.
 
—тать€ 24. √осударственный контроль в области  социальных услуг
 

√осударственный контроль в области социальных услуг осуществл€етс€ органами государственного управлени€, органами государственной власти на местах, а также другими государственными органами в пор€дке, установленном законодательством.
 
—тать€  25.  ќбщественный контроль в области социальных услуг

 
ќбщественный контроль в области социальных услуг могут осуществл€ть негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправлени€ граждан, средства массовой информации и другие институты гражданского общества, а также граждане –еспублики ”збекистан в соответствии с законодательством.
√осударственные органы и организации об€заны содействовать проведению общественного контрол€.
–езультаты общественного контрол€ €вл€ютс€ об€зательными дл€ рассмотрени€ соответствующими государственными органами и организаци€ми в области социальных услуг.
 
√лава  6.  «аключительные положени€
 
—тать€  26.  ‘инансирование социальных услуг

 
»сточниками финансировани€ социальных услуг €вл€ютс€:
средства √осударственного бюджета –еспублики ”збекистан;
доходы, получаемые от реализации социальных услуг в установленном законодательством пор€дке;
благотворительные пожертвовани€ юридических и физических лиц;
иные источники, не запрещенные законодательством.
 
—тать€  27.  –азрешение споров
 
—поры в области социальных услуг разрешаютс€ в пор€дке, установленном законодательством.
 
—тать€  28.  ќтветственность за нарушение  законодательства о социальных услугах
 
Ћица, виновные в нарушении законодательства о социальных услугах, несут ответственность в установленном пор€дке.
 
—тать€  29.  ѕриведение законодательства  в соответствие с насто€щим «аконом

 
 абинету ћинистров –еспублики ”збекистан:
привести решени€ правительства в соответствие с насто€щим «аконом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управлени€ их нормативно-правовых актов, противоречащих насто€щему «акону.
 
—тать€  30.  ¬ступление в силу насто€щего «акона
 
Ќасто€щий «акон вступает в силу по истечении шести мес€цев со дн€ его официального опубликовани€.
 
ѕрезидент –еспублики ”збекистан Ў. ћ»–«»®≈¬
город “ашкент, 26 декабр€ 2016 года
є «–”–415