Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
12.01.2017

«акон –еспублики ”збекистан Ђќ противодействии коррупцииї є «–”Ц419

«акон –еспублики ”збекистан
«ќ противодействии коррупции»

ѕрин€т «аконодательной палатой 24 но€бр€ 2016 года
ќдобрен —енатом 13 декабр€ 2016 года
 
√лава  1.  ќбщие положени€
 
—тать€  1.  ÷ель насто€щего «акона

÷елью насто€щего «акона €вл€етс€ регулирование отношений в области противодействи€ коррупции.

—тать€  2.  «аконодательство о противодействии коррупции
«аконодательство о противодействии коррупции состоит из насто€щего «акона и иных актов законодательства.
≈сли международным договором –еспублики ”збекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о противодействии коррупции, то примен€ютс€ правила международного договора.

—тать€  3.  ќсновные пон€ти€
¬ насто€щем «аконе примен€ютс€ следующие основные пон€ти€:
коррупци€ – незаконное использование лицом своего должностного или служебного положени€ с целью получени€ материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды;
коррупционное правонарушение – де€ние, обладающее признаками коррупции, за совершение которого законодательством предусмотрена ответственность;
конфликт интересов – ситуаци€, при которой лична€ заинтересованность (пр€ма€ или косвенна€) вли€ет или может повли€ть на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных об€занностей и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

—тать€  4.  ќсновные принципы противодействи€ коррупции
ќсновными принципами противодействи€ коррупции €вл€ютс€:
законность;
приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан;
открытость и прозрачность;
системность;
взаимодействие государства и гражданского общества;
приоритетность мер по предупреждению коррупции;
неотвратимость ответственности.

—тать€  5.  ќсновные направлени€ государственной политики в области противодействи€ коррупции
ќсновными направлени€ми государственной политики в области противодействи€ коррупции €вл€ютс€:
повышение правового сознани€ и правовой культуры населени€, формирование в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции;
реализаци€ мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнеде€тельности государства и общества;
своевременное вы€вление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

—тать€  6.  √осударственные и иные программы в области противодействи€ коррупции
√осударственна€ политика в области противодействи€ коррупции может осуществл€тьс€ на основе государственных и иных программ.
√осударственные и иные программы разрабатываютс€ и реализуютс€ в цел€х обеспечени€ эффективного исполнени€ положений насто€щего «акона, прин€ти€ комплексных и системных мер по противодействию коррупции исход€ из состо€ни€ и тенденций коррупции.
 
√лава  2.   ќрганы и организации, осуществл€ющие и участвующие в де€тельности по противодействию коррупции
 
—тать€  7.  √осударственные органы, осуществл€ющие де€тельность по противодействию коррупции
√осударственными органами, непосредственно осуществл€ющими де€тельность по противодействию коррупции, €вл€ютс€:
√енеральна€ прокуратура –еспублики ”збекистан;
—лужба национальной безопасности –еспублики
”збекистан;
ћинистерство внутренних дел –еспублики ”збекистан;
ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан;
ƒепартамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре –еспублики ”збекистан.
ƒе€тельность по противодействию коррупции осуществл€ют и иные государственные органы в соответствии с законодательством.

—тать€  8.  ћежведомственные комиссии по противодействию коррупции
ƒл€ координации де€тельности органов и организаций, осуществл€ющих и участвующих в де€тельности по противодействию коррупции, создаетс€ –еспубликанска€ межведомственна€ комисси€ по противодействию коррупции (далее – ћежведомственна€ комисси€). ѕор€док формировани€ и де€тельности ћежведомственной комиссии определ€етс€ ѕрезидентом –еспублики ”збекистан.
¬ –еспублике  аракалпакстан, област€х и городе “ашкенте создаютс€ территориальные межведомственные комиссии по противодействию коррупции (далее — территориальные межведомственные комиссии) в пор€дке, установленном законодательством.
ќсновными задачами ћежведомственной комиссии €вл€ютс€:
организаци€ разработки и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
координаци€ де€тельности и обеспечение взаимодействи€ органов и организаций, осуществл€ющих и участвующих в де€тельности по противодействию коррупции;
организаци€ разработки и реализации мер по повышению правового сознани€ и правовой культуры населени€, формированию в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции;
обеспечение повышени€ эффективности мер по предупреждению, вы€влению, пресечению коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
сбор и анализ информации о состо€нии и тенденци€х коррупции;
осуществление мониторинга за реализацией мер по противодействию коррупции, оценка эффективности существующих организационно-практических и правовых механизмов в данной сфере;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции и улучшению работы в данной сфере;
координаци€ де€тельности территориальных межведомственных комиссий.

—тать€  9.  ѕолномочи€ √енеральной прокуратуры –еспублики ”збекистан в области противодействи€ коррупции
√енеральна€ прокуратура –еспублики ”збекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о противодействии коррупции;
координирует де€тельность органов, осуществл€ющих оперативно-розыскную де€тельность, дознание, предварительное следствие, а также профилактику правонарушений в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет предварительное следствие по преступлени€м, св€занным с коррупцией;
осуществл€ет сбор и анализ информации о состо€нии коррупции и результатах противодействи€ коррупции;
рассматривает обращени€ физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в законотворческой де€тельности в области противодействи€ коррупции, в том числе в реализации права законодательной инициативы;
участвует в де€тельности по правовой пропаганде среди населени€, направленной на повышение правового сознани€, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
разрабатывает и осуществл€ет меропри€ти€ по обеспечению своевременного предупреждени€, вы€влени€ и пресечени€ коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организаци€ми, осуществл€ющими и участвующими в де€тельности по противодействию коррупции;
осуществл€ет международное сотрудничество в области противодействи€ коррупции.
√енеральна€ прокуратура –еспублики ”збекистан может осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.

—тать€  10. ѕолномочи€ —лужбы национальной безопасности –еспублики ”збекистан в области противодействи€ коррупции
—лужба национальной безопасности –еспублики ¬”збекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет оперативно-розыскную де€тельность, дознание и предварительное следствие по преступлени€м, св€занным с коррупцией;
осуществл€ет сбор и анализ информации о состо€нии коррупции и результатах противодействи€ коррупции, осуществл€ет оценку угроз дл€ национальной безопасности, предоставл€ет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращени€ физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
разрабатывает и осуществл€ет меропри€ти€ по обеспечению своевременного предупреждени€, вы€влени€ и пресечени€ коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организаци€ми, осуществл€ющими и участвующими в де€тельности по противодействию коррупции;
осуществл€ет международное сотрудничество в области противодействи€ коррупции.
—лужба национальной безопасности –еспублики ¬”збекистан может осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.

—тать€  11. ѕолномочи€ ћинистерства внутренних дел –еспублики ”збекистан в области противодействи€ коррупции
ћинистерство внутренних дел –еспублики ”збеки¬стан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет оперативно-розыскную де€тельность, дознание и предварительное следствие по преступлени€м, св€занным с коррупцией;
осуществл€ет сбор и анализ информации о состо€нии коррупции и результатах противодействи€ коррупции, предоставл€ет необходимую информацию соответствующим государственным органам;
рассматривает обращени€ физических и юридических лиц по фактам коррупции и принимает меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов;
участвует в де€тельности по правовой пропаганде среди населени€, направленной на повышение правового сознани€, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
обеспечивает ведение учета и анализа статистических данных о коррупционных правонарушени€х;
разрабатывает и осуществл€ет меропри€ти€ по обеспечению своевременного предупреждени€, вы€влени€ и пресечени€ коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организаци€ми, осуществл€ющими и участвующими в де€тельности по противодействию коррупции;
осуществл€ет международное сотрудничество в области противодействи€ коррупции.
ћинистерство внутренних дел –еспублики ”збеки¬стан может осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.

—тать€ 12. ѕолномочи€ ћинистерства юстиции –еспублики ”збекистан в области противодействи€ коррупции
ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
участвует в законотворческой де€тельности в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет и координирует де€тельность по правовой пропаганде среди населени€, направленной на повышение правового сознани€, правовой культуры в обществе и укрепление законности;
участвует в реализации мер по правовому обучению и воспитанию в области противодействи€ коррупции в образовательных учреждени€х;
осуществл€ет анализ нормативно-правовых актов и их проектов на предмет вы€влени€ в них положений и норм, создающих услови€ дл€ коррупции;
принимает меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
взаимодействует с другими органами и организаци€ми, осуществл€ющими и участвующими в де€тельности по противодействию коррупции;
осуществл€ет международное сотрудничество в области противодействи€ коррупции.
ћинистерство юстиции –еспублики ”збекистан может осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.

—тать€ 13. ѕолномочи€ ƒепартамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре –еспублики ”збекистан в области противодействи€ коррупции
ƒепартамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре –еспублики ”збекистан в пределах своих полномочий:
участвует в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
осуществл€ет оперативно-розыскную де€тельность, дознание по преступлени€м, св€занным с легализацией доходов, полученных от преступной де€тельности, и иным преступлени€м, св€занным с коррупцией;
организует и проводит мониторинг операций с денежными средствами или иным имуществом дл€ вы€влени€ возможных каналов и механизмов легализации доходов, полученных от преступной де€тельности;
своевременно информирует соответствующие государственные органы о вы€вленных коррупционных правонарушени€х дл€ организации уголовного преследовани€ и прин€ти€ иных мер правового воздействи€;
разрабатывает и осуществл€ет меропри€ти€ по обеспечению своевременного предупреждени€, вы€влени€ и пресечени€ коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;
взаимодействует с другими органами и организаци€ми, осуществл€ющими и участвующими в де€тельности по противодействию коррупции;
осуществл€ет международное сотрудничество в области противодействи€ коррупции.
ƒепартамент по борьбе с налоговыми, валютными преступлени€ми и легализацией преступных доходов при √енеральной прокуратуре –еспублики ”збекистан может осуществл€ть и иные полномочи€ в соответствии с законодательством.

—тать€ 14. ”частие органов самоуправлени€ граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в противодействии коррупции
ќрганы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут:
участвовать в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
участвовать в повышении правового сознани€ и правовой культуры населени€, формировании в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции;
осуществл€ть общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
вносить предложени€ по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействовать с государственными органами и иными организаци€ми в области противодействи€ коррупции.
ќрганы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие организации и граждане могут участвовать и в иных меропри€ти€х в соответствии с законодательством.
Ќегосударственные некоммерческие организации в цел€х реализации меропри€тий, предусмотренных в насто€щей статье, участвуют в де€тельности ћежведомственной комиссии и территориальных межведомственных комиссий, а также рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов при государственных органах в пор€дке, установленном законодательством.
—тать€  15. ”частие средств массовой информации  в противодействии коррупции —редства массовой информации:
участвуют в разработке и реализации государственных и иных программ в области противодействи€ коррупции;
освещают меропри€ти€, направленные на реализацию государственной политики в области противодействи€ коррупции, в том числе на повышение правового сознани€ и правовой культуры населени€, формирование в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции;
осуществл€ют общественный контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
взаимодействуют с государственными органами и иными организаци€ми в области противодействи€ коррупции.
—редства массовой информации могут участвовать и в иных меропри€ти€х в соответствии с законодательством.
 
√лава 3. ѕовышение правового сознани€ и правовой культуры в области противодействи€ коррупции
 
—тать€ 16.  ѕовышение правового сознани€ и правовой культуры населени€, формирование в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции
¬ цел€х противодействи€ коррупции государственные органы и иные организации принимают необходимые меры по повышению правового сознани€ и правовой культуры населени€, формированию в обществе нетерпимого отношени€ к коррупции, в том числе путем проведени€ разъ€снительной работы, организации правового воспитани€ и образовани€, научно-практических меропри€тий, разработки учебно-методической и научной литературы по вопросам противодействи€ коррупции.

—тать€ 17. ѕовышение правовой грамотности работников государственных органов и иных организаций
√осударственные органы и иные организации принимают необходимые меры по повышению правовой грамотности, в том числе уровн€ правовых знаний их должностных лиц и других работников в области противодействи€ коррупции.

—тать€  18.  ѕравовое обучение и воспитание в области противодействи€ коррупции в образовательных учреждени€х
ѕравовое обучение и воспитание в области противодействи€ коррупции в образовательных учреждени€х осуществл€етс€ в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами.
ќрганы государственного управлени€ образованием и образовательные учреждени€ разрабатывают меры, направленные на правовое обучение и воспитание, повышение качества профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждени€х, посто€нное совершенствование образовательных программ с учетом основных направлений государственной политики в области противодействи€ коррупции.
 
√лава  4.  ћеры по предупреждению коррупции

 
—тать€  19.  ћеры по предупреждению коррупции в сфере государственного управлени€
ћерами по предупреждению коррупции в сфере государственного управлени€ €вл€ютс€:
обеспечение открытости де€тельности государственных органов и их подотчетности, повышение эффективности системы государственного управлени€, усиление ответственности государственных органов, их должностных лиц и других работников за выполнение возложенных на них задач;
осуществление парламентского и общественного контрол€ за де€тельностью государственных органов в области противодействи€ коррупции;
недопущение коррупционных правонарушений в де€тельности государственных органов и их работников;
внедрение критериев эффективности, стандартов и систем оценки качества исполнени€ должностными лицами и другими работниками государственных органов своих должностных или служебных об€занностей;
эффективна€ реализаци€ правил этического поведени€ работников государственных органов, определ€ющих единые принципы и правила этического поведени€ в профессиональной и внеслужебной де€тельности;
совершенствование организационно-правовых основ разрешени€ конфликта интересов работников государственных органов, обеспечение проведени€ мониторинга за их соблюдением;
определение правового статуса работников государственных органов, установление прозрачного пор€дка прохождени€ службы, внедрение системы конкурсного отбора и продвижени€ по службе на основе личных и профессиональных качеств, принципов открытости, беспристрастности, справедливости и объективности;
обеспечение контрол€ за соблюдением государственными органами требований законодательства об обращени€х физических и юридических лиц, полным, объективным и своевременным рассмотрением обращений, прин€тием ими в пределах своих полномочий мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и защите законных интересов физических и юридических лиц;
регул€рное проведение мониторинга за осуществлением меропри€тий по предупреждению коррупции в де€тельности государственных органов с оценкой эффективности принимаемых ими мер;
организаци€ антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов;
обеспечение эффективной социальной защиты, материального обеспечени€ и стимулировани€ должностных лиц и других работников государственных органов.
«аконодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управлени€.
ƒолжностные лица и другие работники государственных органов и иных организаций об€заны соблюдать законодательство, выполн€ть свои должностные или служебные об€занности беспристрастно, объективно, добросовестно, с соблюдением правил этического поведени€ и воздерживатьс€ от совершени€ каких-либо коррупционных правонарушений или любых других действий, создающих услови€ дл€ совершени€ таких правонарушений.
 
—тать€  20.  ћеры по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развити€ и предпринимательства
ћерами по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развити€ и предпринимательства €вл€ютс€:
устранение административных и бюрократических барьеров, упрощение и повышение оперативности регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур;
оптимизаци€ контрольно-надзорных функций государственных органов, совершенствование системы проверок де€тельности субъектов предпринимательства, недопущение незаконного вмешательства в их де€тельность;
широкое внедрение дистанционных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства;
создание равных условий дл€ ведени€ предпринимательской де€тельности и недопущение недобросовестной конкуренции;
внедрение эффективных правовых механизмов государственных закупок, обеспечение гласности, прозрачности и поддержание конкурентной среды в размещении государственных закупок;
создание справедливых условий и равных возможностей дл€ населени€ в сфере образовани€, здравоохранени€, социального обеспечени€, коммунального обслуживани€ и других сферах социально-экономического развити€, недопущение коррупционных правонарушений;
внедрение эффективных механизмов противодействи€ коррупции в негосударственных организаци€х.
«аконодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере социально-экономического развити€ и предпринимательства.

—тать€  21. ћеры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов
–аботники государственных органов при исполнении должностных или служебных об€занностей не должны допускать личную заинтересованность, котора€ приводит или может привести к конфликту интересов.
¬ случае возникновени€ конфликта интересов работники государственных органов должны незамедлительно проинформировать своего непосредственного руководител€. –уководитель, получивший сведени€ о наличии конфликта интересов, об€зан свое-временно прин€ть меры по его предотвращению или урегулированию.
—пециальные подразделени€ или комиссии по этике государственных органов осуществл€ют мониторинг за соблюдением правил разрешени€ конфликта интересов.
–аботники государственных органов, а также их руководители, допустившие нарушение требований предотвращени€ или урегулировани€ конфликта интересов, несут ответственность в соответствии с законодательством.

—тать€  22. ћеры по предупреждению коррупции в сфере административных процедур
ћерами по предупреждению коррупции в сфере административных процедур €вл€ютс€:
обеспечение принципов законности и справедливости, создание гарантий беспристрастности административно-управленческого процесса, повышение его прозрачности, доступности дл€ внешнего и внутреннего контрол€;
детальна€ регламентаци€ административных процедур с ограничением дискреционных полномочий, недопущение бюрократического формализма;
внедрение упрощенных административных процедур;
установление эффективных механизмов обжаловани€ решений государственных органов и возмещени€ причиненного ущерба.
«аконодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере административных процедур.

—тать€ 23. ћеры по предупреждению коррупции в сфере осуществлени€ государственных закупок
ћерами по предупреждению коррупции в сфере осуществлени€ государственных закупок €вл€ютс€:
обеспечение прозрачности и доступности информации о процедурах осуществлени€ государственных закупок;
обеспечение справедливой конкуренции и использовани€ объективных критериев при прин€тии решений;
создание эффективной системы внутреннего контрол€, а также процедуры обжаловани€ и оспаривани€ результатов проведени€ государственных закупок;
обеспечение эффективного функционировани€ государственных электронных торгов.
«аконодательством могут быть предусмотрены и иные меры по предупреждению коррупции в сфере осуществлени€ государственных закупок.

—тать€ 24. јнтикоррупционна€ экспертиза  нормативно-правовых актов и их проектов
јнтикоррупционна€ экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов представл€ет собой процесс, направленный на:
вы€вление коррупциогенных факторов, создающих возможность совершени€ коррупционных правонарушений;
общую оценку последствий прин€ти€ проекта, создаю¬щих возможность совершени€ коррупционных правонарушений;
прогнозирование возможности возникновени€ рисков коррупционного характера в процессе применени€ нормативно-правовых актов;
разработку рекомендаций и прин€тие мер, направленных на устранение вы€вленных коррупциогенных факторов.
јнтикоррупционна€ экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов проводитс€ государственными органами и иными организаци€ми по соответствующим направлени€м де€тельности в пор€дке, установленном законодательством.
 
√лава  5. ¬ы€вление, пресечение коррупционных правонарушений, неотвратимость    ответственности
 
—тать€ 25. ћеры по своевременному вы€влению и пресечению коррупционных правонарушений, обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершение  коррупционных правонарушений
ћерами по своевременному вы€влению и пресечению коррупционных правонарушений, обеспечению принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений €вл€ютс€:
организаци€ эффективной работы государственных органов, непосредственно осуществл€ющих де€тельность по противодействию коррупции, основанной на системном анализе состо€ни€ и тенденций коррупции, недопущение коррупционных правонарушений в их ¬де€тельности;
использование современных форм и методов борьбы с коррупционными правонарушени€ми, повышение уровн€ технического обеспечени€ правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение самосто€тельности и независимости судов, открытости их де€тельности;
обеспечение координации и взаимодействи€ между государственными органами, непосредственно осуществл€ющими де€тельность по противодействию коррупции;
обеспечение полного, объективного и своевременного рассмотрени€ обращений физических и юридических лиц по фактам коррупционных правонарушений;
обеспечение защиты лиц, сообщающих информацию
о коррупционных правонарушени€х;
создание эффективных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных механизмов борьбы с коррупцией.

—тать€ 26. ќб€занность работников государственных органов уведомл€ть о фактах коррупционных правонарушений
–аботники государственных органов об€заны уведомл€ть своего руководител€ либо правоохранительные органы обо всех случа€х обращени€ к ним каких-либо лиц в цел€х склонени€ их к совершению коррупционных правонарушений, а также о любых известных им фактах подобных правонарушений, совершенных другими работниками государственных органов.
Ќевыполнение работниками государственных органов об€занности, предусмотренной в части первой насто€щей статьи, влечет ответственность в соответствии с законодательством.

—тать€  27.  ќтветственность за коррупционные правонарушени€
—овершение коррупционных правонарушений влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Ћица, совершившие коррупционное правонарушение, по решению суда могут быть лишены определенных прав, в том числе права занимать определенные должности в соответствии с законом.
ёридические лица подлежат ответственности за совершение коррупционных правонарушений в пор€дке, установленном законом.

—тать€  28.  «ащита лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушени€х
Ћица, сообщающие информацию о коррупционных правонарушени€х, наход€тс€ под защитой государства, за исключением случаев, установленных законом.
ѕреследование лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушени€х, влечет ответственность в соответствии с законом.
ѕравила насто€щей статьи не распростран€ютс€ на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о коррупционных правонарушени€х, которые несут ответственность в соответствии с законом.

—тать€ 29. ќтмена или изменение решений,  прин€тых в результате коррупционных правонарушений
–ешени€, прин€тые в результате коррупционных правонарушений, могут быть отменены или изменены уполномоченным государственным органом, иной организацией или должностным лицом или признаны недействительными в судебном пор€дке по за€влению заинтересованного лица.
¬ случае отмены, изменени€ или признани€ недействительным решени€, прин€того в результате совершени€ коррупционных правонарушений, ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате его прин€ти€, подлежит возмещению в пор€дке, установленном законодательством.
 
√лава  6.  «аключительные положени€
 
—тать€  30.  »сследовани€ в области коррупции
»зучение состо€ни€ коррупции, ее характера, масштабов, динамики и тенденций, а также эффективности реализации государственной политики в области противодействи€ коррупции осуществл€етс€ государственными органами во взаимодействии с органами самоуправлени€ граждан, негосударственными некоммерческими и иными организаци€ми, средствами массовой информации, а также гражданами на посто€нной основе путем проведени€ социологических, специальных, научных и иных видов исследований.
—оциологические исследовани€ включают в себ€ систематическое изучение общественного мнени€ путем проведени€ социологических опросов и использовани€ других методов с целью вы€влени€ отраслей и сфер, наиболее подверженных коррупции, причин и условий ее возникновени€, а также установлени€ социальных групп, вовлеченных в данную де€тельность.
—пециальные исследовани€ включают в себ€ регул€рный системный анализ результатов де€тельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции, состо€ни€ коррупционной преступности, статистического учета показателей коррупции, изучение характера и масштабов, динамики и тенденций коррупции во всех сферах жизнеде€тельности государства и общества.
Ќаучные исследовани€ включают в себ€ проведение научных исследований по проблемам противодействи€ коррупции, разработку научных методик и рекомендаций, рациональное их введение в практику, прогнозирование и научный анализ эффективности примен€емых в противодействии коррупции форм и методов.
√осударство поддерживает и стимулирует исследовани€ в области противодействи€ коррупции.

—тать€  31.  ƒоступ к информации
 аждый обладает правом доступа к информации об организации и функционировании государственных органов, о процессах прин€ти€ актов, касающихс€ этого лица или группы лиц.
√осударственные органы, органы самоуправлени€ граждан, негосударственные некоммерческие и иные организации предоставл€ют средствам массовой информации сообщени€ о событи€х, фактах, €влени€х и процессах, св€занных с коррупцией, имеющих интерес дл€ общества, в пор€дке, установленном законодательством.
ƒоступ к информации может быть ограничен только в соответствии с законом.

—тать€  32. ћеждународное сотрудничество  в области противодействи€ коррупции
ћеждународное сотрудничество в области противодействи€ коррупции осуществл€етс€ в соответствии с законодательством и международными договорами –еспублики ”збекистан.
√осударственные органы, осуществл€ющие де€тельность по противодействию коррупции, имеют право направл€ть в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и отвечать на их запросы.
√осударственные органы, осуществл€ющие де€тельность по противодействию коррупции, принимают меры по возвращению имущества, полученного в результате коррупционных правонарушений, в соответствии с законодательством и международными договорами –еспублики ”збекистан.

—тать€  33.  ѕриведение законодательства в соответствие с насто€щим «аконом  абинету ћинистров –еспублики ”збекистан:
привести решени€ правительства в соответствие с насто€щим «аконом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управлени€ их нормативно-правовых актов, противоречащих насто€щему «акону.
—тать€  34.  ¬ступление в силу насто€щего «акона
Ќасто€щий «акон вступает в силу со дн€ его официального опубликовани€.
 
ѕрезидент  –еспублики ”збекистан   Ў. ћ»–«»®≈¬
 
город “ашкент, 3 €нвар€ 2017 года
є «–”–419