16.01.2017 Как должны разрабатываться НПАПриказом министра юстиции № 2352-6 от 10.01.2017 г. внесен ряд изменений и дополнений в Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан. Что должно быть в концепции закона Теперь при разработке концепции закона в ней должны быть отражены следующие обязательные составляющие: основная идея, цель и предмет правового регулирования, т.е. содержание проекта закона, основные задачи и цели, на достижение которых он направлен, общественные отношения, которые он призван урегулировать, а также излагается сфера применения, на которую распространяется его действие, полномочия (права и обязанности) субъектов правоотношений; общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативно-правовых актов. Здесь, в частности, указываются: нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в соответствующей сфере, а также международные договоры Республики Узбекистан; пробелы и противоречия в законодательстве, наличие устаревших, фактически утративших свое значение, неэффективных либо не имеющих механизма реализации положений; рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования; общепризнанные принципы и нормы международного права, а также опыт правового регулирования в зарубежных странах; результаты проведения статистических, социологических, политологических, а также иных научных исследований; перечень подзаконных нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации будущего закона; обоснование необходимости разработки проекта закона, где излагаются аргументы, свидетельствующие о необходимости принятия закона. Они должны быть конкретными, обоснованными и устанавливать причинно-следственную связь проблемы с несовершенством действующего законодательства. Указываются также отрасль законодательства, к которой относится проект закона, положения Конституции и законов Республики Узбекистан, на реализацию которых он направлен, а также его значение для правовой системы; основные положения проекта закона – правила, которые будут установлены в будущем законе, его примерная структура с кратким содержанием (при возможности) разделов, подразделов, глав, параграфов и статей; прогноз социально-экономических, правовых и иных последствий будущего закона, включающий описание предполагаемых последствий и ожидаемых конечных результатов его реализации. При этом должны учитываться не только положительные, но и возможные негативные последствия реализации будущего закона. При прогнозе правовых последствий будущего закона при необходимости также учитываются административно-правовые, судебно-правовые механизмы, обеспечивающие его исполнение. Разработчик концепции закона вправе указывать и иную необходимую информацию, после чего она утверждается руководителем разработчика, а затем осуществляется непосредственно подготовка текста проекта закона. При необходимости концепция может быть предварительно согласована с вышестоящими органами. Проекты обсуждаются Проект до его согласования с заинтересованными органами и организациями может выноситься на общественное и (или) профессиональное обсуждение. Общественное обсуждение проекта проводится с участием представителей заинтересованных госорганов, научных, негосударственных некоммерческих и иных организаций, ученых и специалистов, экспертов путем проведения семинаров и «круглых столов», размещения текстов проектов и аналитических материалов к ним на официальном веб-сайте органа, а также иными способами. Профессиональное обсуждение проекта проводится с участием специалистов соответствующих отраслей. Информация о проведенном общественном и (или) профессиональном обсуждении проекта и его результатах должна быть отражена в пояснительной записке Проекты, воздействующие на осуществление предпринимательской деятельности, подлежат также размещению органами – разработчиками проекта на Едином портале интерактивных государственных услуг для обсуждения и оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность. Предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения, подлежат рассмотрению разработчиком или рабочей группой (комиссией). По неучтенным предложениям и замечаниям составляется справка с соответствующими пояснениями. Хронологическая справка прилагается Согласно внесенным поправкам к проекту должна прилагаться справка о хронологии разработки и согласования проекта, в которой указываются: вид проекта; наименование проекта; основание(я) для внесения проекта; наименование разработчика проекта; таблица, содержащая информацию о дате согласования проекта, наименовании министерства и ведомства, Ф.И.О. и должности его руководителя, результаты согласования, дату внесения проекта в Кабинет Министров. Хронологическая справка подписывается первым руководителем (в исключительных случаях — его первым заместителем) разработчика. Источник: Информационно - правовой портал "Норма" |