28.12.2016 АНАЛИЗ ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ, ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ»АНАЛИЗ ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ, ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ» 28 декабря 2016 г. г. Ташкент Закон подписан Президентом Республики Узбекистан 26.12.2016г. Опубликован 27.12.2016г. Вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Закон состоит из 6 глав, объединяющих 30 статей. Глава 1 содержит общие положения (цель, законодательство, принципы и основные направления государственной политики и др.). Весьма важными являются положения статьи 5 (социальные услуги), где даётся определение социальных услуг, и статьи 6 (социальные уязвимые категории населения), в которой определяются лица, имеющие право на признание их нуждающимися в социальных услугах, а именно - социально уязвимыми категориями населения являются лица, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися в социальных услугах, в том числе: - одинокие и одиноко проживающие престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе; - инвалиды I и II групп, дети-инвалиды; - недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане; - лица, имеющие социально значимые заболевания; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Полагаем, что четкое определение уязвимых категорий населения, безусловно правильное и обоснованное решение законодателя. Единственное, что можно было сделать ещё, добавить определение «престарелые граждане», с указанием возраста, с которого гражданин считается престарелым 60-70-75 лет? Здесь могут возникнуть вопросы пенсионер – это престарелый? Но есть категории работников (например, МВД), которые в 50 лет уже пенсионеры. Глава 2 (органы и организации в области социальных услуг ст. 7-12), определяет систему органов и организаций в области социальных услуг (ст. 8-10) Вызывает особый интерес статья 11 (участие негосударственных некоммерческих организаций в области социальных услуг) (примечание: эта статья была разработана и анонсирована в Парламенте ЦИПП при поддержке ICNL) В частности, в ст. 11 определяются права ННО в области социальных услуг: Негосударственные некоммерческие организации могут: участвовать в разработке и реализации государственных программ и проектов в области социальных услуг; выявлять и вести учет лиц, нуждающихся в социальных услугах; предоставлять социальные услуги или оказывать содействие в предоставлении социальных услуг; проводить исследования по выявлению потребностей социально уязвимых категорий населения в социальных услугах; осуществлять общественный контроль за деятельностью соответствующих органов и организаций в области социальных услуг; получать государственные социальные заказы, субсидии, гранты в области социальных услуг; участвовать в тендерных (конкурсных) и биржевых торгах по государственным, корпоративным и иным закупкам, а также получать другие формы государственного финансирования на предоставление социальных услуг в порядке, установленном законодательством; заключать с субъектами предпринимательства, предоставляющими социальные услуги, договоры на предоставление социальных услуг, выполнение иных работ или реализацию проектов в области социальных услуг. Негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством. Как мы видим, статья охватывает весь спектр социальных услуг, в оказании которых могут принимать участие ННО, и что показательно и современно, что ННО могут участвовать в тендерах по гос. закупкам, и получать другие формы гос. финансирования в области социальных услуг. Полагаем, что это серьёзное решение, открывающее для ННО возможность принимать активное участие в оказании социальных услуг. Статья 12 предусматривает право субъектов предпринимательства предоставлять социальные услуги. Статья безусловно нужная, но есть в ее реализации серьёзная проблема. Не указано, какие льготы и преференции будут получать субъекты предпринимательства предоставляющие социальные услуги. Их участие в реализации государственных программ и проектов в области соц. услуг, будет основываться на результатах организуемых тендеров, что не гарантирует получение ими льгот или снижение налогового бремени. Полагаем, что в подзаконном акте (Постановление КМ), следует предусмотреть поощрительные меры для субъектов предпринимательства,предоставляющих социальные услуги. Глава 3 (формы и виды предоставления социальных услуг) (ст. 13-17) определяет формы предоставления социальных услуг (ст. 13): Социальные услуги предоставляются в следующих формах: - услуги социального сопровождения и консультативные услуги; - социальные услуги по уходу на дому; - социальные услуги в учреждениях дневного и (или) кратковременного пребывания; - социальные услуги в интернатных учреждениях. Указанные формы и их содержание раскрываются в ст. 14-17 Наибольшее внимание следует уделить особенности предоставления соц. услуг по уходу на дому (ст. 15), т.к. этот вид услуг наиболее сложный т.к. включает полное бытовое обслуживание, уборку помещений, приготовление пищи и т.д. Нужны методические рекомендации по всем этим вопросам, с указанием и разъяснениями всех видов соц. услуг по уходу на дому, или инструкции, утвержденные Минздравом и Минтрудом. Глава 4 (предоставление социальных услуг) (ст.18-22) В главе устанавливаются положения по организации поэтапного предоставления нуждающихся в этих услугах. 1 этап – оценка жизненной ситуации лиц, нуждающихся в соц. услугах; 2 этап – разработка и реализация индивидуальных программ оказания соц. услуг; 3 этап – мониторинг индивидуальной программы соц. услуг. Наиболее сложный этап, как нам представляется – 1 этап (определение нуждающихся в соц. услугах (ст. 19) и соответствующая оценка жизненной ситуации нуждающихся лиц (ст. 20). Проблема может заключатся в том, кто и как будет оценивать эту самую жизненную ситуацию. То есть здесь возможны ошибки при оценках, которые будут давать соответствующие гос. органы и организации, предоставляющие соц. услуги, так как четких критериев здесь нет, и определять и оценивать ту или иную ситуацию бывает затруднительно. Многое будет зависеть от состава комиссий, которые будут давать оценку жизненной ситуации лица нуждающегося в соц. услугах. Глава 5(мониторинг, оценка, государственный и общественный контроль в области социальных услуг) (ст. 23-25). Любая деятельность в столь ответственной сфере как социальные услуги, должна строго контролироваться государством (ст. 24) и обществом (ст. 25). Включение в закон специальной статьи посвящённой организации общественного контроля в области соц. услуг, считаем несомненным достижением законодателя. Именно наличие и действенность общественного контроля обеспечит эффективную реализацию Закона. Глава 6 (заключительные положения) (ст. 26-30). Содержит (что очень важно) перечень источников финансирования соц. услуг (ст. 26): Источниками финансирования социальных услуг являются: средства Государственного бюджета Республики Узбекистан; доходы, получаемые от реализации социальных услуг в установленном законодательством порядке; благотворительные пожертвования юридических и физических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством. В статье 27-30 устанавливаются стандартные для узбекского законодательства положения о порядке разрешения споров, ответственности за нарушение законодательства, приведение законодательства в соответствие с законом и сроки вступления в силу закона. Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. ВЫВОД Закон весьма своевременный, актуальный. Разработан на высоком юридическо-техническом уровне, прямого действия. Несомненно, реализация данного Закона обеспечит социально-экономическую и морально-психологическую поддержку лиц, нуждающихся в социальных услугах (престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения), и в целом будет способствовать защите интересов и прав человека на уровне международных стандартов. Центр изучения правовых проблем |