Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
24.01.2017

News дл€ Ќќ”

«Ќ“¬» уже несколько раз поднимала проблему правового и налогового регулировани€ негосударственных образовательных учреждений. ќна может обостритьс€ в 2017 году, когда большинству Ќќ” придетс€ перей­ти на уплату общеустановленных налогов.

Ќар€ду с государственными организаци€ми образовательные услуги оказывают и негосударственные образовательные учреждени€ (Ќќ”). ѕри этом большинство Ќќ” – частные детские сады и школы, курсы по обучению иностранным €зыкам, центры повышени€ квалификации и другие подобные организации, предоставл€ющие образовательные услуги на платной основе, созданы в организационно-правовой форме «учреждение». ѕо информации √осударственного центра тестировани€, по состо€нию на 1 €нвар€ 2017 года негосударственным образовательным учреждени€м выдана 561 лицензи€ на право осуществлени€ образовательной де€тельности.

¬се они сто€т перед сложным выбором: остатьс€ на упрощенном пор€дке налогообложени€ или перей­ти на уплату общеустановленных налогов. ѕо мнению налоговых органов, пока действовала  лассификаци€ предпри€тий и организаций, относ€щихс€ к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) (утв. ѕ ћ є439 от 11.10.2003г.), Ќќ” со среднегодовой численностью работников до 25 человек вправе были как субъекты малого бизнеса платить ≈Ќѕ. Ќо с введением новой  лассификации (прил. є1 к ѕ ћ є275 от 24.08.2016г.), котора€ однозначно на некоммерческие организации не распростран€етс€, позици€ налоговых органов изменилась. Ќиже мы приведем позицию и √Ќ , и ћинфина, и других госорганов. Ќо сначала необходимо найти ответ на следующий принципиальный вопрос:

Ќќ” – коммерческа€ или некоммерческа€ организаци€?

ƒействующие законодательные акты не содержат общей нормы о статусе Ќќ”. Ќа практике есть некоммерческие (дошкольные учреждени€, центры повышени€ квалификации и др.) и коммерческие (автошколы, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью) организации.

Ќормативно установлена только правова€ форма негосударственных дошкольных образовательных учреждений. ¬ соответствии с ѕоложением о негосударственном дошкольном образовательном учреждении в –еспублике ”збекистан (прил. є2 к ѕ ћ є225 от 25.10.2007г.) дошкольное учреждение может быть создано исключительно в одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций – учреждени€.

»з-за нормативной неурегулированности правового статуса Ќќ” позици€ различных госорганов также неоднозначна.

–ассмотрим каждую из них.

ѕозици€ √осударственного центра тестировани€

”полномоченным государственным органом по аттестации, аккредитации и лицензированию де€тельности образовательных учреждений €вл€етс€ ­√осударственный центр тестировани€ при  абинете ћинистров –еспублики ”збекистан (ѕ ћ є293 от 24.06.2004г.).

¬ соответствии с требовани€ми √осударственного центра тестировани€ (√÷“) регистраци€ негосударственных организаций в сфере образовани€ должна осуществл€тьс€ в форме учреждени€. ќбосновываетс€ это тем, что «акон «ќб образовании» и другие правовые акты в этой сфере используют словосочетание «негосударственные образовательные учреждени€». ѕоскольку организационно-правова€ форма «учреждение» относитс€ к некоммерческим организаци€м, делаетс€ ¬џ¬ќƒ: «общества с ограниченной ответственностью не имеют права заниматьс€ образовательной (в том числе повышением квалификации кадров и их переподготовкой) де€тельностью». —оответственно, таким организаци€м госорган лицензию не выдает.

јналогичной позиции придерживаютс€ и местные органы власти, на которые в соответствии с ѕ ћ є169 от 14.06.2013 г. возложена функци€ лицензировани€ негосударственных курсов преподавани€ иностранных €зыков.

ѕозици€ √осударственного налогового комитета

ѕо мнению специалистов √Ќ , некоммерческими организаци€ми считаютс€ юрлица, не имеющие в качестве основной цели своей де€тельности извлечение прибыли и не распредел€ющие полученные доходы между своими участниками (членами) (ст.17 Ќ ).

√осрегистраци€ негосударственной некоммерческой организации осуществ­л€етс€ органами юстиции (ст.21 «-на «ќ негосударственных некоммерчес­ких организаци€х») в соответствии с ѕоложением о пор€дке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций (прил. є1 к ѕ ћ є57 от 10.03.2014г.).

Ќа основании этого √Ќ  дает заключение, что если Ќќ” в соответствии с законодательством €вл€етс€ некоммерческой организацией и прошло госрегистрацию в органах юстиции, то с 1 €нвар€ 2017 года оно не будет относитьс€ к субъектам малого предпринимательства и должно уплачивать налоги и другие об€зательные платежи в общеустановленном пор€дке.

—ледовательно, из заключени€ √Ќ  можно сделать ¬џ¬ќƒ, что если Ќќ” зарегистрировано не в органах юстиции, а в хокими€те (в инспекци€х по регистрации субъектов предпринимательства), то оно не будет считатьс€ некоммерческой организацией. ј это в свою очередь означает, что при соблюдении установленных критериев Ќќ” может считатьс€ субъектом малого бизнеса и за ним сохран€етс€ право примен€ть упрощенный пор€док налогообложени€.

ƒл€ справки

”став образовательного учреждени€ разрабатываетс€ в соответствии со специально утвержденным ѕор€дком (прил. є3 к ѕ ћ є5 от 5.01.1998г.), который примен€етс€ в качестве руководства дл€ всех видов образовани€ независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. —огласно этому ѕор€дку устав образовательного учреждени€ подлежит регистрации в местных органах исполнительной власти.

ѕозици€ √осударственного комитета по статистике

ќрганы статистики однозначно классифицируют Ќќ” как негосударственные некоммерческие организации, а не как субъекты предпринимательства.

¬ соответствии с ≈диным государственным регистром предпри€тий и организаций органами статистики Ќќ” присваиваютс€ следующие коды:
 
код ќѕ‘ – учреждение;

один из кодов ќ ќЌ’ – 92110, 92120, 92200, 92400;

один из кодов ќ Ёƒ – 85100, 85200, 85320, 85420, 85510, 85520, 85530, 85590;

код —ќќ√” (—истема обозначений органов государственного управлени€) – 79974 (негосударственные некоммерческие организации).

¬ графе «ѕринадлежность к субъектам малого предпринимательства» стат­орган ставит отметку «нет».

ѕозици€ ћинистерства финансов

—пециалисты ћинфина считают, что некоммерческие организации не могут быть субъектами предпринимательства, даже если они оказывают платные образовательные услуги. ќтсюда однозначный ¬џ¬ќƒ – они должны платить общеустановленные налоги. ѕри этом дл€ отнесени€ конкретного юридического лица, осуществл€ющего негосударственную образовательную де€тельность, к категории субъектов предпринимательства или некоммерческой организации рекомендуетс€ получить заключение ћинистерства юстиции. — учетом этого заключени€ и будет примен€тьс€  лассификаци€ организаций, относ€щихс€ к субъектам малого предпринимательства. ќтметим, что пор€док или процедура получени€ такого заключени€ в правовом плане не урегулирована.

–ешение – в руках законодателей

ѕодвод€ итоги, можно сделать вывод, что де€тельность Ќќ” не в полной мере урегулирована, что не позвол€ет ведомствам иметь единую позицию по их правовому статусу и системе налогообложени€.

¬ принципе, возможны два варианта законодательного решени€ проблемы.

ѕервый – законодательно установить, что негосударственную образовательную де€тельность ведут исключительно некоммерческие организации. “акой подход характерен дл€ стран —Ќ√. “ак, например, в «аконе –оссийской ‘едерации «ќб образовании» (п.1 ст.22) однозначно указано, что «ќбразовательна€ организаци€ создаетс€ в форме, установленной гражданским законодательством дл€ некоммерческих организаций».

 ¬ случае если законодатели решат, что образовательные услуги по своей сути не должны быть нацелены на извлечение прибыли, то целесообразно четко определитьс€ и с системой налогообложени€. Ќужно понимать, что при существующей ситуации, когда некоммерческие организации с доходов от платных услуг должны будут платить общеустановленные налоги, Ќќ” просто не смогут обеспечить свое самофинансирование. ѕоэтому целесообразным будет распространить на них привилегии и льготы, предусмотренные дл€ субъектов малого бизнеса в сфере налогообложени€ и отчетности. ”чебные центры, детские сады и прочие Ќќ” не имеют ни финансовых, ни кадровых ресурсов дл€ грамотной уплаты и оформлени€ общеустановленных налогов.

¬торой путь – предоставить этим организаци€м право выбора между некоммерческой и коммерческой формами организации своей де€тельнос­ти. »менно этот подход заложен в законопроект «ќ внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты –еспублики ”збекистан», который в первом чтении рассматривалс€ «аконодательной палатой в начале 2015 года. ќн предусматривает замену слов «негосударственные образовательные учреждени€» на «негосударственные организации, занимающиес€ образовательной де€тельностью». —оответствующие изменени€ предлагаетс€ внести в законы «ќб образовании», «ќ зан€тос­ти населени€», «ќ налоговом консультировании», в Ќациональную программу по подготовке кадров (утв. «-ном є463-I от 29.08.1997г.), в ѕеречень видов де€тельности, на осуществление которых требуютс€ лицензии (утв. постановлением ќћ є222-II от 12.05.2001г.), и р€д других до­кументов, касающихс€ лицензионных видов де€тельности.

≈сли эти изменени€ будут прин€ты, то образовательной де€тельностью смогут заниматьс€ негосударственные образовательные структуры не только в форме «учреждение», но и в других организационно-правовых формах. “ем самым будет однозначно решен и вопрос с их налогообложением.
 
 акие налоги платить в 2017 году?

¬ соответствии с действовавшей до 1 €нвар€ 2017 года  лассификацией предпри€тий и организаций, относ€щихс€ к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) (утв. ѕ ћ є439 от 11.10.2003г.), образовательные учреждени€, имеющие коды де€тельности ќ ќЌ’ 92110, 92120, 92200, 92400 со среднегодовой численностью работников, не превышающей 25 человек, относ€тс€ к субъектам малого бизнеса. Ќикаких ограничений по использованию этой  лассификации к Ќќ”, занимающимс€ коммерческой де€тельностью, не было.

— 1 €нвар€ 2017 года данна€  лассификаци€ утратила свою силу и взамен ей введена нова€  лассификаци€, в соответствии с которой субъекты малого предпринимательства определ€ютс€ по кодам экономической де€тельности ќ Ёƒ.

¬о вновь введенную  лассификацию виды де€тельности образовательных учреждений также включены, и дл€ них определена предельна€ численность работников.
 

¬ыписка из  лассификации (секци€ – – ќбразование)

 

 од

ќ Ёƒ

Ќаименование

 

—реднегодова€ численность работников

 

микрофирмы

 

малые предпри€ти€

 

85.10.0

 

ƒошкольное образование

 

1–10

 

11–25

 

85.20.0

 

Ќачальное образование

 

1–10

 

11–25

 

85.32.0

 

—реднее специальное, профессиональное образование

 

1–10

 

11–25

 

85.42.0

 

¬ысшее образование

 

1–10

 

11–25

 

85.51.0

 

—портивное образование, включа€ образование в развлекательных цел€х

 

1–10

 

11–25

 

85.52.0

 

ќбразование в сфере культуры

 

1–10

 

11–25

 

85.53.0

 

ƒе€тельность школ подготовки водителей транспортных средств

 

1–10

 

11–25

 

85.59.0

 

ѕрочие виды образовани€, не включенные в другие категории

 

1–10

 

11–25

 

85.60.0

 

¬спомогательна€ де€тельность в области образовани€

 

1–20

 

21–25

 

 
Ќо  лассификаци€ на некоммерческие организации не распростран€етс€. Ёто означает, что с 1 €нвар€ 2017 года образовательные организации, созданные в форме «учреждение», не могут использовать предельную численность, установленную  лассификацией дл€ применени€ упрощенной системы налогообложени€.

¬ случае если Ќќ” по организа­ционно-правовой форме будут признаны некоммерческими организаци€ми, им всем независимо от численности придетс€ уплачивать общеустановленные налоги.

 ак быть отдельно вз€тому Ќќ” в этой ситуации?

—начала нужно четко определить его статус в соответствии с учредительными документами. ≈сли устав Ќќ” составлен грамотно, то в нем должна быть однозначна€ формулировка его правового статуса. ¬ уставе указано «учреждение» – это форма некоммерческой организации. ќбщество с ограниченной ответственностью – Ќќ” €вл€етс€ коммерческой структурой.

≈сли же в уставе организационно-правова€ форма четко не указана, то посмотрите государственный до­кумент о регистрации (√увохнома). “ам указан код организационно-правовой формы (ќѕ‘). —ведени€ о кодах де€тельности юрлица можно также посмотреть в ≈дином государственном регистре предпри€тий и организаций на официальном сайте √оскомстата registr.stat.uz.

Ќа основе этих кодов легко определить, в какой форме – коммерческой или некоммерческой – зарегистрировано Ќќ”.

ѕри создании организации в форме ќќќ (как, например, автошколы) налогообложение зависит от численности. ƒо 25 работников – имеете право выбрать упрощенную систему налогообложени€, свыше – платите общеустановленные налоги.

≈сли же организаци€ €вл€етс€ некоммерческой, то права выбора нет. ќна должна, по нашему мнению,  быть плательщиком общеустановленных налогов.

Ќќ”, решившие оставатьс€ плательщиками ≈Ќѕ, сильно рискуют – ведь впоследствии при проведении налоговой проверки налоговые органы могут потребовать перейти на уплату общеустановленных налогов в об€зательном пор€дке. ѕри этом к уплате в бюджет могут быть доначислены значительные суммы и за весь период, начина€ с 1 €нвар€ 2017 года.

 
Ќалоговые об€зательства и льготы

 акие налоги придетс€ уплачивать Ќќ” в случае перехода на общеустановленный пор€док налогообложени€?

¬ соответствии с Ќ  некоммерческие организации по основной де€тельности не €вл€ютс€ плательщиками всех видов общеустановленных налогов. ѕри этом в части предпринимательской де€тельности (а оказание платных образовательных услуг считаетс€ предпринимательством) некоммерчес­кие организации налоги должны уплачивать в общеустановленном пор€дке.

 ¬ рамках общеустановленной сис­темы налогообложени€ Ќќ” должны будут уплачивать следующие налоги:

налог на добавленную стоимость

Ќалогооблагаемой базой по Ќƒ— будет считатьс€ стоимость реализуемых платных образовательных услуг без включени€ в нее Ќƒ—.

Ќекоторые виды образовательных услуг освобождаютс€ от Ќƒ—. Ёто услуги за обучение в высших, средних, средних специальных, профессиональных учебных заведени€х, а также в организаци€х, осуществ­л€ющих повышение квалификации и переподготовку кадров (п.11 ст.208 Ќ ). “акже не облагаютс€ Ќƒ— услуги по обучению государственному €зыку и делопроизводству на государственном €зыке (п.27 ст.208 Ќ ).

ѕлатные детские сады, курсы по обучению иностранным €зыкам, вне­школьные образовательные учреждени€ культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений должны будут уплачивать Ќƒ—;

налог на прибыль

Ќа основании постановлени€ ѕре­зидента єѕѕ-325 от 17.04.2006 г. юрлица, оказывающие услуги в сфере образовани€, освобождены от уплаты налога на прибыль до 1 €нвар€ 2020 года (льгота продлена п.26 ѕѕ-2699 от 27.12.2016г.);

налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

Ќалогооблагаемой базой дл€ данного налога €вл€етс€ прибыль, остающа€с€ в распор€жении юрлица после вычета налога на прибыль.  аких-либо льгот дл€ образовательных  учреждений по этому виду налога законодательством не предусмотрено;

об€зательные отчислени€ в целевые фонды

  таким отчислени€м относ€тс€ об€зательные отчислени€:

во внебюджетный ѕенсионный фонд;

в –еспубликанский дорожный фонд;

во внебюджетный ‘онд реконструкции, капитального ремонта и оснащени€ общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений.

ƒл€ Ќќ” налогооблагаема€ база по об€зательным отчислени€м в целевые фонды –  чиста€ выручка (выручка от реализации без включени€ Ќƒ—), полученна€ от оказани€ платных образовательных услуг.

Ћьгот по этим платежам с доходов от образовательной де€тельности не предусмотрено;

налоги и отчислени€ с фонда оплаты труда

Ќќ” €вл€ютс€ плательщиками Ќƒ‘Ћ, ≈—ѕ и об€зательных страховых взносов, уплачиваемых с фонда оплаты труда.

Ќƒ‘Ћ уплачиваетс€ на общих основани€х. ≈—ѕ – по ставке, установленной дл€ крупных предпри€тий, – 25% (ставка ≈—ѕ дл€ малых предпри€тий – 15%);

налоги на имущество и землю

Ќалоговый кодекс (п.1 ч.2 ст.269 и п.1 ч.1 ст.282) «организации... образовани€» от этих налогов освобождает;

налог за пользование водными ресурсами

Ќалогооблагаемой базой €вл€етс€ объем использованной воды из поверхностных и подземных источников, определ€емый на основании показаний водоизмерительных приборов. Ћьготы по налогу за пользование водными ресурсами дл€ Ќќ” не предусмотрены.

¬ таблице приведены виды платных образовательных услуг, подлежащие обложению общеустановленными налогами (выделены знаком «+»), а также услуги, по которым предусмот­рены налоговые льготы.
 

Ќалоги, подлежащие уплате Ќќ” с доходов от оказани€ платных образовательных услуг

 од — ѕ

 

Ќаименование

образовательных услуг

¬иды общеустановленных налогов

 

Ќƒ—

 

Ќалог
на прибыль

 

Ќалог
на благо-устройство и развитие социнфра-структуры

 

ќб€зательные отчислени€
во внебюджет-ные целевые фонды
(ƒ‘, ѕ‘, Ў‘)

 

Ќалог
на имущест-во юрлиц

 

«емель-ный налог

 

Ќалог
за поль-зование водными ресур-сами

 

85.10.10.0

 

”слуги в области дошкольного образовани€

 

+

 

Ћьготы согласно ѕѕ-325. —рок льгот до 1.01.2020 г.

 

+

 

+

 

Ћьготы согласно п.1 ч.2 ст.269 Ќ 

 

Ћьготы согласно п.1 ч.1 ст.282 Ќ 

 

+

 

85.20.11.0

85.20.12.0

”слуги в области начального образовани€

 

Ћьготы согласно п.11 ст.208 Ќ 

 

+

 

+

 

+

 

85.31.11.0

85.31.12.0

85.31.13.0

85.31.14.0

”слуги в области общего среднего образовани€

 

+

 

+

 

+

 

85.32.11.0

85.32.12.0

85.32.13.0

85.32.14.0

”слуги в области технического и профессионального среднего образовани€

 

+

 

+

 

+

 

85.41.11.0

85.41.12.0

85.41.13.0

85.41.14.0

”слуги в области послесреднего общего образовани€ и послесреднего технического и профессионального образовани€

 

+

 

+

 

+

 

85.42.11.0

85.42.12.0

85.42.13.0

85.42.14.0

85.42.15.0

85.42.16.0

”слуги в области высшего образовани€

 

+

 

+

 

+

 

85.51.10.0

 

”слуги по спортивному образованию, включа€ образование в развлекательных цел€х

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.52.11.0

 

”слуги танцевальных школ и учителей танцев

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.52.12.0

 

”слуги музыкальных школ и учителей музыки

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.52.13.0

 

”слуги школ искусств и услуги по обучению искусству

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.52.19.0

 

”слуги по образованию в сфере культуры прочие

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.53.11.0

85.53.12.0

”слуги школ подготовки водителей автотранспортных средств, летного и мореходного персонала

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.59.11.0

 

”слуги €зыковых школ. ¬ части обучени€ государственному €зыку

 

Ћьготы согласно п.27 ст.208 Ќ 

 

+

 

+

 

+

 

85.59.11.0

 

”слуги €зыковых школ

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.59.12.0

 

”слуги школ информационных технологий

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.59.13.0

 

”слуги в области профессионально-технического образовани€, не включенные в другие группировки

 

+

 

+

 

+

 

+

 

85.59.13.0

 

”слуги в области профессионально-технического образовани€ – в части повышени€ квалификации и переподготовки кадров

 

Ћьготы согласно п.11 ст.208 Ќ 

 

+

 

+

 

+

 

85.59.13.0

 

”слуги в области профессионально-технического образовани€ – в части обучени€ делопроизводству на государственном €зыке

 

Ћьготы согласно п.27 ст.208 Ќ 

 

+

 

+

 

+

 

85.59.19.0

 

”слуги в области образовани€, не включенные в другие группировки (обучение ораторскому искусству, скоростному чтению и др.)

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

ѕримечание.

¬ приведенной таблице услуги распределены по кодам —татистического классификатора продукции (товаров, работ, услуг) по видам экономической де€тельности –еспублики ”збекистан (— ѕ).  оды — ѕ взаимоув€заны с кодами де€тельности ќ Ёƒ. ѕервые 4 знака кода — ѕ соответствуют первым 4 знакам ќ Ёƒ.

»сточник: √азета "Ќорма"