30.01.2017 Пособие по отчётности ННО в регистрирующие и иные органыП О С О Б И Е ПО ОТЧЕТНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГИСТРИРУЮЩИЕ И ИНЫЕ ОРГАНЫ Предоставление отчетности в регистрирующие и иные органы Негосударственные некоммерческие организации так же, как и другие организации, имеющие в собственности или на каких-либо других основаниях имущество и отвечающие по своим обязательствам, ведут определенную законодательством отчетность. Другими словами, ННО, как юридическое лицо, должно вести ту же отчетность, что и другие юридические лица, разумеется, с учетом особенностей своего организационно-правового статуса. Для чего некоммерческой организации нужна отчетность? С одной стороны, наличие грамотной отчетности является важным элементом организационной культуры. Отчет является инструментом описания и самоанализа деятельности ННО. В отчете обобщается разрозненная информация, что дает возможность проанализировать на основе собранных фактов сделанное, увидеть сильные и слабые стороны работы, наметить новые ориентиры развития. С другой стороны, отчет (квартальный, годовой) делает организацию более доступной и понятной для клиентов, партнеров и различных институтов гражданского общества. Нередко отчет выполняет функцию презентационного материала о деятельности ННО, но в отличие от буклета он полнее раскрывает текущее положение дел, что особенно важно для потенциальных деловых партнеров и доноров. Если некоммерческая организация регулярно выставляет свои отчеты на всеобщее обозрение - это является одним из показателей ее стабильности и надежности и создает имидж современной, доступной и открытой для общества организации, что способствует продвижению ее проектов и услуг. Согласно статье 8 Закона о ННО, негосударственная некоммерческая организация обязана предоставлять регистрирующим, налоговым и статистическим органам отчеты о своей деятельности. В соответствии со статьей 19 Закона РУз "О бухгалтерском учете", ННО в качестве субъекта бухгалтерского учета представляет финансовую отчетность в налоговые органы и органы государственной статистики. Согласно ст. 33 Закона о ННО негосударственная некоммерческая организация ведет учет результатов своей деятельности и в установленном порядке представляет отчеты в регистрирующие, статистические органы. Всю предоставляемую некоммерческими организациями систему отчетов можно условно разбить на несколько видов: а) отчетность в налоговые органы; б) отчетность в статистические органы; в) отчетность по платежам во внебюджетные фонды; г) отчетность в регистрирующие органы; д) отчетность перед учредителями и грантодателями. Отчетность в налоговые органы В соответствии со статьей 43 Налогового кодекса РУз налоговая отчетность - это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и другого обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям, составляется по форме, утверждаемой Государственным налоговым комитетом РУз и Министерством финансов РУз. Отчетность по платежам во внебюджетные фонды сдается в соответствующие налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика в порядке, установленном соответствующими нормативными документами. Вопросы по сдаче и приему отчетов, балансов и расчетов с налогоплательщиками регулируются, прежде всего, общими нормами Налогового кодекса РУз и отдельными нормативно-правовыми актами в сфере налогового законодательства. Налоговая отчетность представляется в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика. Налоговая отчетность по отдельным видам налогов также представляется налогоплательщиком по месту постановки на учет. С 1 января 2015 года отчетность в статистические и налоговые органы сдается только по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа. Отчетность в статистические органы ННО должны ежегодно сдавать в органы статистики отчетность, которая производится в соответствии с нормативными актами, разработанными в соответствии с Государственной программой перехода Республики Узбекистан на принятую в международной практике систему учета и статистики, и предусматривает учет требований к статистике в связи с переходом на систему национальных счетов, максимально возможное приближение к международным стандартам. В органы статистики сдаются отчеты по месту нахождения по установленным формам: -Форма 1-NNT (годовая). Отчет о деятельности негосударственной некоммерческой организации Отчетность в регистрирующие органы Согласно статье 33 Закона о ННО, негосударственная некоммерческая организация ведет учет результатов своей деятельности и в установленном порядке представляет отчетность в регистрирующие органы, статистические и налоговые органы. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 10.03.2014 г. № 57 приказом министра юстиции (зарегистрирован Министерством юстиции 4.06.2015 г. № 2680) утверждены формы отчетов, представляемых негосударственными некоммерческими организациями (ННО): Приказом Министра юстиции (рег. 2852 от 26.12.2016г.) обновлены формы отчетов, представляемых ННО органам юстиции. Обновленная форма отчетов вступит в силу с 1 марта 2017 года: - Отчет о деятельности ННО; - Отчет о деятельности территориального подразделения ННО; - Отчет о деятельности представительства/филиала международной и иностранной ННО. Согласно п. 47 «Положения о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций (Утверждено Постановлением КМ РУз от 10.03.2014 г. № 57)» ННО, а также обособленные подразделения обязаны представлять в соответствующий орган юстиции вышеуказанные отчеты: ежегодно до 1 февраля — отчет о своей деятельности за истекший год, включая декларацию об источниках финансирования деятельности и расходования средств, сведения о количестве имеющихся членов по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан; заблаговременно для согласования информацию о запланированных мероприятиях или перечень запланированных мероприятий (конференций, семинаров, тренингов, собраний, акций и т. п.). Порядок согласования мероприятий ННО определяется Министерством юстиции Республики Узбекистан; в течение месяца копии решений руководящих органов, в случае выборов нового состава руководящего органа или изменениях в составе руководящего органа. Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности ННО и обособленных подразделений уставным задачам и законодательству Республики Узбекистан, в том числе проверку целевого использования выделенных им средств. При осуществлении контроля регистрирующий орган вправе получать дополнительную информацию от ННО и объяснения от руководителя и ответственных лиц ННО, обособленных подразделений, запрашивать решения руководящих органов. Согласно п. 48 регистрирующий орган в целях обеспечения законности в деятельности ННО, в том числе в вопросах целевого использования выделенных им средств, могут осуществлять проверку деятельности ННО и обособленных подразделений, при необходимости, с привлечением специалистов. ННО обязаны сдавать ежегодно до 1 февраля годовые отчеты по форме, разработанной Министерством юстиции РУз. Нарушение установленных правил отчетности влечет ответственность по статье 239 Кодекса об административной ответственности. Отчетность перед учредителями и грантодателями Постановлением Кабинета Министров РУз от 4 февраля 2004 года N 56 "О мерах по повышению эффективности учета финансовых средств технического содействия, грантов и гуманитарной помощи, получаемых от международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций", введена унифицированная государственная статистическая отчетность по получаемым юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан грантам и гуманитарной помощи, финансовым средствам технического содействия, которая должна предоставляться ежеквартально негосударственными некоммерческими организациями в Государственный комитет РУз по статистике по форме "Гуманитарная помощь", "Грант" и иным установленным формам. На практике возможны также различные механизмы финансовой поддержки деятельности ННО: пожертвования физических лиц, предоставление временной или безвозмездной финансовой помощи от коммерческих структур, спонсорство отдельных мероприятий. В этом случае все зависит от конкретной договоренности между некоммерческой организацией и лицом, предоставляющим средства. Каждый спонсор желает иметь определенные гарантии того, что его средства будут использованы по назначению, поэтому необходимо взаимоотношения с ним облечь в правовую форму, то есть оформить договор, в котором оговорить соответствующие права и обязанности сторон. В договоре могут быть определены и соответствующие условия отчетности ННО перед своим спонсором. В этом случае выбор форм и способов отчетности целиком зависит от самих сторон, потому что согласно статье 354 ГК РУз, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом условия договора определяются по усмотрению его сторон. Виды иностранной помощи и порядок ее предоставления Помощь, поступающая в PУз для некоммерческих целей, определяется как денежные средства и материально-технические ресурсы, направленные на выполнение научных исследований, научно технических и инновационных программ и проектов, полученные юридическими и физическими лицами по грантам международных и зарубежных организаций и фондов, а также в рамках международных соглашений в области научно-технического сотрудничества в порядке безвозмездной гуманитарной и технической помощи. Согласно ст. 22 Налогового Кодекса РУз грант это – «…имущество, предоставляемое на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и иностранными правительственными организациями, а также международными и иностранными неправительственными организациями, включенными в перечень, устанавливаемый Правительством Республики Узбекистан, Республике Узбекистан, Правительству Республики Узбекистан, органам самоуправления граждан, юридическим и физическим лицам, а также имущество, предоставляемое на безвозмездной основе иностранными гражданами и лицами без гражданства Республике Узбекистан и Правительству Республики Узбекистан» . А) Гуманитарная помощь классифицируется по 15 видам из которых для ННО представляют интерес: - информационная помощь; - социальная помощь; - просветительская, религиозная деятельность. Б) Техническое содействие – более 10 видов, но для ННО наиболее важные: - консультативные услуги (работа экспертов); - обучение . Требования по регистрации и отчетности для получателей иностранной помощи ННО могут получать гранты (помощь) от иностранных доноров в соответствии с Законами об ННО и Об общественных объединениях. Однако получение грантов требует прохождения сложных процедур: 1. Донор должен согласовать свой проект официально через МИД с государственными органами, в сфере компетенции которых будет осуществляться деятельность в рамках гранта, и получить через МИД соответствующее разрешение. Определение грантодателей и грантополучателей осуществляется путем объявления и проведения конкурсов, подачи заявок по правилам, устанавливаемым грантодателями. Они же определяют победителя конкурса–грантополучателя. 2. Получатель (ННО) должен открыть специальный счет только в отделениях Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан или государственно-акционерного коммерческого банка «Асака»1. Если ННО получает помощь от иностранных доноров, то он обязан сообщить о получаемой помощи и мероприятиях, которые он будет осуществлять на полученные средства этой помощи в органы юстиции, и продолжать информировать органы юстиции о деятельности по загранпроекту и грантовых средствах ежеквартально, и чаще по запросу МЮ или его территориальных управлений2. Во всех случаях получения иностранной помощи ННО должно руководствоваться Положением «О порядке согласования получения негосударственными некоммерческими организациями с регистрирующим органом от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц денежных средств и имущества». Приложение К приказу Министра Юстиции Республики Узбекистан № 157-мх от 15 июня 2016 года. Зарегистрирован Министерством Юстиции Республики Узбекистан 15 июня 2016 года за № 2802 Вступил в силу с 20 июня 2016 года 1. Для того, чтобы согласовать получение денежных средств и имущества от иностранных лиц, ННО должно в письменной форме обратиться в соответствующий орган юстиции, осуществивший его государственную регистрацию. При этом обращение должно быть направлено не менее чем за двадцать дней до намеченной даты получения денежных средств и имущества. 2. Документы, предусматривающие получение денежных средств (имущества) в размере до 20 минимальных размеров заработной платы в течение одного календарного года, предоставляются органу юстиции к сведению, в размере, превышающем 20 минимальных размеров заработной платы – для согласования. За правильность и достоверность заявленной к получению денежной суммы (имущества) ответственным является руководитель ННО или лицо, которому предоставлены соответствующие полномочия. Согласно основаниям, указанным в данном пункте, о полученных денежных средствах и имуществе, ННО в пятидневный срок, должно сообщить, с приложением соответствующей информации/документов, в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию. Получатели гуманитарной помощи и средств технического содействия (далее – грантополучатели) в обязательном порядке представляют выписки с банковских счетов и информацию о гуманитарной помощи и средствах технического содействия (далее – информация) по установленной форме в Казначейство Министерства финансов РУз. Информацию в Казначейство Министерства финансов РУз представляют получатели гуманитарной помощи, которые непосредственно определены в программах и соглашениях с иностранными государствами, международными и зарубежными организациями, а также другими юридическими и физическими лицами (далее – доноры) или в решениях руководителя Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров Республики Узбекистан, ответственного за координацию мероприятий, связанных с гуманитарной помощью, а по средствам технического содействия – получатели, указанные в решении международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных организаций о предоставлении технического содействия. Следующая информация предоставляется в Казначейство Министерства финансов РУз получателями помощи: • Информация о привлекаемых гуманитарной помощи и средствах технического содействия, включая гуманитарную помощь и средства технического содействия в натуральном виде по почте или нарочным представляется в соответствующее подразделение Казначейства Министерства финансов РУз по месту расположения грантополучателя на следующий день после утверждения программ и соглашений с донорами или решений руководителя Комплекса по вопросам образования, здравоохранения и социальной защиты Кабинета Министров РУз, ответственного за координацию мероприятий, связанных с гуманитарной помощью, а также решений международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных организаций о предоставлении технического содействия. • Информация о поступлении гуманитарной помощи и средств технического содействия, включая гуманитарную помощь и средства технического содействия в натуральном виде по почте или нарочным представляется в соответствующее подразделение Казначейства Министерства финансов РУз по месту расположения грантополучателя на следующий день после проведения операции по поступлению гуманитарной помощи и средств технического содействия. • Информация об использовании гуманитарной помощи и средств технического содействия, включая гуманитарную помощь и средства технического содействия в натуральном виде, нарочным представляется в соответствующее подразделение Казначейства Министерства финансов РУз по месту расположения грантополучателя на следующий день после проведения операции по использованию гуманитарной помощи и средств технического содействия. Руководители и главные бухгалтеры грантополучателей несут ответственность за полноту и достоверность представляемой информации в органы юстиции и Казначейство Министерства финансов РУз. |