Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
30.01.2017

ѕособие по отчЄтности ЌЌќ в регистрирующие и иные органы

ѕ ќ — ќ Ѕ » ≈
ѕќ ќ“„≈“Ќќ—“» Ќ≈√ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»… ¬ –≈√»—“–»–”ёў»≈ » »Ќџ≈ ќ–√јЌџ


ѕредоставление отчетности в регистрирующие и иные органы

Ќегосударственные некоммерческие организации так же, как и другие организации, имеющие в собственности или на каких-либо других основани€х имущество и отвечающие по своим об€зательствам, ведут определенную законодательством отчетность. ƒругими словами, ЌЌќ, как юридическое лицо, должно вести ту же отчетность, что и другие юридические лица, разумеетс€, с учетом особенностей своего организационно-правового статуса.

ƒл€ чего некоммерческой организации нужна отчетность?

— одной стороны, наличие грамотной отчетности €вл€етс€ важным элементом организационной культуры. ќтчет €вл€етс€ инструментом описани€ и самоанализа де€тельности ЌЌќ. ¬ отчете обобщаетс€ разрозненна€ информаци€, что дает возможность проанализировать на основе собранных фактов сделанное, увидеть сильные и слабые стороны работы, наметить новые ориентиры развити€.

— другой стороны, отчет (квартальный, годовой) делает организацию более доступной и пон€тной дл€ клиентов, партнеров и различных институтов гражданского общества. Ќередко отчет выполн€ет функцию презентационного материала о де€тельности ЌЌќ, но в отличие от буклета он полнее раскрывает текущее положение дел, что особенно важно дл€ потенциальных деловых партнеров и доноров. ≈сли некоммерческа€ организаци€ регул€рно выставл€ет свои отчеты на всеобщее обозрение - это €вл€етс€ одним из показателей ее стабильности и надежности и создает имидж современной, доступной и открытой дл€ общества организации, что способствует продвижению ее проектов и услуг.

—огласно статье 8 «акона о ЌЌќ, негосударственна€ некоммерческа€ организаци€ об€зана предоставл€ть регистрирующим, налоговым и статистическим органам отчеты о своей де€тельности. ¬ соответствии со статьей 19 «акона –”з "ќ бухгалтерском учете", ЌЌќ в качестве субъекта бухгалтерского учета представл€ет финансовую отчетность в налоговые органы и органы государственной статистики.

—огласно ст. 33 «акона о ЌЌќ негосударственна€ некоммерческа€ организаци€ ведет учет результатов своей де€тельности и в установленном пор€дке представл€ет отчеты в регистрирующие, статистические органы.

¬сю предоставл€емую некоммерческими организаци€ми систему отчетов можно условно разбить на несколько видов:
а) отчетность в налоговые органы;
б) отчетность в статистические органы;
в) отчетность по платежам во внебюджетные фонды;
г) отчетность в регистрирующие органы;
д) отчетность перед учредител€ми и грантодател€ми.

ќтчетность в налоговые органы

¬ соответствии со статьей 43 Ќалогового кодекса –”з налогова€ отчетность - это документ налогоплательщика, который включает в себ€ расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и другого об€зательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложени€ к расчетам и налоговым деклараци€м, составл€етс€ по форме, утверждаемой √осударственным налоговым комитетом –”з и ћинистерством финансов –”з.

ќтчетность по платежам во внебюджетные фонды сдаетс€ в соответствующие налоговые органы по месту нахождени€ налогоплательщика в пор€дке, установленном соответствующими нормативными документами.

¬опросы по сдаче и приему отчетов, балансов и расчетов с налогоплательщиками регулируютс€, прежде всего, общими нормами Ќалогового кодекса –”з и отдельными нормативно-правовыми актами в сфере налогового законодательства.

Ќалогова€ отчетность представл€етс€ в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика. Ќалогова€ отчетность по отдельным видам налогов также представл€етс€ налогоплательщиком по месту постановки на учет. — 1 €нвар€ 2015 года отчетность в статистические и налоговые органы сдаетс€ только по телекоммуникационным каналам в виде электронного документа.

ќтчетность в статистические органы

ЌЌќ должны ежегодно сдавать в органы статистики отчетность, котора€ производитс€ в соответствии с нормативными актами, разработанными в соответствии с √осударственной программой перехода –еспублики ”збекистан на прин€тую в международной практике систему учета и статистики, и предусматривает учет требований к статистике в св€зи с переходом на систему национальных счетов, максимально возможное приближение к международным стандартам.
¬ органы статистики сдаютс€ отчеты по месту нахождени€ по установленным формам:
-‘орма 1-NNT (годова€). ќтчет о де€тельности негосударственной некоммерческой организации

ќтчетность в регистрирующие органы

—огласно статье 33 «акона о ЌЌќ, негосударственна€ некоммерческа€ организаци€ ведет учет результатов своей де€тельности и в установленном пор€дке представл€ет отчетность в регистрирующие органы, статистические и налоговые органы.
¬ соответствии с постановлением  абинета ћинистров от 10.03.2014 г. є 57 приказом министра юстиции (зарегистрирован ћинистерством юстиции 4.06.2015 г. є 2680) утверждены формы отчетов, представл€емых негосударственными некоммерческими организаци€ми (ЌЌќ): ѕриказом ћинистра юстиции (рег. 2852 от 26.12.2016г.) обновлены формы отчетов, представл€емых ЌЌќ органам юстиции. ќбновленна€ форма отчетов вступит в силу с 1 марта 2017 года:
- ќтчет о де€тельности ЌЌќ;
- ќтчет о де€тельности территориального подразделени€ ЌЌќ;
- ќтчет о де€тельности представительства/филиала международной и иностранной ЌЌќ.
 
—огласно п. 47 «ѕоложени€ о пор€дке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций (”тверждено ѕостановлением  ћ –”з от 10.03.2014 г. є 57)» ЌЌќ, а также обособленные подразделени€ об€заны представл€ть в соответствующий орган юстиции вышеуказанные отчеты:
ежегодно до 1 феврал€ — отчет о своей де€тельности за истекший год, включа€ декларацию об источниках финансировани€ де€тельности и расходовани€ средств, сведени€ о количестве имеющихс€ членов по форме, утверждаемой ћинистерством юстиции –еспублики ”збекистан;
заблаговременно дл€ согласовани€ информацию о запланированных меропри€ти€х или перечень запланированных меропри€тий (конференций, семинаров, тренингов, собраний, акций и т. п.). ѕор€док согласовани€ меропри€тий ЌЌќ определ€етс€ ћинистерством юстиции –еспублики ”збекистан;
в течение мес€ца копии решений руковод€щих органов, в случае выборов нового состава руковод€щего органа или изменени€х в составе руковод€щего органа.
–егистрирующий орган осуществл€ет контроль за соответствием де€тельности ЌЌќ и обособленных подразделений уставным задачам и законодательству –еспублики ”збекистан, в том числе проверку целевого использовани€ выделенных им средств. ѕри осуществлении контрол€ регистрирующий орган вправе получать дополнительную информацию от ЌЌќ и объ€снени€ от руководител€ и ответственных лиц ЌЌќ, обособленных подразделений, запрашивать решени€ руковод€щих органов.
—огласно п. 48 регистрирующий орган в цел€х обеспечени€ законности в де€тельности ЌЌќ, в том числе в вопросах целевого использовани€ выделенных им средств, могут осуществл€ть проверку де€тельности ЌЌќ и обособленных подразделений, при необходимости, с привлечением специалистов.
ЌЌќ об€заны сдавать ежегодно до 1 феврал€ годовые отчеты по форме, разработанной ћинистерством юстиции –”з. Ќарушение установленных правил отчетности влечет ответственность по статье 239  одекса об административной ответственности.

ќтчетность перед учредител€ми и грантодател€ми

ѕостановлением  абинета ћинистров –”з от 4 феврал€ 2004 года N 56 "ќ мерах по повышению эффективности учета финансовых средств технического содействи€, грантов и гуманитарной помощи, получаемых от международных, иностранных правительственных и неправительственных организаций", введена унифицированна€ государственна€ статистическа€ отчетность по получаемым юридическими и физическими лицами –еспублики ”збекистан грантам и гуманитарной помощи, финансовым средствам технического содействи€, котора€ должна предоставл€тьс€ ежеквартально негосударственными некоммерческими организаци€ми в √осударственный комитет –”з по статистике по форме "√уманитарна€ помощь", "√рант" и иным установленным формам.

Ќа практике возможны также различные механизмы финансовой поддержки де€тельности ЌЌќ: пожертвовани€ физических лиц, предоставление временной или безвозмездной финансовой помощи от коммерческих структур, спонсорство отдельных меропри€тий.
¬ этом случае все зависит от конкретной договоренности между некоммерческой организацией и лицом, предоставл€ющим средства.  аждый спонсор желает иметь определенные гарантии того, что его средства будут использованы по назначению, поэтому необходимо взаимоотношени€ с ним облечь в правовую форму, то есть оформить договор, в котором оговорить соответствующие права и об€занности сторон. ¬ договоре могут быть определены и соответствующие услови€ отчетности ЌЌќ перед своим спонсором. ¬ этом случае выбор форм и способов отчетности целиком зависит от самих сторон, потому что согласно статье 354 √  –”з, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом услови€ договора определ€ютс€ по усмотрению его сторон.

¬иды иностранной помощи и пор€док ее предоставлени€

ѕомощь, поступающа€ в P”з дл€ некоммерческих целей, определ€етс€ как денежные средства и материально-технические ресурсы, направленные на выполнение научных исследований, научно технических и инновационных программ и проектов, полученные юридическими и физическими лицами по грантам международных и зарубежных организаций и фондов, а также в рамках международных соглашений в области научно-технического сотрудничества в пор€дке безвозмездной гуманитарной и технической помощи.
—огласно ст. 22 Ќалогового  одекса –”з грант это – «…имущество, предоставл€емое на безвозмездной основе государствами, правительствами государств, международными и иностранными правительственными организаци€ми, а также международными и иностранными неправительственными организаци€ми, включенными в перечень, устанавливаемый ѕравительством –еспублики ”збекистан, –еспублике ”збекистан, ѕравительству –еспублики ”збекистан, органам самоуправлени€ граждан, юридическим и физическим лицам, а также имущество, предоставл€емое на безвозмездной основе иностранными гражданами и лицами без гражданства –еспублике ”збекистан и ѕравительству –еспублики ”збекистан» .     
    ј) √уманитарна€ помощь классифицируетс€ по 15 видам из которых дл€ ЌЌќ представл€ют интерес:
    - информационна€ помощь;
    - социальна€ помощь;
    - просветительска€, религиозна€ де€тельность.
Ѕ) “ехническое содействие – более 10 видов, но дл€ ЌЌќ наиболее важные:
- консультативные услуги (работа экспертов);
- обучение .

“ребовани€ по регистрации и отчетности дл€ получателей иностранной помощи

ЌЌќ могут получать гранты (помощь) от иностранных доноров  в соответствии с «аконами об ЌЌќ и ќб общественных объединени€х. ќднако получение грантов требует прохождени€ сложных процедур:
1.    ƒонор должен согласовать свой проект официально через ћ»ƒ с государственными органами, в сфере компетенции которых будет осуществл€тьс€ де€тельность в рамках гранта, и получить через ћ»ƒ соответствующее разрешение.
ќпределение грантодателей и грантополучателей осуществл€етс€ путем объ€влени€ и проведени€ конкурсов, подачи за€вок по правилам, устанавливаемым грантодател€ми. ќни же определ€ют победител€ конкурса–грантополучател€.
2.    ѕолучатель (ЌЌќ) должен открыть специальный счет только в отделени€х Ќационального банка внешнеэкономической де€тельности –еспублики ”збекистан или государственно-акционерного коммерческого банка «јсака»1.

≈сли ЌЌќ получает помощь от иностранных доноров, то он об€зан сообщить о получаемой помощи и меропри€ти€х, которые он будет осуществл€ть на полученные средства этой помощи в органы юстиции, и продолжать информировать органы юстиции о де€тельности по загранпроекту и грантовых средствах ежеквартально, и чаще по запросу ћё или его территориальных управлений2.

¬о всех случа€х получени€ иностранной помощи ЌЌќ должно руководствоватьс€ ѕоложением «ќ пор€дке согласовани€ получени€ негосударственными некоммерческими организаци€ми с регистрирующим органом от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц денежных средств и имущества».


ѕриложение
  приказу ћинистра ёстиции –еспублики ”збекистан є 157-мх от 15 июн€ 2016 года.
«арегистрирован ћинистерством ёстиции –еспублики ”збекистан 15 июн€ 2016 года за є 2802 ¬ступил в силу с 20 июн€ 2016 года
1.    ƒл€ того, чтобы согласовать получение денежных средств и имущества от иностранных лиц, ЌЌќ должно в письменной форме обратитьс€ в соответствующий орган юстиции, осуществивший его государственную регистрацию. ѕри этом обращение должно быть направлено не менее чем за двадцать дней до намеченной даты получени€ денежных средств и имущества.
2.    ƒокументы, предусматривающие получение денежных средств (имущества) в размере до 20 минимальных размеров заработной платы в течение одного календарного года, предоставл€ютс€ органу юстиции к сведению, в размере, превышающем 20 минимальных размеров заработной платы – дл€ согласовани€.
«а правильность и достоверность за€вленной к получению денежной суммы (имущества) ответственным €вл€етс€ руководитель ЌЌќ или лицо, которому предоставлены соответствующие полномочи€.
—огласно основани€м, указанным в данном пункте, о полученных денежных средствах и имуществе, ЌЌќ в п€тидневный срок, должно сообщить, с приложением соответствующей информации/документов, в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию.
ѕолучатели гуманитарной помощи и средств технического содействи€ (далее – грантополучатели) в об€зательном пор€дке представл€ют выписки с банковских счетов и информацию о гуманитарной помощи и средствах технического содействи€ (далее – информаци€) по установленной форме в  азначейство ћинистерства финансов –”з. »нформацию в  азначейство ћинистерства финансов –”з представл€ют получатели гуманитарной помощи, которые непосредственно определены в программах и соглашени€х с иностранными государствами, международными и зарубежными организаци€ми, а также другими юридическими и физическими лицами (далее – доноры) или в решени€х руководител€  омплекса по вопросам образовани€, здравоохранени€ и социальной защиты  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, ответственного за координацию меропри€тий, св€занных с гуманитарной помощью, а по средствам технического содействи€ – получатели, указанные в решении международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных организаций о предоставлении технического содействи€.

—ледующа€ информаци€ предоставл€етс€ в   азначейство ћинистерства финансов –”з получател€ми помощи:
•    »нформаци€ о привлекаемых гуманитарной помощи и средствах технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде по почте или нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов  –”з по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после утверждени€ программ и соглашений с донорами или решений руководител€  омплекса по вопросам образовани€, здравоохранени€ и социальной защиты  абинета ћинистров –”з, ответственного за координацию меропри€тий, св€занных с гуманитарной помощью, а также решений международных финансовых и экономических институтов и иностранных правительственных организаций о предоставлении технического содействи€.
•    »нформаци€ о поступлении гуманитарной помощи и средств технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде по почте или нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов  –”з по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после проведени€ операции по поступлению гуманитарной помощи и средств технического содействи€.
•    »нформаци€ об использовании гуманитарной помощи и средств технического содействи€, включа€ гуманитарную помощь и средства технического содействи€ в натуральном виде, нарочным представл€етс€ в соответствующее подразделение  азначейства ћинистерства финансов  –”з по месту расположени€ грантополучател€ на следующий день после проведени€ операции по использованию гуманитарной помощи и средств технического содействи€.

–уководители и главные бухгалтеры грантополучателей несут ответственность за полноту и достоверность представл€емой информации в органы юстиции и  азначейство ћинистерства финансов  –”з.