Logo Logo  

ћеню

√лавна€ | „асто задаваемые вопросы | ќ компании | “ретейский суд |  омментарии к √ражданскому  одексу | ёвенальна€ юстици€ | ѕравова€ консультаци€ ЌЌќ | √ражданское общество |  онтакты | ќтзывы | «аконодательство по защите прав инвалидов |

Ќаши партнеры:

| | |
29.01.2010

ћодернизаци€ страны и построение сильного гражданского общества Ц наш главный приоритет ƒоклад ѕрезидента »слама  аримова на совместном заседании «аконодательной палаты и —ената ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан.

”важаемые депутаты!
”важаемые сенаторы!
ƒорогие друзь€!
ћне доставл€ет огромное удовольствие сердечно поздравить вас с заслуженной победой на выборах и тем высоким доверием, которое оказано вам избирател€ми и населением страны.
ѕользу€сь этой возможностью, хотел бы выразить всем вам, народным избранникам, свое огромное уважение и доверие.
”бежден, что доверие, которое по праву оказано вам, Ц это прежде всего выражение уважени€ к вашей личности, вашим знани€м, опыту и самоотверженному труду, тому конкретному вкладу, который вносит каждый из вас в дело дальнейшего повышени€ авторитета и процветани€ страны, благополучи€ и благососто€ни€ нашего народа.
¬ то же врем€ Ц это доверие, высказанное той политической партии, тому движению, которое вы представл€ли на всенародных выборах.
’отел бы еще и еще раз подчеркнуть все это, прежде всего, тот аванс, который необходимо будет оправдать каждому на своем месте конкретным трудом, своим честным отношением к исполнению того долга, который, € надеюсь, вы хорошо ощущаете Ц как депутаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан.
» еще один очень важный момент, на котором € хотел бы заострить ваше внимание.
¬аш авторитет Ц это авторитет «аконодательной палаты и —ената, это авторитет парламента республики, в конечном итоге Ц авторитет нашей страны.
”важаемые друзь€!
ƒумаю, сегодн€ на совместном заседании «аконодательной палаты и —ената ќлий ћажлиса нет необходимости много говорить о состо€вшихс€ 27 декабр€ 2009 года выборах в «аконодательную палату, ∆окаргы  енес –еспублики  аракалпакстан и местные  енгаши, а также о состо€вшихс€ 10 €нвар€ 2010 года повторных выборах в эти органы.
ѕодробные и достаточно объективные оценки состо€вшихс€ выборов уже даны, даны как со стороны соответствующих уполномоченных структур и наблюдателей как внутри страны, так и со стороны аккредитованных организаций и наблюдателей из-за пределов ”збекистана.
¬ высказанных оценках и комментари€х, в первую очередь, отмечаетс€ обстановка всеобщей активности избирателей, обстановка открытости, гласности, соблюдение норм и требований внутреннего и международного законодательства, имевших место в голосовании, что стало еще одним подтверждением того, какие поистине огромные шаги за истекшие годы сделало наше общество по пути демократических преобразований, обеспечени€ свободы выбора дл€ каждого и дл€ формировани€ сильного гражданского общества.
”же сам факт, что практически около 30 процентов от общего числа депутатов «аконодательной палаты и примерно 20 процентов от депутатов, прошедших в местные  енгаши, прошли второй тур голосовани€, говорит о многом, и прежде всего о демократичности прошедших выборов.
—осто€вшиес€ выборы продемонстрировали высокую общественно-политическую культуру населени€, растущий уровень его политического и гражданского самосознани€, его широкую поддержку нашего поступательного продвижени€ по пути углублени€ реформировани€ и модернизации страны.
—амое важное Ц выборы еще раз продемонстрировали, что все коренные изменени€ и преобразовани€, происход€щие в нашем государстве, Ц это закономерный процесс, который приобрел необратимый характер.
» еще один очень важный вывод, который нам необходимо сделать, Ц выборы показали правильность и эффективность прин€тых в свое врем€ решений, в частности,  онституционного закона Ђќб усилении роли политических партий в обновлении и демократизации государственного управлени€ и модернизации страныї, а также предприн€тых мер дл€ того, чтобы политические партии, участву€ и доказыва€ на выборах свою состо€тельность, на деле становились решающей силой глубоких преобразований, происход€щих в ”збекистане.
ƒумаю, не ошибусь, если скажу, что именно эта особенность составила суть и основное содержание прошедших выборов и, вне вс€кого сомнени€, окажет существенное воздействие на повышение эффективности парламентской системы республики.
ѕользу€сь этой возможностью, € хотел бы еще раз поздравить и поблагодарить всех наших граждан, выразить чувство глубокого уважени€ всему народу за то, что наша страна успешно выдержала этот непростой политический экзамен в процессе строительства достойного будущего.
”важаемые участники заседани€!
ѕрежде чем перейти к вопросам, св€занным с предсто€щей де€тельностью вновь избранным составам «аконодательной палаты и —ената, мне доставл€ет большое удовлетворение выразить сложившим свои полномочи€ составам обеих палат ќлий ћажлиса слова искренней благодарности за их работу, за их добросовестный труд, за их вклад в дело укреплени€ могущества нашей страны, повышени€ благополучи€ и благососто€ни€ народа.
ƒе€тельность впервые избранного в 2004 году двухпалатного парламента страны совпала по времени с важным периодом в нашей жизни, отмеченным глубокими изменени€ми, динамичными процессами последовательного реформировани€ и либерализации всех сфер политической и социально-экономической жизни, демократического обновлени€ и модернизации страны.
¬ решение всех этих приоритетных задач, сто€щих перед ”збекистаном, важный вклад внес прежний состав депутатов парламента, прин€вший более 250 законов, имеющих большое значение в деле углублени€ проводимых в стране общественно-политических, социально-экономических реформ.
ѕодвод€ итоги сделанному, сегодн€ можно сказать, что главные задачи по формированию нижней палаты парламента как посто€нно действующего профессионального органа, разрабатывающего и принимающего законы, и верхней палаты Ц —ената как органа территориального представительства, полно и всесторонне выражающего интересы регионов, были в целом успешно решены. —ущественно улучшилось качество и обоснованность принимаемых законодательных актов. Ѕолее эффективно обеспечиваетс€ баланс, согласованность общегосударственных и региональных интересов.
«начительно повысились роль и вли€ние политических партий на де€тельность высшего законодательного органа страны, представительных органов власти на местах.
¬ «аконодательной палате впервые было сформировано парламентское большинство Ц ƒемократический блок, объединивший фракции ƒвижени€ предпринимателей и деловых людей Ц Ћиберально-демократической партии, ƒемократической партии Ђћиллий тикланишї, а также —оциал-демократической партии Ђјдолатї. ќдновременно с этим была образована парламентска€ оппозици€ в лице фракции Ќародно-демократической партии ”збекистана.
ќсобое место в законотворческой де€тельности ќлий ћажлиса занимали вопросы нормативно-правового обеспечени€ осуществл€емых в стране структурных преобразований в экономике, дальнейшего формировани€ благопри€тного инвестиционного климата, модернизации, технического перевооружени€ производства, развити€ банковско-финансовой системы страны.
¬ этот период был прин€т целый комплекс законодательных актов, предусматривающих усиление правовой защиты частной собственности, формирование в стране мощного класса собственников, укрепление фермерского движени€, обеспечение дальнейшей либерализации экономики, создание благопри€тных условий дл€ развити€ малого бизнеса и предпринимательской де€тельности, формирование разветвленной рыночной инфраструктуры.
¬ центре внимани€ находились важнейшие вопросы по неуклонному повышению доходов населени€ и благососто€ни€ народа, успешной реализации крупномасштабных социальных программ.
Ёти и целый р€д других мер, направленных на законодательное обеспечение экономических реформ, способствовали созданию необходимого правового обеспечени€ успешной реализации јнтикризисной программы мер на 2009-2012 годы, направленных на минимизацию отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса, позволили ”збекистану обеспечить в числе немногих стран в мире устойчивые темпы роста экономики и повышени€ реальных доходов населени€.
ѕодтверждением этого €вл€етс€ то, что в нелегком во всех отношени€х 2009 году прирост валового внутреннего продукта (¬¬ѕ) составил 8,1 процента, промышленного производства Ц 9 процентов, общий объем инвестиций увеличилс€ примерно на 26 процентов, в том числе иностранных инвестиций Ц на 68 процентов.
ѕоложительное сальдо во внешнеторговом обороте составило более 2,3 миллиарда долларов, рост средней заработной платы составил 40 процентов, реальных доходов Ц 26,5 процента.
«начительный вклад внес парламент в масштабную работу, проводимую в стране по глубокому реформированию и либерализации судебно-правовой системы, обеспечению на деле независимости судебной власти. «а эти п€ть лет было прин€то 58 законов, в соответствии с которыми осуществл€лось дальнейшее реформирование судебно-правовой системы. ќсуществлена либерализаци€ системы уголовного наказани€.
–еформирован институт адвокатуры, усовершенствованы система исполнени€ судебных решений, де€тельность прокуратуры, прин€т р€д других мер, направленных на последовательную демократизацию всей судебно-правовой системы.
ќгромный резонанс во всем мире получили прин€тые в 2007 году «акон –еспублики ”збекистан об отмене с 1 €нвар€ 2008 года в стране смертной казни, а также «акон о передаче санкций на заключение под стражу граждан от прокуратуры судам. — введением указанных мер в ”збекистане создана одна из самых гуманных, либеральных систем уголовного наказани€ в мире.
ћногое сделано в деле укреплени€ и развити€ институтов гражданского общества, развити€ независимых средств массовой информации Ц важнейшей составл€ющей демократических реформ.
¬ последние годы было прин€то около 10 актов законодательства, непосредственно направленных на дальнейшую демократизацию и либерализацию —ћ», повышение их активности в обеспечении гласности и открытости проводимых общественно-политических и социально-экономических реформ, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в медиа-пространство.
¬ июле 2008 года было прин€то совместное постановление обеих палат ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан Ђќ мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского обществаї. ќно стало еще одним важным шагом на пути последовательного обеспечени€ независимого развити€ ЌЌќ, институтов гражданского общества, усилени€ их роли и значени€ в процессе демократического обновлени€ страны. ¬ соответствии с указанным совместным постановлением создана независима€, основанна€ на демократических принципах, система формировани€ источников финансировани€ де€тельности ЌЌќ и других институтов гражданского общества.
”важаемые участники заседани€!
ќтмеча€ достигнутые успехи, вместе с тем считаю необходимым отметить неиспользованные резервы, недостатки и просчеты, допущенные в де€тельности палат прежнего созыва. Ёто особенно важно сделать сегодн€, когда определ€ютс€ задачи и приоритеты де€тельности ќлий ћажлиса на предсто€щий п€тилетний период.
¬о-первых, необходимо признать, что одним из больших недостатков в де€тельности «аконодательной палаты €вл€етс€ отсутствие в ней глубоко и всесторонне проработанной, рассчитанной на долгосрочную перспективу программы законотворческих работ, тесно ув€занной с потребност€ми, ходом социально-экономических, общественно-политических реформ в стране. Ёто одна из причин того, что законы нередко принимаютс€ бессистемно, по мере их внесени€ субъектами законодательной инициативы.
¬о-вторых, серьезным недостатком €вл€етс€ пассивность, недостаточна€ активность депутатского корпуса в инициировании и продвижении законов, жизненно необходимых дл€ осуществлени€ динамично развивающихс€ реформ в экономической, политической, гуманитарной сферах. ¬ течение последних п€ти лет из внесенных в «аконодательную палату 297 проектов законов только 44 законопроекта были инициированы депутатами. ѕри этом 42 законопроекта были внесены непосредственно ѕрезидентом –еспублики ”збекистан, более 160 законопроектов внесено правительством страны большей частью во исполнение указов и постановлений ѕрезидента –еспублики ”збекистан.
¬-третьих, коренного улучшени€ требует качество принимаемых законов. Ѕольшинство из них было направлено на внесение изменений, уточнений, дополнений в уже прин€тые акты законодательства и не носило кодифицированного характера. ¬ принимаемых законопроектах допускались расхождени€, дублирование с ранее прин€тыми актами, содержалось много отсылочных норм. » самый существенный недостаток состоит в том, что в принимаемых законах часто отсутствуют процессуальные механизмы, обеспечивающие реализацию этих актов законодательства, а это, в свою очередь, существенно затрудн€ет их применение, приводит к неисполнению законов и правовому нигилизму, снижению эффективности правоприменительной практики.
¬-четвертых, слабо использовались предусмотренные законом формы депутатского контрол€ и вли€ни€ на совершенствование правоприменительной практики. «а весь период функционировани€ палаты было осуществлено всего несколько парламентских запросов, в частности, по вопросам внедрени€ в производство инновационных технологий, ускоренного строительства предпри€тий химической промышленности и выпуска новых видов продукции.
¬-п€тых, требует существенного улучшени€ системна€ работа депутатов парламента в своих избирательных округах, котора€ позвол€ла бы им определ€ть, как работают прин€тые законы, в каких законах нуждаетс€ сегодн€ практика хоз€йственного строительства, какими проблемами живут избиратели и что необходимо сделать дл€ их решени€. ƒостаточно сказать, что Ђѕор€док организации де€тельности депутата «аконодательной палаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан в избирательном округеї был выработан и утвержден палатой лишь в мае 2008 года, то есть на четвертом году функционировани€ парламента. —ама эта работа в основном св€зывалась с проведением встреч, которые, как показывает анализ, нередко носили формальный характер, ограничивались ответами на поступающие жалобы и вопросы.
¬-шестых, имели место, особенно в начале практической де€тельности верхней и нижней палат, серьезные проблемы, св€занные по большей части с про€влени€ми амбиций с обеих сторон, и, естественно, эти противоречи€ негативно вли€ли на качество и сроки прин€ти€ законодательных актов.
√овор€ коротко, трудно налаживалс€ процесс обеспечени€ функционировани€ каждой отдельной палаты как самосто€тельной и об€зательной составл€ющей законотворческого процесса, осуществл€емого ќлий ћажлисом, Ц высшим законодательным органом ”збекистана.
¬полне естественно и закономерно, что в ходе выполнени€ каждой из палат возложенных на них функций и полномочий между ними могут возникнуть различные разногласи€ и противоречи€.
ѕользу€сь этой возможностью, хотел бы подчеркнуть, что —енат, его члены не наделены правом законодательной инициативы. —енат Ц это представительный орган, и преимущественна€ часть его членов, будучи депутатами областных, городских и районных  енгашей народных депутатов, €вл€ютс€ их полномочными представител€ми в высшем законодательном органе страны и подотчетны им.
» поэтому вполне закономерно, что в своей де€тельности и при рассмотрении проектов законов и прин€тии решений, руководству€сь, в первую очередь, общегосударственными интересами, они рассматривают эти проекты сквозь призму интересов территории и регионов.
» поэтому случаи отклонени€ —енатом какого-либо закона, дискуссии, которые возникают в рамках согласительных комиссий нижней и верхней палаты по существу и содержанию представленных проектов, мы должны рассматривать как нормальную и здоровую форму работы демократического парламента.
”важаемые депутаты и сенаторы!
¬зыскательно, критически оценива€ работу ќлий ћажлиса за прошедший период, мы должны €сно осознавать, что без искоренени€ допущенных недостатков, преодолени€ инертности и инерционности в работе парламента депутаты не смогут эффективно решать сто€щие перед ними задачи, выполн€ть те высокие обещани€, которые давались избирател€м во врем€ выборов.
Ѕолее того, дл€ всех должно быть очевидным, что вновь избранному парламенту предстоит работать в качественно новых политических, социально-экономических услови€х.
ѕеред страной сегодн€ сто€т огромные по своим масштабам и глубине задачи в области государственного и общественного строительства. ¬ непростых услови€х, обусловленных продолжающимс€ мировым финансово-экономическим кризисом, нам предстоит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики, продолжить работу по ее диверсификации, модернизации и техническому перевооружению производства. ¬ сложных геополитических услови€х, складывающихс€ в регионе и мире в целом, нам предстоит решать задачи обеспечени€ безопасности, стабильности страны, сохранени€ мира на нашей земле и целый р€д других ответственных и масштабных задач, от успешного решени€ которых зависит сегодн€шний и завтрашний день нашей страны, наших детей.
 ак всем известно, в соседнем јфганистане вот уже 30 лет продолжаетс€ вооруженный конфликт.  огда в одном из государств региона сохран€етс€ напр€женна€ обстановка, естественно, существует угроза миру и безопасности и во всем регионе.
”збекистан с самых авторитетных международных трибун выдвигал практические инициативы по решению данного конфликта. ¬ частности, ѕрезидентом ”збекистана на саммите Ќј“ќ/—≈јѕ в апреле 2008 года в Ѕухаресте впервые было высказано мнение о том, что афганскую проблему нельз€ решить только военными средствами. ¬ деле разрешени€ конфликта в јфганистане нами была выдвинута инициатива преобразовать контактную группу Ђ6+2ї в Ђ6+3ї, име€ в виду участие в ней нар€ду с сопредельными с јфганистаном странами —Ўј, –оссии и представителей Ќј“ќ. Ёта инициатива вызвала большой интерес международного сообщества.
» действительно, в течение тридцати лет на решение афганской проблемы были израсходованы миллиарды и миллиарды долларов. —егодн€ становитс€ очевидной необходимость коренного изменени€ подхода к урегулированию ситуации в этой стране.
ќчень важно обеспечить уважение национальных обычаев, культуры и религиозных ценностей многонационального и многоконфессионального народа јфганистана.
 ак известно, на дн€х в Ћондоне состоитс€ международна€ конференци€ по этой проблеме. –€дом государств Ц участников этой конференции высказываетс€ мнение о невозможности разрешени€ конфликта в јфганистане военными средствами, что подтверждает правильность позиции ”збекистана по этому вопросу.
ƒл€ того чтобы установить мир и стабильность на многострадальной афганской земле, международное сообщество должно прежде всего оказать целенаправленную экономическую, финансовую, социальную и гуманитарную помощь, что должно осуществл€тьс€ под эгидой ќќЌ.
—егодн€ многие государства мира оказывают такую помощь јфганистану. ≈стественно, в обеспечении мира и стабильности в јфганистане в большей степени заинтересованы соседние страны. ”збекистан в качестве ближнего соседа также оказывает большую помощь јфганистану.
¬ частности, с 2010 года объем электроэнергии, поставл€емой нами в јфганистан, увеличилс€ в 6 раз по сравнению с предыдущими годами.
¬ эти дни строители и специалисты ”збекистана начинают работу по прокладке железнодорожной линии “ермез-’айратон-ћазари-Ўариф. ”верен, что она будет завершена до конца нынешнего года.
ќдним словом, и наш парламент должен внести свой вклад в укрепление мира и стабильности в регионе.
ƒорогие друзь€!
¬се вышесказанное потребует от парламента высокой инициативы, непрерывного поиска путей повышени€ эффективности законотворческой де€тельности, а от каждого депутата и политической партии Ц прежде всего выполнени€ прин€тых ими на выборах об€зательств.
ƒумаю, нет необходимости сегодн€ говорить о том, насколько важно дл€ формировани€ правового государства, которое мы строим, скорейшее устранение тех пробелов и Ђбелых п€тенї в законодательной и нормативной базе, насколько серьезных изменений требует правоприменительна€ практика, совершенствование работы правоохранительных и судебных органов в соблюдении «акона и еще раз «акона.
ѕри этом мы должны €сно отдавать себе отчет в том, что обеспечение экономического роста, достижение высокого уровн€ жизни людей, решение других задач в социально-экономической, общественно-политической сфере будут зависеть от успешного решени€ одной важнейшей задачи Ц от того, как быстро и эффективно мы будем продвигатьс€ по пути углублени€ демократических реформ и либерализации экономики, строительства сильного гражданского общества.
ƒумаю, в процессе подготовки конкретной программы предсто€щей работы как в «аконодательной палате, так и в —енате, все эти задачи будут учтены и конкретно доработаны.
¬ центре нашего внимани€ должны оставатьс€, по моему глубокому убеждению, следующие важнейшие ключевые вопросы.
ѕервое. — этой высокой трибуны хотел бы твердо за€вить, что мы не сможем достигнуть высоких целей по модернизации страны, если не обеспечим четкой и глубокой взаимосв€зи процессов реформировани€ экономики и социальной сферы с посто€нным обновлением общественно-политической и судебно-правовой системы.
¬ центре нашего внимани€ должны оставатьс€, в соответствии с конституционным принципом реального разделени€ властей, вопросы дальнейшего усилени€ роли парламента в общественно-политической жизни страны.
¬ажнейшее место в реализации этой задачи занимает развитие многопартийной системы, повышение активности политических партий, усиление конкурентной борьбы между ними.
—мысл задачи, которую мы должны поставить перед собой, заключаетс€ в том, чтобы предвыборна€ межпартийна€ борьба, борьба идей и программ, котора€ шла при формировании нового состава парламента, продолжалась и углубл€лась в ходе повседневной парламентской де€тельности. »менно на парламентском уровне, говор€ образно, должны происходить схватки идей и программ, и через эту борьбу Ц достижение целей, которые кажда€ парти€ ставит перед собой.
”бежден, чем более ожесточеннее и сильнее будет конкуренци€ между различными политическими фракци€ми в «аконодательной палате, тем больше гарантий того, что идеи каждой партии, представл€ющей интересы определенных социальных сил и слоев, ее программные задачи будут успешно реализованы. Ѕезусловно, все это будет способствовать повышению качества принимаемых законов, повышению роли самого парламента, его воздействи€ на происход€щие в стране процессы.
ћежпартийные дискуссии должны вестись на серьезной, профессиональной и предметной основе. »менно поэтому политическим парти€м необходимо сосредоточитьс€ на более глубоком изучении волнующих их электорат социально-экономических вопросах, выработке и реализации мер по их решению.
ѕришло врем€ перейти от общих рассуждений о Ђполитической поддержке стратегического курса руководства страны на проведение реформї к конкретным действи€м, предлага€ глубоко продуманные, в том числе альтернативные, конкурентоспособные проекты и программы, отражающие целевые задачи каждой отдельной партии или движени€.
¬ажным €вл€етс€ вы€вление серьезных недостатков и упущений на местах, которые мешают повышению социальной эффективности реформ, открытое, гласное и конструктивное их обсуждение, предметна€ критика руководителей органов государственного, хоз€йственного управлени€, контрольной и правоохранительной системы, которые каждый на своем месте не справл€ютс€ с возложенными на них об€занност€ми.
Ќеобходимо шире использовать современные методы работы с электоратом, общепризнанные политические технологии, превратить партийную печать в трибуну острых межпартийных дискуссий.
¬тора€ важнейша€ задача парламента, местных представительных органов власти Ц  енгашей Ц это осуществление ими жесткого парламентского, депутатского контрол€ за тем, как исполнительна€ власть, правительство в центре и хокими€ты на местах исполн€ют законы, прин€тые парламентом.
Ќадо пр€мо признать, что в «аконодательной палате и —енате эта работа, к сожалению, поставлена крайне слабо. ¬ «аконодательной палате и —енате пока еще нерегул€рно заслушиваетс€ и обсуждаетс€ информаци€ об исполнении законов, важнейших государственных программ в соответствующих отрасл€х со стороны ѕремьер-министра –еспублики ”збекистан и его заместителей, руководителей министерств, ведомств, комитетов и других исполнительных структур.
 ак показывают результаты изучени€, эти парламентские слушани€ носили общий, больше познавательный характер, позици€ тех или иных комитетов или комиссий по рассматриваемым вопросам четко не определ€лась, каких-либо программ, документов с конкретными, всесторонне проработанными рекомендаци€ми не принималось.
¬ предсто€щий период следует предприн€ть все необходимые меры по широкому использованию в центре и на местах предусмотренных законом правовых норм и механизмов осуществлени€ контрольных полномочий законодательной власти.
«аслушивание руководителей государственных структур о состо€нии дел с исполнением актов законодательства во вверенных им отрасл€х должно стать повседневной формой парламентской де€тельности.
—ледует расшир€ть практику заслушивани€ информации руководителей исполнительной власти, в частности, членов  абинета ћинистров –еспублики ”збекистан, о состо€нии дел, правоприменительной практике в курируемых ими сферах де€тельности.
¬ частности, в ходе осуществлени€ парламентского контрол€ особое внимание следует уделить меропри€ти€м по сокращению необоснованного вмешательства государственных структур в сферу экономики.
ќсобое внимание следует уделить вопросам реализации јнтикризисной программы мер на 2009-2012 годы, всего комплекса предусмотренных в ней меропри€тий по обеспечению устойчивого развити€ социально-экономической сферы, стабильности в стране.
Ќеобходимо шире использовать такие формы парламентского контрол€, как парламентский запрос, парламентские слушани€ и другие предусмотренные законом формы парламентской де€тельности.
ќбоснованное разъ€снение, дача всесторонних по€снений по вопросам, подн€тым в парламентском запросе, €вл€ютс€ пр€мой об€занностью должностных лиц органов государственной власти и управлени€.
ќтветственность за ее выполнение должна быть возложена на руководителей органов государственной власти всех уровней и прокуратуру.
”спешное решение задачи усилени€ парламентского контрол€ за исполнительной властью в значительной степени зависит от активного участи€ в этой работе средств массовой информации, широкой общественности.
Ѕольшие и ответственные задачи в этом отношении сто€т перед партийной прессой, котора€, с сожалением следует отметить, пока продолжает оставатьс€, говор€ простыми словами, беззубой.
—ама€ главна€ задача должна состо€ть в том, чтобы парламент стал проводником демократических преобразований, либеральных реформ, направленных на формирование сильного гражданского общества.
—ама жизнь все более настойчиво ставит на повестку дн€ вопрос об активизации работы по реализации принципа Ђќт сильного государства Ц к сильному гражданскому обществуї, смысл и содержание которого заключаетс€ в том, что по мере осуществлени€ социально-экономических, общественно-политических реформ, избранной нами модели государственного и общественного строительства во главу угла выдвигаетс€ задача усилени€ роли граждан в управлении страной, что на деле означает дальнейшее развитие всей системы институтов гражданского общества, ее гармоничное интегрирование в процесс управлени€ государством, административно-территориальными образовани€ми.
—ледует в полной мере использовать организационно-правовые услови€ дл€ активного вли€ни€ политических партий на процесс формировани€ органов исполнительной власти в центре и на местах. ¬ этих цел€х необходимо активизировать де€тельность партийных групп в местных  енгашах народных депутатов, повысить партийное воздействие на работу исполнительных структур всех уровней по решению конкретных задач социально-экономического развити€ регионов.
—читаю важным направлением законодательной де€тельности дальнейшее развитие нормативно-правовой базы де€тельности гражданских и общественных институтов, негосударственных и некоммерческих организаций с тем, чтобы они могли зан€ть свою нишу в системе прин€ти€ решений, отстаивани€ интересов тех слоев и структур общества, которые они представл€ют.
Ѕольшие и ответственные задачи в этой св€зи сто€т перед депутатами «аконодательной палаты ќлий ћажлиса –еспублики ”збекистан, избранными от Ёкологического движени€ ”збекистана, объедин€ющего сегодн€ более 100 профильных ЌЌќ. ƒепутаты от данного движени€ призваны способствовать дальнейшему развитию законодательства в сфере охраны окружающей среды, организации системной работы по повышению ответственности органов государственной власти в центре и на местах, а также различных общественных и других структур по безусловному выполнению уже прин€тых документов в этой сфере.
Ќадо твердо и €сно усвоить простую истину Ц отныне Ёкологическое движение ”збекистана выходит на качественно новый уровень, приобретает огромные возможности дл€ того, чтобы с высокой депутатской трибуны ставить и контролировать вопросы охраны окружающей среды, оградить человека и население страны от опасных и агрессивных изменений экологии.
ѕриоритетным направлением должно стать совершенствование законодательства, направленного на расширение прав, полномочий институтов гражданского общества, в том числе органов самоуправлени€ граждан, в системе общественного и государственного строительства.
—егодн€ махалл€ Ц важный фактор своевременного и успешного решени€ насущных вопросов граждан на местах, защиты их интересов. ¬озрастает вклад махалли в решение вопросов духовно-нравственного воспитани€ граждан, молодежи, эффективного функционировани€ социальной сферы, обеспечени€ общественной безопасности и правопор€дка на местах.
¬ этой св€зи совершенствование правовой базы де€тельности махалли, расширени€ ее полномочий, механизмов эффективного функционировани€ €вл€етс€ нашей приоритетной задачей.
¬ажно продолжить работу по превращению махалли в центр адресной социальной поддержки населени€, развити€ частного предпринимательства и семейного бизнеса.
Ќеобходимо предусмотреть дальнейшее расширение функций махалли в системе общественного контрол€ за де€тельностью органов управлени€; обеспечить тесное взаимодействие органов государственной власти и управлени€ с органами самоуправлени€ граждан в цел€х широкого информировани€ общественности о реализации государственных социальных программ на местах.
¬се более возрастающее значение и роль махалли в решении насущных вопросов граждан, обеспечении их общественной активности требует дальнейшего совершенствовани€ системы выборов председателей (аксакалов) сходов граждан и их советников, обеспечивающей избрание аксакалами и их советниками самых достойных граждан.
—ама жизнь сегодн€ однозначно ставит перед нами задачу по укреплению места и роли средств массовой информации в системе институтов гражданского общества. ƒальнейша€ либерализаци€ —ћ», активизаци€ де€тельности негосударственных средств печати, радио, телевидени€, расширение их вхождени€ в глобальную сеть »нтернет должно обеспечивать гласность и открытость проводимой в стране политики реформ, способствовать последовательному формированию сильного гражданского общества.
ƒл€ этого необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование законодательства в сфере —ћ», которое должно создавать услови€ дл€ последовательного повышени€ качества, мастерства и эффективности нашей национальной прессы до уровн€ высоких требований и критериев развитых мировых средств массовой информации.
Ќеобходимо создавать дополнительные услови€ дл€ более активного освещени€ —ћ» проводимой страной внешней и внутренней политики Ц с учетом плюрализма мнений, событий, происход€щих в стране и за ее пределами.
¬ажно обеспечить дальнейшее развитие нормативно-правовой базы де€тельности все более расшир€ющейс€ сети негосударственных средств массовой информации, защиты авторских прав и интеллектуальной собственности, а также внедрени€ в информационную сферу рыночных механизмов.
јктуальное значение приобретают вопросы создани€ нормативно-правовых механизмов, направленных на дальнейшее укрепление материально-технической базы —ћ», материальное и моральное стимулирование труда их работников. ƒостойна€ оценка труда работников сферы, их материальное и моральное поощрение предполагают как повышение самосто€тельности и свободы редакций газет и журналов, так и их ответственности.
ƒорогие друзь€!
¬ ходе прошедших выборов наш народ отдал свои голоса за укрепление мира и стабильности в стране, углубление рыночных отношений, модернизацию, демократизацию общественно-политической жизни, осуществление миролюбивой внешней политики. —егодн€ народ смотрит с доверием и надеждой на избранных им депутатов, на всех тех, кто несет особую ответственность за судьбы реформ.
Ѕудьте достойны, дорогие друзь€, высокого довери€ народа. «доровь€ вам, новых сил и удач в депутатской де€тельности, счасть€ и благополучи€ вашим семь€м.

»сточник: ”зј